Жизнь в обществе невозможна без
взаимных уступок.
Дж.Самюэль
Одна из причин того, что многие люди попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них навыков общения. Серьёзные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в обычной жизни и переносящего эти сложности в профессиональную сферу.
Агрессия – это сложное явление. Источником ее возникновения могут быть самые различные факторы и обстоятельства.
Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Социально-психологическая подготовка в настоящее время нужна каждому школьнику, так как из него в будущем выйдет молодой специалист, от которого социально-экономические условия потребуют знаний и навыков конструктивного межличностного взаимодействия.
К окончанию средней школы подростки должны уметь понимать себя и окружающих людей, принимать решения и делать осознанный выбор, брать на себя ответственность за поступки, проявлять независимость, отстаивать своё мнение, что поможет им в дальнейшей жизни.
Знания об этике и психологии личных и служебных отношений, о морально-психологическом климате в коллективе и навыки установления отношений позволяют подростку, впервые попавшему после школы в новый коллектив, быстрее адаптироваться в нём и избежать конфликтов.
Подростков надо научить общению, умению слушать друг друга, относиться к собеседнику с уважением, проявлять доброжелательность, терпение в спорах и конфликтных ситуациях, научить владеть собой и находить подход к людям. Но некоторые подростки склонны к агрессивным проявлениям, что мешает их общению с окружающими.
Различными исследователями предложено множество определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.
С.С.Степанов замечает, что слово “агрессия”, происходящее от латинского “aggredi” – нападать, издавна бытует в европейских языках, однако придаваемое ему значение не всегда было одним и тем же. Ещё в начале XIX века им обозначали любое активное поведение в отношении окружающих, как доброжелательное, так и враждебное. Сегодня агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.
А.Басс (Buss A., 1961) ввёл понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и умением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.
А.Басс и А.Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:
- Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
- Раздражение (вспыльчивость, грубость).
- Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).
- Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.п.).
- Негативизм (оппозиционное поведение).
Ю.Б.Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент переходит в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности.
Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней – снижаться за счёт социальных мер и психолого-педагогической работы с подростками.
Вследствие этого, мною была взята диагностика состояния агрессии (опросник Басса–Дарки).
Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за их действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает “да” или “нет”.
Ответы оцениваются по восьми шкалам:
- физическая агрессия;
- косвенная агрессия;
- раздражение;
- негативизм;
- обида;
- подозрительность;
- вербальная агрессия;
- чувство вины.
Затем подсчитываются индекс враждебности, который включает в себя шкалу обиды и шкалу подозрительности, и индекс агрессивности (мотивированной и немотивированной), включающий в себя шкалы физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, то есть:
Враждебность = обида + подозрительность;
Агрессивность = физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия.
Рассмотрим результаты исследования подростков четырех 9-х классов: 9А, 9Б, 9В и 9Г. Общее количество испытуемых составило 79 учеников, из них в 9А классе – 21, в 9Б – 20, в 9В – 17 и в 9Г – 21 ученик. Результаты приведены в таблице 1 и наглядно представлены на рис. 1.
Кроме того, были подсчитаны индексы враждебности и агрессивности по каждому из четырех классов. Результаты приведены в таблице 2 и на рис. 2.
Таблица 1. Результаты исследования уровня агрессии подростков 9-х классов по восьми шкалам.
Шкалы | Классы | |||
9А | 9Б | 9В | 9Г | |
Физическая агрессия | 7,9 | 6,6 | 6,9 | 7,0 |
Косвенная агрессия | 5,6 | 5,0 | 4,8 | 4,6 |
Раздражение | 5,8 | 6,4 | 5,9 | 6,4 |
Негативизм | 3,9 | 2,8 | 3,4 | 3,2 |
Обида | 4,1 | 4,4 | 3,8 | 4,2 |
Подозрительность | 5,9 | 6,0 | 5,2 | 5,1 |
Вербальная агрессия | 9,7 | 8,7 | 7,9 | 9,0 |
Чувство вины | 5,0 | 5,4 | 5,6 | 5,0 |
Рис. 1. Результаты исследования подростков 9-х классов по восьми шкалам
Таблица 2. Индексы враждебности и подозрительности
Индексы | Классы | |||
9А | 9Б | 9В | 9Г | |
Индекс враждебности | 10,0 | 10,4 | 9,0 | 9,4 |
Индекс агрессивности | 23,3 | 21,3 | 20,7 | 22,3 |
Рис. 2. Результаты исследования
подростковой враждебности и агрессивности
учащихся 9-х классов
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21±4, а враждебности – 6…7±3.
По результатам исследования видно, что во всех четырёх классах индексы враждебности и агрессивности находятся в пределах нормы. В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности человека, его творческого потенциала и стремления к достижениям.
В то же время в классах есть подростки, у которых индексы враждебности и агрессивности выше либо ниже нормы. Это говорит о том, что данным подросткам нужна психологическая помощь. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию.
Особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает “казаться или быть сильным”.
Для предупреждения агрессивных поведенческих
реакций различного происхождения существует
достаточно различных возможностей, но в ряде
случаев для гашения детской или подростковой
агрессии нужно:
При управлении своими отрицательными эмоциями
взрослый человек:
Разобравшись в мотивах тех или иных поступков подростка, можно понять, что какие-то его недостатки не так уж страшны и не свидетельствуют о формирующейся испорченности. Главная задача педагога – руководствуясь добром и любовью, помочь подростку справиться с трудностями.
Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому очень важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а воспринимались ребёнком положительно. Взаимодействие педагогов с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Литература
- Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. Издательство “Речь”, Санкт-Петербург, 2001.
- Р.Бэрон, Д.Ричардсон. Агрессия. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2001.
- А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. Социальная педагогическая психология. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 1999.
- С.С.Степанов. Азбука детской психологии. Издательство “ТЦ Сфера”, Москва, 2004.
- Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие. Под редакцией Н.М.Платоновой. Издательство “Речь”, Санкт-Петербург, 2006.
- А.Айхорн. Трудный подросток. Издательство “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2001.