Специальность “Повар” (3 год обучения)
Урок 3
Тема: Технология приготовления заправочных супов. Солянка.
Цели урока
образовательная
- Формировать знания о технологии приготовления солянок, закрепить знания о технологии приготовления борщей;
развивающая
- Развивать умения по актуализации знаний, внимание, память, речь, мышление, умение делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль;
воспитательная
- Воспитывать интерес к предмету, активность, организованность.
Методы: словесный, проблемного изложения, частично-поисковый, наглядно-илюстративный.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Технология приготовления солянок”, рабочая тетрадь, инструкционные карты, продукты, спецодежда, инвентарь.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент(3 мин)
Проверка посещаемости.
II. Подготовка к уроку.
Вводный этап (7 мин)
Мотивация
Отрывок из стихотворения “Русская кухня” (читает педагог) (Слайд 2).
- Подумайте, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Сообщение темы и цели урока (Слайд 3).
Опрос домашнего задания – кроссворд по теме: “Технология приготовления борщей” (Слайды 5-6). (Самоконтроль).
Приложение 1III. Актуализация опорных знаний
- Словарная работа: припускание, пассерование.
- Механическая кулинарная обработка лука репчатого.
- Формы нарезки лука.
- Подготовка соленых и маринованных овощей к тепловой обработке.
Основной этап (23 мин)
1. Сообщение новых знаний.
2. История возникновения солянок. (Слайд 13).
С приходом в общественное питание фаст-фудов, суши-баров, мы стали забывать исконно русские блюда. Русская кухня отличается многообразием первых блюд Знания по теме: “Технология приготовления солянок” пригодятся вам в повседневной жизни.
3. Основные правила приготовления солянок (рассказ педагога).
Солянки относятся к заправочным супам и состоят из жидкой основы, гарнира и заправки. В качестве жидкой основы используют концентрированные мясной, рыбный и грибной бульоны. В состав солянок входят соленые огурцы, пассерованный лук, томатное пюре, каперсы, оливки и маслины. Грибные солянки готовят со свежими и сушеными грибами.
Соленые огурцы нарезают соломкой или ломтиками и припускают. Репчатый лук тонко шинкуют и пассеруют. Томатное пюре пассеруют отдельно или вводят в конце пассерования репчатый лук. У оливок и маслин вынимают косточки. Лимон промывают, очищают кожицу и нарезают кружочками. Мясные продукты варят и нарезают ломтиком или соломкой. Мясные и грибные солянки подают с лимоном, сметаной и зеленью, рыбные – без сметаны (Слайды с 14-17).
3. Технология приготовления солянки сборной мясной (самостоятельная работа учащихся с учебником. Приложение 2.
4. Физкультминутка – упражнение для глаз (Слайд 19).
5. Инструкционная карта приготовления солянки сборной мясной (Слайды 20-28)
Свинину обжарить и отварить в подсоленной воде (1 час). Мясо вынуть, остудить, нарезать небольшими кусочками. Лук мелко покрошить. Огурцы нарезать соломкой. Деликатесы нарезать соломкой. Деликатесы обжарить. На растительном масле обжарить лук. Добавить огурцы, жарить 3 минуты. Добавить томатную пасту, тушить 5 минут. В бульон добавить деликатесы. Добавить свинину, варить 7 минут. Добавить лук, огурцы.
После этого добавить зелень, посолить, поперчить. Дать настояться полчаса.
Разлить по тарелкам, в тарелку положить кружок лимона, оливки и маслины и сметану и рубленую зелень.
6. Особенности приготовления различных видов солянок (домашнее задание – выступления учащихся с мини-проектами).
Особенности приготовления различных видов солянок (Слайды 30-35).
Заключительный этап (7 мин)
1. Закрепление пройденного материала:
Тест по теме: “Технология приготовления солянок” Приложение 3.
2. Итоги урока. (Выставление оценок).
3. Рефлексия.
4. Домашнее задание:
а) приготовить дома солянку сборную мясную. Бракераж проводят родители.
б) подготовить мини - сообщение “Любимый семейный рецепт рассольника”.
в) темы для творческих проектов:
“Русская кухня. Истоки и современность”,
“Приготовление национальных первых блюд”.
Презентация
Ресурсы (Слайд 36).
Рекомендуемая литература.
- Учебник “Кулинария. Повар-кондитер” Н.А. Анфимова. – М.: Академия, 2007.
- Барагамян А.Г.. Русская кухня – М.: Издательский дом “Комсомольская правда”, 2010.
- Качурина Т.А.. Рабочая тетрадь. – М.: Академия, 2007.
- Лагутина Л.А.. Русская кухня от закусок до заедок – Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.
- Журналы “Вкусные рецепты” № 1–12, 2007год, № 7–8, 2009. –С.П.: Пресс – Курьер, 2011.
- Кулинарный блокнот. Программа. Версия: 0.5. Год выпуска: 2005.
Ресурсы.
- htt:// www. 1 september. ru – Фестиваль педагогических идей “ Открытый урок”.
- http://gotovim-doma.ru/view.php?r=76-recept-Vareniki-lenivye-galushki-iz-tvoroga
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE
- http://kiwi.kz/watch/7qvwh053csw7/download/
- http://www.design-warez.ru/6645-Zabavnyiy_povarenok.html
- http://eda.ru/recipesearch/%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be%20/page3/
- http://www.bestreferat.ru/referat-43343.html
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=8074&tmpl=lib