История и развитие парламентаризма в России

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (113 кБ)


Посвящён 105-й годовщине открытия первой Государственной Думы

Цель урока: способствовать осознанию обучающимися значимости парламентаризма как регулятора общественного равновесия и согласия.

Задачи урока:

  • изучить в интерактивном режиме основные вехи становления и развития российского парламентаризма;
  • исследовать общественную значимость парламентской борьбы для развития политической толерантности;
  • создать образовательное и воспитательное пространство в рамках открытого учебного занятия для развития чувств гражданственности, патриотизма и проявления активной общественной позиции.

Тип урока: объяснение нового материала на основе актуализации учебного и личного опыта обучающихся.

Форма урока: презентация учебного материала и организация групповой дискуссии на основе проблемно-ориентированных заданий.

Оборудование: мультимедийный проектор, оформление пространства для групповой работы, дидактические бланки с проблемными заданиями.

Урок проведён в качестве открытого учебного занятия с приглашением председателя Совета народных депутатов посёлка Балакирево Е. Н. Мулатовой.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап: введение темы урока, выяснение её актуальности и общественной значимости; представление цели и задач урока; знакомство с приглашённым лицом.
  2. Теоретическая часть на основе тематической презентации (выступления обучающихся с мини-проектами по тематическим слайдам, обсуждение проблемных вопросов, подведение итогов по отдельным блокам теоретического материала).
  3. Выступление председателя Совета народных депутатов посёлка Балакирево Е. Н. Мулатовой (специфика представительной деятельности органов местного самоуправления).
  4. Практическая часть на основе организации групповой дискуссии (группы обучающихся с выбранными тренерами представляют решение проблемных вопросов; жюри во главе с председателем Совета народных депутатов оценивают качество итоговой информации.
  5. Заключительный этап: подведение итогов по реализации учебной цели, предложение проективного домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационный этап

Сегодняшнее занятие будет особенным, так как оно посвящено знаменательной дате – открытию Первой Государственной Думы, т. е. началу российского парламентаризма.

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник (Слайд 1).

Мы проследим с помощью ваших мини-проектов основные вехи формирования представительной и законодательной власти в России, отметим общественное значение парламентаризма, познакомимся со спецификой деятельности представительной власти органов местного самоуправления.

Разделившись на группы, вы выясните в решении проблемных заданий основные направления деятельности Государственной Думы.

2. Теоретическая часть на основе тематической презентации

Выступление 1-го обучающегося: в XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства – Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в.(до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.

В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества (Слайды 2-3).

Выступление 2-го обучающегося: в ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Выступление 3-го обучающегося: Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.

Однако было бы неправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место (Слайд 4).

Выступление 4-го обучающегося: политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90-х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ.

По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.

Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, по - видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания (Слайды 5-9).

Проблемное задание:

На основе предложенной исторической информации выделите основные трудности в развитии российского парламентаризма и наметьте перспективы дальнейшего совершенствования представительной и законодательной власти (Слайд 10).

3. Выступление председателя Совета народных депутатов посёлка Балакирево Е. Н. Мулатовой:

- сущность представительной власти;

- функции органов местного самоуправления;

- нормативное содержание решений локального уровня.

4. Практическая часть на основе организации групповой дискуссии

Группы получают проблемные задания по выявлению функций и направлений деятельности Председателя Государственной Думы, комитетов, комиссий, депутатских групп. Каждая группа докладывает результаты исследования: тренеры групп задают уточняющие вопросы. Жюри оценивает полноту и качественное содержание ответов.

Содержание текста 1-й группы

Председатель Государственной Думы.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы.

Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание.

Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.

Содержание текста 2-й группы

Депутатские объединения. В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.

Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Содержание текста 3-й группы

Комитеты и комиссии. Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации: организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания: дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. Государственная Дума образует комитеты:

- по законодательству и судебно-правовой реформе;

- по труду и социальной политике;

- по делам ветеранов;

- по охране здоровья;

- по образованию и науке;

- по делам женщин, семьи и молодежи;

- по бюджету, налогам, банкам и финансам;

- по экономической политике;

- по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;

- по аграрным вопросам;

- по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;

- по природным ресурсам и природопользованию;

- по экологии;

- по обороне;

- по безопасности;

- по международным делам;

- по делам СНГ и связям с соотечественниками;

- по делам национальностей;

- по делам Федерации и региональной политике;

- по вопросам местного самоуправления;

- по делам общественных объединений и религиозных организаций;

- по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

- по информационной политике и связи;

- по вопросам геополитики;

- по конверсии и наукоемким технологиям;

- по культуре;

- по туризму и спорту;

- по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Содержание текста 4-й группы

Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.

Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства от депутатских объединений.

Численный состав данных органов определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов.

Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.

Другой формой работы комитетов и комиссий, являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

Итоговые проблемные вопросы

  1. В чём вы видите основное предназначение парламента?
  2. Как вы считаете, почему путь российского парламентаризма оказался таким тернистым?
  3. Какие функции представительной власти вы выделяете как приоритетные?
  4. Подведение итогов: общая характеристика работы класса и отдельных групп, проведение групповой рефлексии.
  5. Проективное домашнее задание: составить наказы представительной власти по приоритетным направлениям развития посёлка.