Причины возникновения подростковой агрессии у учащихся средней школы и пути ее преодоления

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
Дж.Самюэль

Одна из причин того, что многие люди попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них навыков общения. Серьёзные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в обычной жизни и переносящего эти сложности в профессиональную сферу.

Агрессия – это сложное явление. Источником ее возникновения могут быть самые различные факторы и обстоятельства.

Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Социально-психологическая подготовка в настоящее время нужна каждому школьнику, так как из него в будущем выйдет молодой специалист, от которого социально-экономические условия потребуют знаний и навыков конструктивного межличностного взаимодействия.

К окончанию средней школы подростки должны уметь понимать себя и окружающих людей, принимать решения и делать осознанный выбор, брать на себя ответственность за поступки, проявлять независимость, отстаивать своё мнение, что поможет им в дальнейшей жизни.

Знания об этике и психологии личных и служебных отношений, о морально-психологическом климате в коллективе и навыки установления отношений позволяют подростку, впервые попавшему после школы в новый коллектив, быстрее адаптироваться в нём и избежать конфликтов.

Подростков надо научить общению, умению слушать друг друга, относиться к собеседнику с уважением, проявлять доброжелательность, терпение в спорах и конфликтных ситуациях, научить владеть собой и находить подход к людям. Но некоторые подростки склонны к агрессивным проявлениям, что мешает их общению с окружающими.

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.

С.С.Степанов замечает, что слово “агрессия”, происходящее от латинского “aggredi” – нападать, издавна бытует в европейских языках, однако придаваемое ему значение не всегда было одним и тем же. Ещё в начале XIX века им обозначали любое активное поведение в отношении окружающих, как доброжелательное, так и враждебное. Сегодня агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.

А.Басс (Buss A., 1961) ввёл понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и умением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.

А.Басс и А.Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).
  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.п.).
  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Ю.Б.Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент переходит в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности.

Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней – снижаться за счёт социальных мер и психолого-педагогической работы с подростками.

Вследствие этого, мною была взята диагностика состояния агрессии (опросник Басса–Дарки).

Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за их действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает “да” или “нет”.

Ответы оцениваются по восьми шкалам:

  • физическая агрессия;
  • косвенная агрессия;
  • раздражение;
  • негативизм;
  • обида;
  • подозрительность;
  • вербальная агрессия;
  • чувство вины.

Затем подсчитываются индекс враждебности, который включает в себя шкалу обиды и шкалу подозрительности, и индекс агрессивности (мотивированной и немотивированной), включающий в себя шкалы физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, то есть:

Враждебность = обида + подозрительность;

Агрессивность = физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия.

Рассмотрим результаты исследования подростков четырех 9-х классов: 9А, 9Б, 9В и 9Г. Общее количество испытуемых составило 79 учеников, из них в 9А классе – 21, в 9Б – 20, в 9В – 17 и в 9Г – 21 ученик. Результаты приведены в таблице 1 и наглядно представлены на рис. 1.

Кроме того, были подсчитаны индексы враждебности и агрессивности по каждому из четырех классов. Результаты приведены в таблице 2 и на рис. 2.

Таблица 1. Результаты исследования уровня агрессии подростков 9-х классов по восьми шкалам.

Шкалы Классы
Физическая агрессия 7,9 6,6 6,9 7,0
Косвенная агрессия 5,6 5,0 4,8 4,6
Раздражение 5,8 6,4 5,9 6,4
Негативизм 3,9 2,8 3,4 3,2
Обида 4,1 4,4 3,8 4,2
Подозрительность 5,9 6,0 5,2 5,1
Вербальная агрессия 9,7 8,7 7,9 9,0
Чувство вины 5,0 5,4 5,6 5,0

Рис. 1. Результаты исследования подростков 9-х классов по восьми шкалам

Таблица 2. Индексы враждебности и подозрительности

Индексы Классы
Индекс враждебности 10,0 10,4 9,0 9,4
Индекс агрессивности 23,3 21,3 20,7 22,3

Рис. 2. Результаты исследования подростковой враждебности и агрессивности
учащихся 9-х классов

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21±4, а враждебности – 6…7±3.

По результатам исследования видно, что во всех четырёх классах индексы враждебности и агрессивности находятся в пределах нормы. В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности человека, его творческого потенциала и стремления к достижениям.

В то же время в классах есть подростки, у которых индексы враждебности и агрессивности выше либо ниже нормы. Это говорит о том, что данным подросткам нужна психологическая помощь. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию.

Особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает “казаться или быть сильным”.

Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно различных возможностей, но в ряде случаев для гашения детской или подростковой агрессии нужно:

  • игнорировать незначительную агрессию или использовать позитивные стратегии;
  • акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка или подростка;
  • контролировать собственные негативные эмоции.

При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек:

  • не подкрепляет агрессивное поведение подростка;
  • демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией:
  • сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Разобравшись в мотивах тех или иных поступков подростка, можно понять, что какие-то его недостатки не так уж страшны и не свидетельствуют о формирующейся испорченности. Главная задача педагога – руководствуясь добром и любовью, помочь подростку справиться с трудностями.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому очень важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а воспринимались ребёнком положительно. Взаимодействие педагогов с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Литература

  1. Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. Издательство “Речь”, Санкт-Петербург, 2001.
  2. Р.Бэрон, Д.Ричардсон. Агрессия. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2001.
  3. А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. Социальная педагогическая психология. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 1999.
  4. С.С.Степанов. Азбука детской психологии. Издательство “ТЦ Сфера”, Москва, 2004.
  5. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие. Под редакцией Н.М.Платоновой. Издательство “Речь”, Санкт-Петербург, 2006.
  6. А.Айхорн. Трудный подросток. Издательство “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2001.