Внеклассное мероприятие по химии в 8–11-м классе. Тема: "Имя Россия. Михаил Васильевич Ломоносов"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В.Ломоносова – ученого, поэта, просветителя.
  2. Развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки.
  4. Создать атмосферу творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оформление: портрет М.В.Ломоносова, книжно-журнальная выставка, плакаты с высказываниями М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания»; «Для пользы общества коль радостно трудиться»; «Моя химия – физическая»; «Химия и физика так соединились, что одна без другой в совершенстве быть не может». Высказывания о М.В.Ломоносове: «Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова» (С.И.Вавилов); «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б.В.Шергин); «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…» (А.С.Пушкин).

Действующие лица: Биографы, Чтецы. Вечер проводится для учащихся 8-11 классов.

Ход мероприятия

Чтец:
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгой век!
Добротами всходить на верьх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
М.В. Ломоносов. Тамира и Селим. 1750

Биограф (1): Эти строки Михаила Васильевича Ломоносо­ва — эпиграф ко всей его жизни. Физик и химик, географ и астро­ном, историк и геолог, лингвист и поэт... Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

Биограф (2): Он сформули­ровал принцип сохранения мате­рии и разработал теорию тепло­ты. Он открыл наличие атмосфе­ры на Венере. И он же основал первую в России научно-иссле­довательскую химическую лабо­раторию. Ломоносов — первый русский академик...

Биограф (3): Русская исто­рическая наука "зачиналась" его трудами. Он — первый в мире ге­ограф-полярник. Мозаичное производство в России возрожде­но Ломоносовым. Принципы российского стихосложения сформулированы им же.

Биограф (1): Кто из русских ученых впервые высказал мысль о существовании атома? Ломоно­сов. Кто планировал освоение се­верного морского пути? Он же. Кто объяснил принципы образо­вания атмосферного электриче­ства, раскрыв загадку грозы и се­верного сияния? Тоже он. Кто составил "Российскую граммати­ку" и создал теорию стилей? И это тоже он!

Биограф (2): Неужели один человек в течение пятидесятиче­тырехлетней жизни смог столько успеть, начиная каждое дело поч­ти с нуля, стать повсюду осново­положником, родоначальником, первопроходцем!..

Биограф (3): Трудно в это поверить. Говорят, один из современников нашего просве­тителя, французский химик, пре­дупреждал коллег, чтобы они не путали Ломоносова-ученого с Ломоносовым-писателем: это, дескать, разные люди, однофа­мильцы...

Биограф (1): Но мы-то зна­ем, что это не однофамильцы. Наш соотечественник был и ли­тератором-просветителем, и вы­дающимся ученым-естественни­ком.

Биограф (2): Восхищаясь его поистине энциклопедичес­ким умом, мы вспоминаем тита­нов Возрождения, прежде всего Леонардо да Винчи. Подобно ему, наш титан способен был ох­ватить мыслью все области зна­ния и в каждой из них оставить заметный след.

Биограф (3): Вспоминаются слова Пушкина о том, что Ломо­носов сам был "первым нашим университетом". Слова Г.Р.Державина: «…Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов».

Биограф (4): Начало 18 века, 1711 год. В России это было время, когда «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостию и неоценённым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему «этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке», - так писал В.Г.Белинский. («Михаил Васильевич Ломоносов. Сочинение Ксенофонта Полевого»).

Велика Россия, а Ломоносов мог родиться только на Севере!

Чтец:
Здесь, крепкоруки и сильны,
И прадеды его и деды
Стремили кочи встречь волны.
Им были штормы не страшны,
Они осиливали беды.
И вот, с характером таким,
С такой поморской прямотою,
Был путь в Москву проложен им,
Путь, предначертанный судьбою,
К свершеньям дерзостно - крутым!
Д.А. Ушаков. Ученый, патриот, поэт («Нет возмущению предела…»)

Биограф (5): Официальной датой его рождения считается 8 (11) ноября 1711 года. Место рождения Михаила Ломоносова – деревня Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.

Отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, занимался рыбным промыслом, у него была земельная собственность и морские суда. Он совершал далёкие морские походы с казённой и частной кладью. Мать Ломоносова, в девичестве Сивкова, умерла, когда Михаилу было 9 лет.

Биограф (6): Михайло Ло­моносов рано научился грамоте; сохранилось предание о том, что дьячок, учивший мальчика, до­вольно скоро признался: "Не мне отрока, но отроку меня учить подобает". Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками, помогал односельча­нам составлять прошения и письма.

В 1725 г. в руки пытливого подростка по­пали две кни­ги — "Грамма­тика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницко­го. "Грамма­тика" содер­жала правила "говорения и письма" и даже некоторые со­веты по сочине­нию стихов. "Арифметика" представляла собой не столько учебник по математике, сколько популярное изложение основ ге­ометрии, физики, астрономии, географии, механики; кроме то­го, она давала сведения, полез­ные в торговом деле, строитель­ном искусстве. Обе книги произ­вели серьезное впечатление на Ломоносова: "То были врата учености моей", — признается он впоследствии.

Биограф (7): Василий Дорофеевич сперва поощрял "книжное прилежа­ние" единственного сына; радо­валась и маменька, глядя на смышленое дитя. Однако после смерти ее Михайле стало трудно. Василий Дорофеевич вновь же­нился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях: "всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами", — с горечью вспоминал Ломоно­сов.

В душе юноши крепло жела­ние посвятить жизнь наукам. Хоть и предстояло ему, единст­венному сыну, наследовать дело отца, все же решился он избрать иную участь.

Биограф (8): Когда мальчику исполнилось 10 лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Поездки с отцом в море оставили в душе Михаила неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными наблюдениями.

Биограф (9): Страсть к знаниям с годами всё крепла, но в деревне негде было учиться. И Михайло решил уйти из дома. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву. (Демонстрируется репродукция картины Н. И. Кислякова « Ломо­носов на пути в Москву»)

Чтец:
Над тундрой стынет северное небо,
За тундрой Ледовитый океан.
На самые глаза надвинув шапки снега,
Стоят избушки русских северян.
На всем пути заиндевели вехи,
Скрипят полозья, долог санный путь.
До каменной Москвы, столицы златоверхой,
Ему не отдохнуть и не заснуть.
В.Ф. Боков. Михайло Ломоносов

Биограф (10): Благодаря то­му, что Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение, он был в январе 1731 года принят в Спасские школы (так называли в Москве Славя­но-греко-латинскую академию), лучшее в тогдашней России учебное заведение. "Великовозрастному" ученику пришлось начинать с младших классов, где учились ребята 8-10 лет. Ломоносов терпеливо сносил насмешки и "несказан­ную бедность" своего быта. "Имея один алтын в день жало­ванья, нельзя было иметь на про­питание в день больше как на де­нежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и дру­гие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил", — вспоминал он.

Биограф (1): Способный юноша делал по­разительные успехи: в течение го­да прошел три класса, в свобод­ное от занятий время усердно по­сещал библиотеку и постоянным чтением расширял свои познания и кругозор.

Биограф (2): В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику (стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс. В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук.

Биограф (3): Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. В сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трех лучших студентов был отправлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела.

В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа. Здесь он познакомился с новейшими теориями в области физики и химии. Христиан Вольф стал для русского студента Михайлы Ломоносова Учителем с большой буквы. Это был не только талантливый учёный и педагог, но и человек исключительной доброты.

Биограф (4): В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 год.

Биограф (5): В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию сформировавшимся учёным. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1742 года Ломоносов был определён в Академию адъюнктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии, а в 1751 году – чин коллежского советника, дающий право на потомственное дворянство. В 1763 году произведён в статские советники. (Демонстрируются слайды с изоб­ражением научных занятий в лабо­раториях Академии наук и т. п.)

Чтец:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Биограф (6): Восторжен­ный певец величия Бога в приро­де и в истории не уповал на Бога, а заботился о просвещении России, стремился привлечь к наукам как можно больше та­лантливых людей из народа. Ло­моносов впервые опроверг рас­пространенное убеждение, что русский человек не имеет ни спо­собностей, ни охоты к образова­нию и научной деятельности.

Биограф (7): Ломоносов стал основателем первого русско­го университета, открытого в 1755 г. в Москве. Так в России возник еще один научный центр, просветительская роль которого была чрезвычайно велика. Уче­ный не только составил програм­му университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сосло­вий!

(Демонстрируется слайд с изобра­жением памятника М. В. Ломоно­сову у здания Московского универ­ситета; скульптор Н. В. Том­ский.)

Чтец:
Любитель тишины, собор драгих наук,
Защиты крепкия от бранных ищет рук.
О коль велики им отрады и утехи:
Восследуют и нам в учениях успехи
И славной слух, когда твой университет
О имени твоем под солнцем процветет,
Тобою данными красуясь вечно правы
Для истинной красы Российския державы.
Мы соружим похвал тебе,
Минерве, храм,
В приличность по твоим божественным делам;
В российски древности, в Натуры тайны вникнем
И тьмами уст твои достоинства воскликнем.
М. В. Ломоносов. Богиня, дщерь божеств, науки основавших...". 1761

Биограф (8): В борьбе за просвещение и науку на долю Ломоносова выпало немало испытаний. Он подвергался трав­ле со стороны недоброжелателей, в основном иностранных про­фессоров, свысока относившихся ко всему российскому. Но, не склоняясь перед противника­ми, гордый человек держался с достоинством и судил людей не по личным качествам, а по заслу­гам перед Россией в деле просве­щения.

Чтец:
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звенящие как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придется в академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Н. И. Рыленков. Ломоносов.1948

Биограф (9): В октябре 1763 года Ломоносов за свои мозаичные работы был избран почётным членом Академии художеств. Его научная слава в 60-е годы достигает зенита. В мае 1760 года он избран почётным членом Шведской Академии наук, в 1764 – почётным членом Болонской Академии. Находившийся в Париже И.И.Шувалов собирался представить кандидатуру Ломоносова в Парижскую Академию, но 4 апреля 1765 года Ломоносов скончался. Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Биограф (10): Незадолго до смерти Ломоносов составил «План беседы с Екатериной II», беседа эта не состоялась, пресечённая смертью Михаила Васильевича, а одним из пунктов было записано: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».

Биограф (1): Ломоносов стремился поставить науку на службу человеку, заботился о широком внедрении результатов своих исследований в производство. Мечтая об освоении неисчислимых богатств России, он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, дабы принести пользу Отечеству.

Чтец:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Биограф (2): А.С.Пушкин сказал о нём: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник ».

Чтец:
К портрету Ломоносова
Его влекли и формулы и звуки,
Земные недра и пути светил.
Постигнул он поэзию науки,
Науки дверь в поэзию открыл.
Металлы плавил он, иль трогал лиру,
Иль к телескопу приникал в тиши, -
Во всем являл на удивленье миру
Величье русской жаждущей души.
Нигде, ни в чём не видевший предела,
Упрямо слово претворявший в дело,
Неукротимой страсти не тая,
Он стал в веках звездою путеводной
Для всех, кто шёл из глубины народной
К твоим вершинам, родина моя!
Н. Рыленков

Биограф (3): Тот, кто не ищет личной славы — к тому она приходит сама. А мы, его потом­ки, по прошествии двух с полови­ной веков, видим, что слава Ло­моносова неотделима от славы нашего Отечества.

Учитель. Виссарион Григорье­вич Белинский писал: «Юноши с особенным вниманием и с особен­ной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величайший образ».

Личность М.В.Ломоносова, его патриотический подвиг, беско­рыстное служение народу, тита­нические усилия, направленные на развитие производительных сил страны, на развитие русской нау­ки - все это делает его родным и близким и для нашего времени.

Горячий и неутомимый борец за честь русского народа, Ломо­носов входит в нашу эпоху как по­четный и желанный современник, как наша национальная надежда.