Интегрированный урок (окружающий мир + информатика) по теме "Когда на Руси появилось государство?"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  • Образовательные – выявить разницу в жизни восточных славян до появления государства и после его образования, определить время образования Древнерусского государства
  • Развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический текст, делать выводы, выделять главное и второстепенное, расширять и углублять знания учащихся, развивать информационную и коммуникационную компетентности учащихся.
  • Воспитательная – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  • Закрепить представление о многообразии объектов окружающего мира, о многообразии их свойств, действий, отношений;
  • Развивать умственные действия в процессе анализа объектов;
  • Развивать наглядно – действенное мышление в процессе предметных действий с компьютерными моделями объектов;
  • Развивать информационную культуру, представлять информацию в разных видах;
  • Сформировать представление о Древнерусском государстве и времени его образования;
  • Научить соотносить историческое событие с определённым этапом в развитии государства;
  • Развивать умение использовать знания по разным предметам для достижения цели урока

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Урок построен на проблемно – диалогической технологии, используется технология продуктивного чтения, технология оценивания достижений учащихся (основные технологии ОС «Школа 2100»).

Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия):

Знать понятия:

Объект, состав и свойства объектов, их действия и отношения, графический процессор.

христианство, храм, икона, летописи, князь, государство, времена древнерусского государства.

Уметь:

  • ориентироваться в образной исторической карте;
  • определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории;
  • работать с разными источниками информации
  • применять навыки работы на компьютере

Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерный класс.

Карта, раздаточный материал для групповой работы, таблица «Река времени Российской истории», «Волшебные линеечки» для оценивания знаний учащихся, тесты в электроном и печатном вариантах.

Ход урока

Мотивация учащихся:

Учитель начальных классов

Здравствуйте, ребята!

- Кто считает, что он шустрый, повернитесь вокруг себя.

- Кто считает, что он умный, погладьте себя по голове.

Кто считает, что он любознательный поднимите руки вверх.

Кто готов вместе с нами «открывать знания», сядьте на места.

Учитель информатики

Сегодня перед вами два учителя - значит, наш урок необычный – интегрированный. Мы

объединим два предмета: информатику и окружающий мир. Вполне понятно, что у многих из вас возникает вопрос: “Зачем нужен такой урок?”. Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы:

Учитель информатики

- Как вы думаете, что может объединять такие разные, на первый взгляд, предметы?

(И на том, и на другом уроке мы работаем с информацией…)

Информатика – это предмет, который занимается обработкой, хранением и передачей информации. А информацию мы получаем из окружающего нас мира.

Вспомним понятие «объект». Что это такое?

(Объект – это любой предмет, явление или процесс окружающего мира, на который направлено внимание человека. Объекты бывают живые и неживые, естественные и искусственные).

Какие вы видите объекты на слайде? Слайд №2 (рисунок «Славянский поселок»)

На экрана изображён ещё один объект который мы изучали на прошлых практических занятиях по информатике. Давайте попробуем его охарактеризовать.

Слайд №3

(Графический редактор – Paint. Рассмотреть окно графического редактора, назвать основные элементы: Строка заголовка, рабочая область, строка меню, панель инструментов, политра и др.).

Чтобы дать полную характеристику любого объекта мы должны знать его элементы и свойства. Эти умения могут пригодиться на других предметах.

Сегодня мы с вами попробуем, используя знания информатики «открывать знания» по окружающему миру.

Учитель начальных классов

На прошлом уроке мы изучали различные виды исторических источников. Можно ли сказать, что это объекты?

Сейчас каждая группа получит текст с описанием находок археологических слоёв разных времён.

(Приложение 1)

Давайте попробуем определить, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки.

(Парная работа с раздаточным материалом, часть детей на компьютерах: с помощью функции выделения расположить носители информации по группам.) Для работы открыть графический файл Носители информации с помощью графического редактора Paint

Один ученик у доски раскладывает археологические находки на «Реке времени российской истории»)

Затем проводится проверка. Слайд №4.

Учитель информатики

Обратите внимание, как менялись на протяжении веков носители информации.

(Рукописная книга…диск).

Учитель начальных классов

Посмотрите, какие источники самые древние?

( Предметы возрастом 35-40 тысяч лет назад).

Эти предметы сделаны людьми? (Да)

Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35-40 тысяч лет назад. (Да) Запись на доске: «Люди жили на территории нашей страны 35-40 тысяч лет назад».

А теперь посмотрите на памятник на слайде.

Слайд №5.

Мы с ним уже встречались на страницах учебника. (Учебник, с.22) Кто помнит его название и место нахождения?

(Памятник «Тысячелетие России» в Н.Новгороде).

Можем ли мы сделать вывод, что России1000 лет? Запись на доске: «России - 1000 лет»

Посмотрите на доску.

Какое вы заметили противоречие?

(На территории нашей страны люди живут 35-40 тысяч лет, а России всего 1000 лет.)

Какой возникает вопрос?

Проблемный вопрос «Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или 1 тысяча?»

Давайте проверим, удалось ли разложить археологические находки на «Реке времени» (проверка индивидуального задания у доски)

Ученики работают с «Рекой времени» российской истории (с.26-27 учебника).

На доске она представлена в увеличенном виде. Возникло затруднение – к находкам возрастом 35-40 тысяч лет нет места.

- В чем затруднение?

(«Река времени» российской истории начинается только с 9 века).

Выдвижение гипотез: Как вы думаете почему?

Что могло быть на территории России до IX века?

(Ученики высказывают различные предположения:

- раньше страна называлась по-другому;

люди на территории нашей страны жили, но единой страны ещё не было).

Предположения записываются на доске.

Во всём этом нам и предстоит разобраться на уроке. Наша тема: «Когда на Руси появилось государство?» Слайд №6

Актуализация знаний. Планирование деятельности: Что мы уже знаем по этой теме?

(Мы знаем, что такое страна и что такое государство).

Работа с толковым словарём: Страна-

1.То же, что государство.

2.Местность, территория.

Работа со словарём в конце учебника:

Государство - организация общества в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия

Учитель информатики

Ребята давайте попробуем объект государство отразить в виде схемы. Из каких элементов состоит этот объект выберите из предложенных или назовите свои Слайд №7

Учитель начальных классов

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Каких знаний нам не хватает?

(Мы не знаем, как жили люди на территории нашей страны до IX века, и что произошло потом.

Надо узнать, когда на территории нашей страны появились признаки государства).

Открытие нового знания: Чтобы выбрать, какая гипотеза правильная, давайте поработаем с картами на с.30 учебника и сравним их.

Учитель информатики

Что значит сравнить объекты?

( Найти общие и отличительные признаки и свойства)

Учитель начальных классов

- Что вы заметили общего на 1 и 2 карте?

(Это одна и та же территория (Есть Балтий ское море, Чёрное море, Киев, Новгород)).

Какое время изображено?

(1 карта- до конца IX века, 2 карта- IX-XI века)

Чем ещё отличаются карты?

На 1 карте – нет границ. На 2 карте появились границы Древнерусского государства (Русь), Киев – не просто город, а столица.

Учитель говорит о соседях восточных славян, о происхождении чувашей.

Какой вывод мы можем сделать?

(К концу IX века у восточных славян образовалось государство – Древняя Русь).

На доске появляется запись «К концу IX века у восточных славян образовалось государство – Древняя Русь».

«До IX века восточные славяне жили без государства»

Сначала государства не было, без него обходились, и вдруг оно возникло.

Какие возникают вопросы?

(Кто такие восточные славяне?

Зачем, почему и как возникло государство. Почему оно стало необходимым? )

Учитель информатики

Физкультминутка.

Давайте встанем и отдохнем. С каким текстом будете работать вы узнаете, если найдете на стенах и на потолке строчки из русской летописи. («Откуда есть пошла русская земля»)

Учитель начальных классов

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику.

(Один ученик выполняет индивидуальное задание: ищет материал в интернете о князе Олеге и великом князе Владимире под руководством учителя информатики)

Работа с текстом учебника:

«Откуда есть пошла русская земля» – с.28-30

Задания по группам:

  • «Азы работы над текстом» (понятия) «Известное - неизвестное»
  • «Поучительный вывод» (основная мысль)
  • «Главная жизненная мудрость» (выводы, значимые для будущей жизни)

Группы представляют итоги своей работы, заслушивается краткое сообщение из Интернета о князе Олеге).

Был ещё один князь, сыгравший важную роль в создании русского государства

(Делается сообщение о введении христианства при князе Владимире).

Итак, давайте сделаем вывод: с какими князьями и с какими событиями связано становление Древнерусского государства? (Запись на доске: 882 год – объединение восточных славян князем Олегом, 988 год – введение христианства князем Владимиром).

Итак, мы видим, что в 9 в у восточных славян появились признаки государства.

Перечислим их ещё раз.

Работа со схемой «Государство» Слайд №7

(Правительство – великий князь

Законы – законы Древнерусского государства

служба порядка - дружина

армия - дружина)

-Как же мы ответим на проблемный вопрос урока?

(Более тысячи лет назад у наших предков- восточных славян образовалось государство - Древняя Русь. С этого времени и начинается история нашей страны).

Учитель информатики

Ещё одной целью нашего урока было развитие информационной культуры, т.е. умение пользоваться источниками информации. С какими источниками информации мы работали на уроке?

(Схема, картинки, текст учебника, словарь, интернет, карта, компьютер, презентация, тест)

Мы сравнивали, группировали объекты. Представляли информацию в виде таблицы, схемы. Все эти умения являются общеучебными, поэтому одинаково нужны и на информатике, и на других предметах.

Вернемся к моему вопросу в начале урока “Зачем нужен такой (интегрированный) урок?” Как бы вы сейчас на него ответили? (- Было интересно

- Много разных видов работы

- Много успели

- Компьютер облегчает работу)

-Все учебные предметы находятся в тесной связи между с собой, объектом изучения является окружающий мир

-Решая жизненные задачи мы используем знания, не деля их на предметы.

Применение нового знания Для оценки знаний предлагается выполнить

задания (Приложения 2). Выполняют индивидуально по уровням сложности.

Взаимопроверка необходимого уровня производится с использованием интерактивной доски).

Электронный тест на программный уровень выполняется учениками завершившимися задания необходимого уровня.

Максимальный уровень – продуктивное задание.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии): Чтобы оценить свою работу на уроке, предлагается заполнить «Волшебные линеечки»

(Приложение 3)

Ученики оценивают свою активность, понимание материала, трудность.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке) Вопросы к теме 5 стр.31

Н -1-4

П- 5

М-6

Вопрос к теме 6 (актуализация) стр. 32

Дополнительная необходимая информация Тема рассчитана на 2 часа. Если на неё отводится только 1 час, то возможно в качестве домашнего задания предложить ответить на вопрос: «Лучше ли стало восточным славянам, от того, что на их земле сложилось государство.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы: Князь Владимир - wiki/Владимир_Святославич, картинка славянский посёлок - http://900igr.net/kartinki/istorija/Rasselenie-slavjan/022-Slavjanskij-poselok.html

Список учебной и дополнительной литературы:

  1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Сизова Е. В. Тырин С. В. Окружающий мир. 3 класс. (Часть вторая: «Мое Отечество»). М.: Баласс, 2010г.
  2. Сизова Е. В., Данилов Д. Д., Турчина М.Е. Окружающий мир. («Мое Отечество»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2010г.
  3. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.В. Панкратова учебник по информатике и ИКТ 3 класс
  4. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.В. Панкратова методическое пособие 3 класс
  5. (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/

Приложения 1-3

Презентация

Тест

Заготовка для задания на компьютере