Проектная деятельность в работе классного руководителя

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы.

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя.

Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители. В неделю классный руководитель, как показывают социологические исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе.

В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

Как я себе представляю в связи с этим современный воспитательный процесс? Необходимо учить ребенка работать в команде, например через проектную деятельность. Такая практика существует во всем мире. Проектная методика востребована не только в учебном процессе, но и в воспитательном.

С чего я начинаю свою работу с классом? Я предлагаю им условия, согласно которым мы будем выстраивать совместную работу:

  1. Сегодня ты – член творческой группы, к твоему мнению прислушиваются и уважают, ты выполняешь задания, которые нужны всем, без тебя не состоится презентация, на тебя надеются, тебе доверяют, ты не подведешь.
  2. Ты – ученик класса, в котором есть законы и традиции, которые ты соблюдаешь и развиваешь.
  3. Ты – ученик лицея, тебе не безразлична его история, здесь учились твои родители, их фотографии ты даже можешь найти в школьной картотеке или в экспозициях.
  4. Ты — житель города Тамбова, фамилии твоих предков – в анналах города, фамилии твоих дедушек на мемориальной плите или в книге Памяти, во время субботника ты преображаешь город, следишь за порядком вокруг своего дома, гордишься своими земляками, простыми людьми, и горожанами, которых видишь на экране телевизора.
  5. И, наконец, ты – гражданин России, великой страны, открывшей миру путь в космос, родине знаменитых художников и музыкантов, ученых и писателей.

Такая цепочка, по моему мнению, способствует осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества.

Через проектную деятельность каждый ребенок вовлекается в творческий процесс, классный руководитель же должен быть еще и хорошим менеджером. Он организует помощь ребенку со стороны заинтересованных взрослых, решает личностные проблемы ребенка, организует детский досуг и общение.

Проектная методика основана на идеях гуманизма, толерантности и открытости. Наши дети должны уметь жить в социуме, как это принято во всем мире. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышение уровня педагогической компетентности, что даст возможность классному руководителю более точно провести диагностику классного коллектива, проблем учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.

Классное руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив – единый организм, где каждый школьник – яркая индивидуальность. Необходимо работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.

В современных условиях профессионализм учителя в воспитательной деятельности определяется его способностью к диагностике, моделированию воспитательного процесса, то есть владением проектировочной деятельностью в воспитании учащихся.

Рассматривая «проектирование» в воспитании следует отметить, что всю деятельность воспитанников колонии А.С. Макаренко проектировал вместе с детьми, дети были главными проектировщиками, организаторами и контролерами всех дел в 30 – 40 годах прошлого века.

В современной педагогике понятие «проектирование» рассматривается как ориентация на будущее. Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов.

Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта; как научно – практический метод изучения и преобразования действительности.

Проектная деятельность тесно связана с «прогнозированием», «конструированием» и «моделированием».

Проектирование и моделирование имеют общие цели и ориентацию на достижение результатов. Однако проектирование требует большой ответственности за полученный результат, который и используется в практике.

Конструирование и проектирование имеют общую основу, так как характеризуются последовательностью этапов приближения замысла к его предметной реализации. В конструировании присутствуют элементы проектируемого объекта, а в проектировании создается система взаимосвязей этих элементов при разработке и оформлении проекта.

Проектирование и моделирование взаимообусловлены тем, что моделирование рассматривается как теоретическое и практическое оперирование объектом. В процедуру проектирования входят создание моделей будущего.

Рассматривая «проектирование» как мыслительное и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, охарактеризуем проектировочные умения в воспитательной деятельности:

  1. четкое определение целей и задач предстоящей воспитательной деятельности на основе диагностики, с целью выявления проблемы;
  2. учет интересов, потребностей и возможностей учащихся;
  3. поиск информации по проблеме в научно – педагогической и методической литературе;
  4. определение содержания, форм, методов и средств в индивидуальной и коллективной деятельности с учащимися;
  5. сочетание различных видов деятельности с различными воспитательными мероприятиями в соответствии с задачами;
  6. исследование системы приемов для стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
  7. продумывание условий совместимости разработчиков проекта;
  8. совместно с другими участниками воспитательного процесса проектировать развитие воспитательной среды;
  9. проектирование воспитательной деятельности совместно с родителями школьников и общественностью.

Проектировочные умения в воспитательной деятельности тесно связаны с организаторскими умениями. Организаторская деятельность классного руководителя предполагает умение вовлекать учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Именно поэтому можно утверждать, что проектная деятельность учителя в воспитательном процессе – это искусство, требующее от классного руководителя большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на изобретательность, вдохновение, отход от шаблона. Можно выделить следующие виды творчества: групповое, поисковое, менеджерское, организаторское.

Если охарактеризовать проектно – организаторскую компетентность классного руководителя, то можно выделить следующие качества учителя:

  1. интеллектуально – когнитивные свойства: профессионализм, общая культура, эрудиция, владение новыми технологиями в воспитании школьников;
  2. умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки;
  3. способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность;
  4. способность коллективно планировать проектную деятельность;
  5. создавать воспитательное пространство не для детей, а вместе с детьми;
  6. способность проектировать целостный процесс, прогнозировать последовательность и результат;
  7. коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащим к разным возрастным категориям, социальным общностям, проявлять тактичность;
  8. владеть навыками речи, артистическими умениями, уверенно держать себя, организовывать любое воспитательное дело;
  9. способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного регулирования своего поведения и деятельности других участников, рефлексировать результаты деятельности и отношений;
  10. уметь направлять воспитательный процесс на формирование у учащихся самостоятельности, саморегуляции, самопознания, самоопределения, активности, творчества;
  11. формировать у учащихся стремление к самообразованию, самоорганизации, самовоспитанию, саморазвитию;
  12. морально – ценностные свойства: гуманность, справедливости, милосердие.

Для развития самостоятельности у детей важно использовать методы стимулирования: поощрение, предоставление дополнительных полномочий или временное отстранение от дел, как санкция за правонарушение.

Проектировочная деятельность предполагает развитие интеллектуальных способностей, для чего широко используются такие методы, как «мозговой штурм», деловые игры, методы развития интуиции и психотренинги, направленные на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок.

Проектная деятельность – это процесс, опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях. Проектирование можно рассматривать как интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. В процессе проектирования учащиеся овладевают следующими умениями:

  1. рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;
  2. обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
  3. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  4. в процессе работы над проектом учащиеся анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;
  5. обучаются применению знаний из разных областей наук;
  6. выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования в виде макетов;
  7. подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы, видео, клубы и т.д.);
  8. овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.

Для воспитания чувства ответственности необходимо чаще доверять детям, обращаться к ним с просьбой о помощи, совместно обсуждать вопросы, направленные на поиск и принятие нравственного решения, предоставление школьнику права выбора способов решения данного ему поручения, поощрение за творческий подход в его выполнении.

Для формирования аналитико – рефлексивных способностей педагог и его воспитанники должны уметь осмысливать свою деятельность, полученные результаты, процесс организации. Для этого необходимо организовывать коллективный анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам; брать интервью у исполнителей проекта, организовывать тестирование, анкетирование.

Способы работы над проектом позволяют вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, определить последовательность ее шагов. Педагогу необходимо контролировать лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия самостоятельного решения.

Специфика педагогического проектирования воспитательной деятельности состоит в том, что учитель использует технологию проектирования в двух аспектах: как технологическое проектирование собственной деятельности и деятельности учащихся, а также содержание жизнедеятельности среды. Поэтому проектирование тесно связано с целями, содержанием воспитательной деятельности. Педагогическое проектирование связано с развитием воспитательных систем и целями воспитания. Личностное проектирование связано с субъективным развитием и целями личностного роста.

Для педагогов, организующих этапы работы учащихся над проектом, определены следующие условия:

  1. введение обучающихся в проектную деятельность (объединение в команду по интересам);
  2. выбор тематики проекта и ее утверждение;
  3. составление плана работы над проектом (распределение ролей, направление деятельности);
  4. поиск информации по проблеме, анализ научно – методических и литературных источников;
  5. организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта;
  6. консультации по оформлению проекта;
  7. организация и проведение предзащиты проекта (выбор члена команды для защиты проекта), анализ совместной деятельности;
  8. рекомендации и контроль по доработке проекта;
  9. презентация проекта, подведение итогов;
  10. реализация проекта в реальных условиях школы, самооценочная функция;
  11. рефлексивная деятельность на данном этапе и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.

С учетом этих объективно складывающихся потребностей, нуждается в существенном переосмыслении не только подготовка учителя к решению задач по воспитанию учащихся, но и создание условий по овладению проектно – организаторской функцией в воспитательной деятельности.

К реализации проектно – организаторской функции отнесены следующие задачи и цели:

  1. приоритет мотивационной ориентации учителя на воспитательную деятельность;
  2. направленность его профессиональной подготовки на реализацию стратегических задач воспитания;
  3. обеспечение приоритета личностно – ориентированного воспитания и обучения;
  4. субъект – субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;
  5. проектирование воспитательной деятельности на разных уровнях;
  6. вовлечение учащихся в проектирование структурных подразделений воспитательного процесса.

Особым условием деятельности учителя в реализации проектно – организаторской функции учителя является проявление субъективности, творчества и совместной деятельности при разработке проектов воспитательной деятельности. Это обстоятельство позволяет учесть интересы и взгляды членов микрогруппы учащихся, формируются умения объединяться в деятельности по созданию проекта. Формируется активность и нестандартность идей школьников, культура коммуникативного общения, поисковые и рефлексивные качества. Благодаря творчеству участников проекта рождаются уникальные модели воспитательной среды, воспитательных дел, где практически каждый участник проявляет свою самостоятельность. Важным аспектом данного условия является презентация проектов, где ученик должен показать не только личностные качества, но и важность, значимость групповой формы работы. Не менее важным аспектом подготовки учителя являются и внешние условия.

Соблюдение всего вышеизложенного обеспечивает получение эффективных результатов в воспитании школьников.

В конце каждого учебного года я обращаюсь к учащимся своего класса продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем…». Они довольно серьезно относятся к предложенному вопросу, высказывают много интересных идей, которые будут непременно в программе развития классного коллектива на следующий учебный год, некоторые даже пишут, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современными детьми, то есть дети понимают, как непросто быть воспитателем.

Источники:

  1. «Проблемы воспитания в советской школе».
  2. А.С. Макаренко. Полное собрание сочинений, т.6
  3. Проект как механизм изменения практики воспитания в школе. Пестрецова Ольга Сергеевна https://urok.1sept.ru/articles/531886/
  4. Социальное проектирование в практике школы. http://www.proshkolu.ru/org/113-238/folder/12634/