В данной работе представлен один из возможных путей своевременной помощи детям среднего дошкольного возраста – организация в детском саду системы работы, направленной на предупреждение и своевременную коррекцию психологических нарушений.
Диагностика детей среднего возраста является частью общей системы, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.
Общеизвестно, что традиционно психологическая работа с дошкольниками начинается с пятилетнего возраста. Но очень часто это бывает слишком поздно, чтобы исправить все уже сформировавшиеся нарушения. Задача педагога - психолога на этапе младшего дошкольного возраста на основе наблюдения выявить общую картину взаимообусловленного когнитивного, аффективного, социально – эмоционального развития младших дошкольников.
Основное же направление психологической диагностики детей 4-5 лет: углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление соответствия или несоответствия психического развития возрастной норме. Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальные “Динамические дневники развития познавательной сферы ребёнка среднего возраста”. (Приложение 1)
Каждый педагог должен не только хорошо знать, какие сферы деятельности являются для ребенка наиболее проблемными, но и понимать причины возникновения этих проблем. Только в этом случае мы можем говорить об индивидуальном подходе к обучению детей с проблемами развития. Педагог не может справиться с такой большой задачей в одиночку. Для обследования ребенка с целью качественного анализа дефекта ему требуется помощь специалистов.
Разработанная нами диагностика представлена в приложении.
Основное направление динамического дневника:
Познавательная сфера.
Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является набор специально разработанных и подобранных методик.
Таким образом, как участник построения модели психолого-педагогического сопровождения в профилактики психоречевых нарушений у детей нами составлена система работы, которая включает в себя:
- проведение диагностического обследования в форме “Динамического дневника развития познавательной сферы ребёнка среднего возраста”
для выявления соответствия или несоответствия возрастной норме и представление полученных данных на ПМПк, ПМПК;
- система корекционно-развивающих игр и упражнений, способствующие развитию психических функций у дошкольников.
Мы вправе сказать, что организованная таким образом система работы со средними дошкольниками действительно направлена на предупреждение у них психоречевых нарушений и, следовательно, является наиболее эффективным и действенным путем психологического воздействия на формирование и коррекцию высшей нервной деятельности детей в сензитивный период их развития.