Цель: активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные наших лесов» на занятии по ознакомлению с окружающим миром через использование элементов театрализованной деятельности и социо-игровых подходов.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о диких животных и их детенышах. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные наших лесов».
- Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи через использование элементов театрализованной деятельности (составление рассказа «Заяц и снеговик» или «Заяц и морковка» по опорным сюжетным картинкам; рассказа-описания о диком животном по плану-схеме); диалогической речи: умение слушать партнера реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных: дидактическая игра «Чей след?»; существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-: подвижная игра «На водопой»; закрепление названий жилищ и семей диких животных: дидактическая игра «Кто где живет?»). Развитие координации речи с движениями; творческого воображения, подражательности: подвижная музыкальная игра «Угадай – кто я?». Стимулировать и поощрять творческие способности детей.
- Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания, положительной установки на участие в занятии через использование элементов театрализованной деятельности и социо-игровых подходов. Воспитание любви к диким животным и их детенышам.
Оборудование: предметные картинки (жилища зверей, дикие животные и их силуэты, следы), буквы, серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик», план-схема, магнитные доски, магниты, столики, костюм «Снежная Королева», елки, пенек, деревья, сосульки, снежинки, плакаты, снегири, синички, снеговик, письмо.
I. Организационный момент. Игра «Отгадай тему занятия».
На зеркале прикреплены картинки. Детям предлагается определить первые звуки в названиях картинок и сказать тему занятия.
Логопед: «Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Перед тем, как приступить к нему, давайте отгадаем его тему. Даю вам подсказку: тема занятия состоит из двух слов. Первое слово зашифровано в названиях картинок (дети определяют первый звук в названиях предметных картинок), а второе – записано с помощью букв».
(Дети отвечают).
«Итак, тема нашего занятия – это дикие животные наших лесов».
II. Дидактическая игра «Чей след?». (образование притяжательных прилагательных)
Логопед: «Ребята, к нам на лесную полянку собирались прийти зверушки, чтобы с вами поиграть. Я сейчас вам покажу их силуэты, а вы должны отгадать, что же это за животные».
(Логопед показывает картинки с изображением силуэтов диких животных.)
Дети: «К нам на лесную полянку собиралась прийти лиса, волк, медведь, заяц, белка».
Логопед: «Молодцы! А теперь отгадайте загадку?
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След.)
Дети: «След».
Логопед: «Правильно! Ребята, скажите, если заяц пробежал по снегу и оставил на нем свой след, то чей это след? (лиса, медведь, белка, волк)
Дети: «Заячий след, лисий след, медвежий след, беличий след, волчий след».
Логопед: «Молодцы! Мы все с вами отгадали и назвали, а зверушки не идут. Наверное, что-то случилось».
III. Сюрпризный момент.
Под фонограмму вьюги влетает Снежная Королева.
Снежная Королева:
Посмели вы сюда прийти?
В моем лесу покой нарушить?
Хотите вы сюда позвать лесных зверушек?
Дети: «Да».
И со зверями вы хотите поиграть?
Дети: «Да».
Так вот, зверей вам не видать!
Я заморозила зверей, их в льдинки превратила!
Пусть все узнают Королевы Снежной силу!!!
Логопед: «Ребята, кто же это такая?»
Дети: «Снежная Королева».
Снежная Королева:
Игры, смех, веселье, радость –
Все это такая гадость!
А если звери ледяными будут,
То про игру они забудут.
Прощайте, глупые дети! (Улетает.)
Логопед: «Ой, ребята, как холодно и скучно в лесу стало. Что же нам делать? Смотрите, на пенечке какой-то конверт лежит. Это, наверное, Снеговик-почтовик принес нам письмо. Но от кого же оно? Давайте, прочитаем. (Открывает конверт и читает письмо.)
«Друзья, не теряйтесь, за дело принимайтесь, зверушкам можно помочь. Мои волшебные снежинки помогут вам выполнить задания. Вы должны преодолеть много препятствий».
Ребята, вы хотите помочь зверушкам спастись от колдовства?
Дети: «Да, хотим».
Логопед: «Давайте посмотрим, что это за снежинки».
IV. Волшебные снежинки.
Снежинка № 1. Дидактическая игра «Кто где живет?»
(закрепление названий жилищ животных и их семей)
Логопед подводит детей к первой снежинке, прикрепленной к ширме, на которой изображены дикие животные: лиса, заяц, медведь, волк, белка и предлагает детям назвать жилище и семью каждого животного.
Например: «Белка живет в дупле с бельчатами. (Чье это дупло?) Это беличье дупло».
Логопед: «Молодцы! С первым заданием вы справились. А теперь посмотрим, где же у нас вторая снежинка».
Снежинка № 2. Подвижная игра «На водопой».
Теплым днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
Дети идут по кругу друг за другом.
За мамой-лосихой топал лосенок,
Идут, громко топая.
За мамой лисицей крался лисенок,
Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился ежонок,
Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок,
Идут в перевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата,
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Скачут, сделав ушки из ладоней.
Волчица вела за собою зайчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Останавливаются, делают лакательные движения языком.
Снежинка № 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
«Заяц и Снеговик»
(обучение связной речи)
На магнитной доске и на столах у детей расположены четыре сюжетные картинки с нарушением последовательности сюжета. Дошкольникам дается задание расположить их в правильной последовательности и составить рассказ.
Логопед: «Ребята, посмотрите, опять Снежная Королева!»
Снежная Королева: «Не бойтесь меня!»
Вот спасибо вам, друзья,
Расколдовали вы меня!
Вы зверушкам помогаете,
От беды вы их спасаете.
И за это вам в награду –
Интересная игра!
Начинать ее пора!
Ну-ка, ну-ка торопитесь
И в кружок все становитесь!
V. Подвижная музыкальная игра «Угадай – кто я?».
Ребенок под музыкальное сопровождение с помощью мимики и движений изображает дикое животное, остальные дети должны догадаться и назвать, что же это за животное.
Снежная Королева:
А теперь мне в лес пора,
До свиданье, детвора!
(Снежная Королева уходит.)
Логопед: «Мы уже почти у цели. Осталась последняя снежинка!»
Снежинка № 4. Составление рассказа-описания по плану-схеме.
Дети составляют рассказ-описание о любом диком животном по плану-схеме индивидуально или в составе подгруппы по одному предложению.
Логопед: «Вот мы и прошли все препятствия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что именно?» (Дети делятся своими впечатлениями).
Вы зверятам помогли,
Все препятствия прошли,
На прогулку собирайтесь,
И с гостями попрощайтесь.
Дети: «До свидания!».