Цель: реализация учебного плана в 5 классе коррекционного V вида в пропедевтическом курсе предметов естественнонаучного цикла.
Задачи: формирование комплексных знаний школьников о природной среде, использование возможностей эмоционального восприятия географических знаний к более осознанному применению их практической деятельности и в повседневной жизни.
Адресат: учителя предметов естественных наук.
Краткая аннотация: программа представлена двумя основными частями. Первая часть “Мир астрономии” знакомит с системой развития представлений людей о Земле, Вселенной, учеными, которые внесли наибольший вклад в развитие знаний астрономии. Во второй части “Мир географии” изучается история формирования географических знаний, вклад мореплавателей, путешественников, учёных в формировании представлений о природе Земли.
Программа предполагает усвоение учащимися не только предметных знаний, но и формирование надпредметных умений пользоваться этими знаниями в процессе выполнения практических работ.
В качестве учебного пособия для учащихся используется учебник “Природоведение”. Авторы – Плешаков А. А., Сонин Н. И. Учителем дополнительно составляются тексты к темам уроков, материал которых отсутствует в учебнике (пример – приложение №1), а так же материалы для вторичного закрепления знаний учащихся (пример – приложение №2).
При составлении текстов используется прием эмпатии (сопереживание), который позволяет приблизить содержание изучаемого к личности ребенка в коррекционном классе.
Актуальность работы связана с модернизацией образования, его вариативностью: использование в коррекционном обучении.
5 класс. Коррекционный, V вида.
Рабочая программа. География.
34 часа.
Программа является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.
Задачи курса:
- формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
- развитие знаний о природе, полученных в начальной школе в курсе природоведения;
- формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельного курса географии;
- создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
В содержании курса раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы географической области знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников о явлениях, происходящих в природе.
Введение (1 час)
География как наука. Методы географических исследований (географические описания, картографический метод, космические методы исследования).
1. Мир астрономии (12 часов).
Рождение астрономии. Представление людей древности о Земле, Вселенной.
Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции. Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею.
Астрономические знания народов Востока. Выдающиеся ученые Востока: Бируни, Омар Хайям, Улугбек.
Достижения древних астрономов Китая, Индии.
Николай Коперник и его система мира. Роль Д. Бруно в развитии взглядов Н. Коперника.
Законы движения планет И. Кеплера. Закон всемирного тяготения И. Ньютона.
Методы астрономических наблюдений. Гномон. Г. Галилей. Значение его открытий. Современные методы исследования космоса.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры.
Мир звезд, многообразие звезд. Созвездия. Солнце – ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле.
Счет времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни.
Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни.
Практические работы
Изготовление моделей системы мира по Аристотелю, Птолемею, Н. Копернику; Нахождение основных созвездий северного полушария.
2. Мир географии (14 часов)
Истоки географии. Геродот – родоначальник географии. Путешествия древних финикийцев вокруг Африки. Экспедиция Пифея на Британские острова.
Открытие европейцами морского пути в Индию. Х. Колумб. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.
А. Никитин, его путешествие в Индию.
Освоение русскими Севера, Северной Америки.
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Открытие шестого материка.
Строение Земли. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Наружные оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера).
Мировой океан. Свойства морской воды. Океаны Земли. Жизнь в Мировом океане. Роль океана в жизни человека.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида (природа, животные и растительный мир).
Практические работы
Описание рельефа, виды местности.
Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших гор и равнин.
Нанесение на контурную карту названий географических объектов.
Учащиеся должны знать:
- главные эпизоды истории географических открытий;
- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа суши;
- части Мирового океана;
- обитателей Мирового океана;
- природные комплексы материков;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
- описывать географические объекты;
- объяснять особенности природы Мирового океана;
- объяснять особенности природы материков;
- готовить небольшие сообщения географического содержания, используя результаты наблюдений практических работ, материалы учебника и дополнительной литературы.
5 класс. География.
Тематическое планирование.
34 часа – 1 час в неделю
№ урока | Тема | Практические работы | Дата |
1 | Введение | ||
2 | Рождение астрономии. Представление людей древности о Земле, Вселенной. | ||
3 | Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции. Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею. | Практическая работа №1. Изготовление моделей системы мира по Аристотелю, Птолемею, Н. Копернику |
|
4 | Астрономические знания народов Востока. Выдающиеся ученые Востока: Бируни, Омар Хайям, Улугбек. | ||
5 | Достижения древних астрономов Китая, Индии. | ||
6 | Николай Коперник и его система мира. Роль Д. Бруно в развитии взглядов Н. Коперника. | ||
7 | Законы движения планет И. Кеплера. | ||
8 | Закон всемирного тяготения И. Ньютона. | ||
9 | Методы астрономических наблюдений. Гномон. | ||
10 | Г. Галилей. Значение его открытий. Современные методы исследования космоса. | ||
11 | Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры. | ||
12 | Мир звезд, многообразие звезд. Созвездия. Солнце – ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле. | Практическая работа №2. Нахождение основных созвездий северного полушария. |
|
13 | Счет времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни. | ||
14 | Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни. | ||
15 | Истоки географии. Геродот – родоначальник географии. Путешествия древних финикийцев вокруг Африки. | ||
16 | Экспедиция Пифея на Британские острова. | ||
17 | Открытие европейцами морского пути в Индию. Х. Колумб. Открытие Америки. | ||
18 | Первое кругосветное путешествие. | ||
19 | А. Никитин, его путешествие в Индию. | ||
20 | Освоение русскими Севера, Северной Америки. Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Открытие шестого материка. | ||
21 | Строение Земли. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). | ||
22 | Литосфера. | Практическая работа №3. Описание рельефа, виды местности. |
|
23 | Атмосфера. | ||
24 | Гидросфера. | ||
25 | Мировой океан. Свойства морской воды. Океаны Земли. | ||
26 | Жизнь в Мировом океане. Роль океана в жизни человека. | ||
27 | Материк Евразия. | ||
28 | Материк Африка. | ||
29 | Материк Северная Америка. | ||
30 | Материк Южная Америка. | ||
31 | Материк Австралия. | ||
32 | Материк Антарктида. | ||
33 | Урок-практикум. Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших гор и равнин. Нанесение на контурную карту названий географических объектов. |
||
34 | Итоговый урок. |