Цели:
- Формирование знаний об эмоциях.
- Актуализация позитивного эмоционального опыта
- Снятие психоэмоционального и физического напряжения
- Развитие умения через арт-терапевтические средства выражать чувства
- Формирование навыков рефлексии, умение анализировать чувства
Задачи:
1. Знакомство, создание доброжелательной атмосферы на занятии.
2. Знакомство с понятиями "эмоции": "радость", "грусть", "злость", "спокойствие", "удивление".
3. Развитие понимания выражения лица
4. Развитие творческого мышления, способности концентрироваться
5. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Методы работы:
- арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, рефлексия, показ примеров и образцов.
Форма работы: работа в паре и в группах.
Материал:
Карточки с изображением четырех стихий (четное количество), образец маски, заготовки масок, фигурки "жителей", таблички с названием чувств, кукла "Королева эмоция", магнитофон, запись с музыкой (4фрагмента), изображение "домиков", магниты.
Организация работы:
1. Вводная часть. Упражнение "Приветствие". (5мин)
2. Основная часть. Упражнение "Четыре стихии". (7мин)
- Упражнение "Волшебные маски". (7мин)
- Упражнение "Изображение эмоций". (6мин)
3. Завершение работы. Рефлексия. (5мин)
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение "Приветствие. Знакомство".
Цель: Настроить на психологическую комфортность, на доброжелательные отношения и эмоциональное благополучие. Формирование положительной установки учащихся на занятие, посредством двигательной активности.
Психолог: "Доброе утро, ребята, я рада вас видеть. Меня зовут Любовь Евгеньевна. Сегодня мы с вами отправимся в страну. Но какую страну, об этом вы узнаете чуть позже. Впереди нас ждет волшебная тропинка, по которой мы должны пройти. Готовы?"
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с психологом.
Текст: "Мы идем по волшебной тропинке. А на волшебной тропинке все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Ой! Вдруг выпал снег. И мы теперь идем по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат осенние листочки. Но вот мы вышли и теперь побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки. Они приятно щекочут и слегка покалывают наши ноги".
Основная часть.
Упражнение "Четыре стихии".
Цель:
1) снятие психоэмоционального и физического напряжения;
2) знакомство с понятиями "эмоции": "радость", "грусть", "злость", "спокойствие", "удивление".
Дети идут по тропинке и видят перед собой картинки с изображением 4 стихий: земля, воздух, огонь, вода.
Психолог: "Ребята, перед вами лежат карточки с изображениями. Что изображено на карточках? Правильно, вода, огонь, земля, воздух. А как можно назвать одним словом? Правильно, стихии. Молодцы! Посмотрите внимательно, и каждый из вас пусть выберет карточку. Выбрали?"
Каждый ребенок выбирает ту картинку, которая ему понравилась. Таким образом, у кого оказались картинки с одной и той же стихией, образуют группу. Рассаживаются по группам за столы.
Психолог: "Мы продолжаем путешествие. Слышите музыку? Давайте послушаем ее".
Начинается музыка. Фрагменты музыки. После каждого фрагменты обсуждение:
"Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Какие ощущения? Какие эмоции у вас возникли? (Необходимо, чтобы каждый ребенок высказался, какие чувства у него возникли, слушая определенный фрагмент. Когда дети называют эмоции- радость, грусть, злость, спокойствие, удивление- психолог крепит на доску карточки с названием эмоций).
Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты. А как выглядит веселый человек? Он улыбается, глаза радостные. А как выглядит злой человек? Брови нахмурены, губы сжаты. А удивленный человек? Рот приоткрыт, глаза большие, удивленные. Молодцы!"
Дети делятся впечатлениями по каждому фрагменту.
Упражнение "Волшебные маски".
Цель:
1) развитие творческого мышления, способности концентрироваться;
2) развитие умения через арт-терапевтические средства выражать чувства;
3) формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Психолог: "Ребята, а что вы видите на доске? Это "жители" волшебной страны. Как вы думаете, что у них общего? А что разного? Это волшебные "жители" и у них есть имена. Чтобы узнать как их зовут, нам необходимо вернуть им их лица. Каким образом? Мы сделаем им волшебные маски. И тогда мы узнаем их имена. Вы сейчас будете работать в группах. В каждой группе на столе лежат заготовки масок и дополнительный материал. Вам необходимо сделать маску для жителя волшебной страны . Посмотрите внимательно, что у вас на столе - это глазки, ротик, брови. Прежде чем наклеивать, сначала приложите и посмотрите, на какую эмоцию эта маска может быть похожа. А затем только клеите. Молодцы!".
С помощью заготовки и дополнительного материала ребята делают маску. При этом они не знают, маска какой эмоции у них находится.
Дети готовят маски к просмотру.
Упражнение "Изображение эмоций".
Цель:
1) развитие понимания выражения лица;
2) развитие умения выражать чувства;
3) формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Дети встают: каждый рядом со своей партой. Психолог показывает поочередно каждую маску. При этом дети должны попытаться выразить с помощью мимики лица эмоцию каждой маски.
Психолог: "Ребята, посмотрите, какие у вас получились волшебные маски.
Вы оказались настоящими волшебниками! Молодцы! Давайте познакомимся, какие жители появились в волшебной стране? Это радость. Давайте попробуем показать как выглядит радостный человек только с помощью выражения лица. Улыбнитесь, покажите свое радостное лицо своему соседу. Молодцы! А теперь, смотрим следующую маску. Это грусть, спокойствие, злость, удивление. (С каждой маской проигрывается эмоция на лице). Молодцы! Мы с вами познакомились с жителями этой волшебной страны. Ребята, а как вы думаете, в какой стране мы с вами оказались. Правильно, в волшебной стране чувств. Посмотрите. Кто это здесь? Это королева Эмоций, которая благодарит вас за помощь ее волшебным жителям".
После выполнения этого упражнения, маски крепятся на доску к фигуркам "жителей". Здесь показана королева Эмоций (плоская кукла, прикрепленная к доске), которая благодарит детей за помощь.
Заключительная часть.
Заключительное упражнение. Рефлексия.
Психолог: "Ребята, мы сегодня с вами совершили путешествие в волшебную страну. Какую? Волшебную страну чувств. Познакомились с "жителями" и Королевой Эмоции. Как зовут "жителей"? радость, грусть, злость, удивление, спокойствие. Молодцы! Ребята, а вам понравилось в "волшебной стране чувств"? Если вам понравилось, сейчас вам радостно и весело, то возьмите красный домик. Если вам понравилось, сейчас просто хорошо и вам спокойно, то зеленый домик. Если вы удивлены, но вам также понравилось, то желтый домик. Если вам грустно и печально, то синий дом. Если вам совсем не понравилось и вы огорчены, то фиолетовый дом. И это будет еще одним подарком для "жителей" волшебной страны. Каких домиков получилось больше? Значит, вы так себя чувствуете. Молодцы! Спасибо! Королева Эмоций вас благодарит и делает вам подарки. До свидания!"