Цели урока:
- Учебные: повторить типологические признаки рассуждения .
Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме. - Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
- Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.
Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-размышление.
Организация урока: групповая, класс делится на 4 группы.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы, карточки-задания, иллюстрации картин, поэтические тексты, притчи, словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь [Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение- рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2009]
Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.
Типы деятельности: репродуктивно-продуктивнй, творческий.
Межпредметные связи: живопись, музыка, литература.
План урока:
№ | Этап | Цель и содержание | Время |
1 | Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | 1 минута |
2 | Этап постановки целей урока и мотивации | Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей. | 2 минуты |
3 | Этап подготовки к активному усвоению знаний | Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов. | 8 минут |
4 | Этап изучения нового материала | Подведение итогов работы с текстом. Знакомство с разновидностями рассуждения. Создание проблемной ситуации: виртуальная экскурсия в картинную галерею, постановка проблемы, работа в группах с картинами. Обучение рассуждению-размышлению по сюжетной картине. | 10 минут |
Выяснение особенностей в построении рассуждения-размышления и речевом оформлении. Анализ поэтических текстов-размышлений. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа. | 11 минут | ||
5 | Этап применения знаний в новых условиях | Чтение и голосовое прослушивание притчи. Творческая работа. Написание её финальной части (фрагмента размышления). | 10 минут |
6 | Подведение итогов. Домашнее задание | Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»). Оценка работы в группах. Информация о д/з (написать рассуждение-размышление на одну из предложенных тем). | 3 минуты |
Ход и содержание
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей урока и мотивация.
(Слайд 1)
Вступительная беседа
Друзья! Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, посетим картинную галерею, почитаем стихи и станем соавторами небольших мудрых рассказов.
А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты и писатели пишут стихи и прозу? (Чтобы воздействовать на наши мысли и чувства. Чтобы побуждать нас к размышлению)
О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.)
Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы построить размышление как речевое высказывание? (Типом речи « Рассуждение»)
(Слайд 2)
Итак, тема урока: Рассуждение – размышление.
(Слайд 3)
Цели урока:
- Освоить понятие
- Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения-размышления.
- Учиться создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме.
3. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, что такое рассуждение как тип речи. Обратимся к тексту.
Что представляет собой текст как речевое высказывание? (рассуждение)
Работа с текстом (по группам).
(Слайд 4 )
Чтение текста
(1) Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ.(2) Мышление – сложный процесс, который можно сравнить с выращиванием цветка. (3)Семечко посадил, полил, оно проклюнулось, из земли показался росточек, затем листик, потом другой, много листьев и, наконец, цветок, красивый, яркий, благоухающий.(4)Так и Мысль: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.(5) Думать –самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно –сложнейшая задача.(6) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст, этот удивительный цветок наших мыслей.(7) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать .
По каким признакам вы определили этот тип речи?(называются несколько признаков)
Задание: заполните таблицу, используя текст и необходимые сведения из рабочей тетради по русскому языку ( Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. Учимся писать сочинение- рассуждение. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы)
Слайд 5
Коррекция по слайду и самооценка.
Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, увидели, что в тексте один из тезисов объясняется, а другой - доказывается. Объяснение, доказательство и размышление являются разновидностями рассуждения.
(Слайд 6)
4. Усвоение новых знаний
Выясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картины художников Васнецова, Крамского, Рафаэля и Шардена.
(Слайд 7)
(слайд 9)
Работа в группах по картинам и самооценка.
Заполняются карточки « Размышляем по картине»
При ответе каждой группы показывается соответствующий слайд:
(Слайд 8)
1. Картина В. М. Васнецова « Витязь на распутье»
(Слайд 9)
2. Картина И.Крамского «Христос в пустыне»
(Слайд 10)
3. Картина Рафаэля Санти «Сон рыцаря»
(Слайд 11)
4. Картина Шардена «Мальчик с волчком»
После ответа каждой группы – комментарий ученика - искусствоведа:
Вывод.
Почему картины художников разных эпох, разных национальностей стали предметом нашего размышления? Все они затрагивают важную для каждого человека проблему выбора. Как быть? Что делать - вот главные вопросы картин. Это и есть главные вопросы размышления.
(Слайд 12 )
В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта.
(Слайд 13)
А вот что говорит о значении слова «размышлять», «размышление» словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Работа со словарём.
Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание - трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей - все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности.
(Слайд 14)
Выяснить их нам помогут лирические размышления А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Дементьева и Л.Измайлова. Следовать за мыслями великих, известных людей есть наука самая занимательная, по утверждению А.П. Пушкина.
Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка.
Прочитайте стихи и выполните задания по текстам.
Используются стихи М.Лермонтова «Тучи», А. Дементьева «Выбор» и фрагменты стихов А.Пушкина «Дорожные жалобы», Л.Измайлова «Монолог о дружбе и друзьях»
Задания к текстам:
При ответе каждой группы демонстрируются слайды 15, 16, 17, 18
Обобщение наблюдений:
Какие закономерности в построении текстов-размышлений вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, союзы, которые помогают оформить речь).
(Слайд 19 )
5. Закрепление знаний
А сейчас обратимся к мудрым рассказам, которые называются притчами. В основе рассказа –жизненная ситуация выбора, которая требует глубокого раздумья. Повествовательная часть притчи обязательно заканчивается размышлением, содержащим какой-то нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. О притче говорят: это искусство слов попадать прямо в сердце.
(Слайд 20)
Прослушивание притчи:
Лучший рассказ
«Изучите обряд чайной церемонии», – сказал Учитель и дал ученикам свиток с его описанием. Они погрузились в чтение и скоро все выучили.
Учитель спросил о том, что они прочли.
- «Белый журавль моет голову» – это значит «прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик.
«Бодхисаттва входит во дворец» – это значит «положи чай в чайник», – добавил второй.
Так ученики один за другим рассказали все подробности чайной церемонии. Только последний ничего не сказал. Он заварил чай, «напиток богов», по всем правилам и напоил Учителя.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил тот последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ».
- Учитель, но он вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил Учитель.
Учитесь не говорить, а делать.
6. Творческое задание
Закончите притчу собственным размышлением. Используйте карточку с заданиями.
Выполнение задания и самооценка.
1-2 группы Притча о добрых и дурных наклонностях
(Слайд 21) – Проверка.
3-4 группы Притча о дружбе и друзьях
(Слайд 22) – Проверка.
Чьё размышление вам показалось самым глубоким, соответствующим притче?
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Обобщим сказанное. Подведем итоги. (Используем приём незаконченного суждения )
(Слайд 23)
Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)
Дома письменно поразмышляйте на одну из тем:
(Слайд 24)
Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.
(Слайд 25)
Всё наше достоинство заключено в мысли.( Б .Паскаль )
Мысли – это крылья души. (П. Буаст )
Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин )
Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.
Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.
Рассуждение помогает действовать правильно.
Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (Иоанн Лествичник )
Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!
(Слайд 26)