Занятие в 1-м классе "Волшебная страна чувств"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Формирование знаний об эмоциях.
  • Актуализация позитивного эмоционального опыта
  • Снятие психоэмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения через арт-терапевтические средства выражать чувства
  • Формирование навыков рефлексии, умение анализировать чувства

Задачи:

1. Знакомство, создание доброжелательной атмосферы на занятии.

2. Знакомство с понятиями "эмоции": "радость", "грусть", "злость", "спокойствие", "удивление".

3. Развитие понимания выражения лица

4. Развитие творческого мышления, способности концентрироваться

5. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Методы работы:

  • арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, рефлексия, показ примеров и образцов.

Форма работы: работа в паре и в группах.

Материал:

Карточки с изображением четырех стихий (четное количество), образец маски, заготовки масок, фигурки "жителей", таблички с названием чувств, кукла "Королева эмоция", магнитофон, запись с музыкой (4фрагмента), изображение "домиков", магниты.

Организация работы:

1. Вводная часть. Упражнение "Приветствие". (5мин)

2. Основная часть. Упражнение "Четыре стихии". (7мин)

  • Упражнение "Волшебные маски". (7мин)
  • Упражнение "Изображение эмоций". (6мин)

3. Завершение работы. Рефлексия. (5мин)

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение "Приветствие. Знакомство".

Цель: Настроить на психологическую комфортность, на доброжелательные отношения и эмоциональное благополучие. Формирование положительной установки учащихся на занятие, посредством двигательной активности.

Психолог: "Доброе утро, ребята, я рада вас видеть. Меня зовут Любовь Евгеньевна. Сегодня мы с вами отправимся в страну. Но какую страну, об этом вы узнаете чуть позже. Впереди нас ждет волшебная тропинка, по которой мы должны пройти. Готовы?"

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с психологом.

Текст: "Мы идем по волшебной тропинке. А на волшебной тропинке все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Ой! Вдруг выпал снег. И мы теперь идем по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат осенние листочки. Но вот мы вышли и теперь побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки. Они приятно щекочут и слегка покалывают наши ноги".

Основная часть.

Упражнение "Четыре стихии".

Цель:

1) снятие психоэмоционального и физического напряжения;

2) знакомство с понятиями "эмоции": "радость", "грусть", "злость", "спокойствие", "удивление".

Дети идут по тропинке и видят перед собой картинки с изображением 4 стихий: земля, воздух, огонь, вода.

Психолог: "Ребята, перед вами лежат карточки с изображениями. Что изображено на карточках? Правильно, вода, огонь, земля, воздух. А как можно назвать одним словом? Правильно, стихии. Молодцы! Посмотрите внимательно, и каждый из вас пусть выберет карточку. Выбрали?"

Каждый ребенок выбирает ту картинку, которая ему понравилась. Таким образом, у кого оказались картинки с одной и той же стихией, образуют группу. Рассаживаются по группам за столы.

Психолог: "Мы продолжаем путешествие. Слышите музыку? Давайте послушаем ее".

Начинается музыка. Фрагменты музыки. После каждого фрагменты обсуждение:

"Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Какие ощущения? Какие эмоции у вас возникли? (Необходимо, чтобы каждый ребенок высказался, какие чувства у него возникли, слушая определенный фрагмент. Когда дети называют эмоции- радость, грусть, злость, спокойствие, удивление- психолог крепит на доску карточки с названием эмоций).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты. А как выглядит веселый человек? Он улыбается, глаза радостные. А как выглядит злой человек? Брови нахмурены, губы сжаты. А удивленный человек? Рот приоткрыт, глаза большие, удивленные. Молодцы!"

Дети делятся впечатлениями по каждому фрагменту.

Упражнение "Волшебные маски".

Цель:

1) развитие творческого мышления, способности концентрироваться;

2) развитие умения через арт-терапевтические средства выражать чувства;

3) формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

 Психолог: "Ребята, а что вы видите на доске? Это "жители" волшебной страны. Как вы думаете, что у них общего? А что разного? Это волшебные "жители" и у них есть имена. Чтобы узнать как их зовут, нам необходимо вернуть им их лица. Каким образом? Мы сделаем им волшебные маски. И тогда мы узнаем их имена. Вы сейчас будете работать в группах. В каждой группе на столе лежат заготовки масок и дополнительный материал. Вам необходимо сделать маску для жителя волшебной страны . Посмотрите внимательно, что у вас на столе - это глазки, ротик, брови. Прежде чем наклеивать, сначала приложите и посмотрите, на какую эмоцию эта маска может быть похожа. А затем только клеите. Молодцы!".

С помощью заготовки и дополнительного материала ребята делают маску. При этом они не знают, маска какой эмоции у них находится.

Дети готовят маски к просмотру.

Упражнение "Изображение эмоций".

Цель:

1) развитие понимания выражения лица;

2) развитие умения выражать чувства;

3) формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Дети встают: каждый рядом со своей партой. Психолог показывает поочередно каждую маску. При этом дети должны попытаться выразить с помощью мимики лица эмоцию каждой маски.

Психолог: "Ребята, посмотрите, какие у вас получились волшебные маски.

Вы оказались настоящими волшебниками! Молодцы! Давайте познакомимся, какие жители появились в волшебной стране? Это радость. Давайте попробуем показать как выглядит радостный человек только с помощью выражения лица. Улыбнитесь, покажите свое радостное лицо своему соседу. Молодцы! А теперь, смотрим следующую маску. Это грусть, спокойствие, злость, удивление. (С каждой маской проигрывается эмоция на лице). Молодцы! Мы с вами познакомились с жителями этой волшебной страны. Ребята, а как вы думаете, в какой стране мы с вами оказались. Правильно, в волшебной стране чувств. Посмотрите. Кто это здесь? Это королева Эмоций, которая благодарит вас за помощь ее волшебным жителям".

После выполнения этого упражнения, маски крепятся на доску к фигуркам "жителей". Здесь показана королева Эмоций (плоская кукла, прикрепленная к доске), которая благодарит детей за помощь.

Заключительная часть.

Заключительное упражнение. Рефлексия.

Психолог: "Ребята, мы сегодня с вами совершили путешествие в волшебную страну. Какую? Волшебную страну чувств. Познакомились с "жителями" и Королевой Эмоции. Как зовут "жителей"? радость, грусть, злость, удивление, спокойствие. Молодцы! Ребята, а вам понравилось в "волшебной стране чувств"? Если вам понравилось, сейчас вам радостно и весело, то возьмите красный домик. Если вам понравилось, сейчас просто хорошо и вам спокойно, то зеленый домик. Если вы удивлены, но вам также понравилось, то желтый домик. Если вам грустно и печально, то синий дом. Если вам совсем не понравилось и вы огорчены, то фиолетовый дом. И это будет еще одним подарком для "жителей" волшебной страны. Каких домиков получилось больше? Значит, вы так себя чувствуете. Молодцы! Спасибо! Королева Эмоций вас благодарит и делает вам подарки. До свидания!"