Проект как механизм изменения практики воспитания в школе

Разделы: Администрирование школы


Все чаще и чаще мы слышим упрек школе в том, что воспитательная деятельность носит формальный характер, что, составляя план воспитательной работы с учащимися, классный руководитель формально походит к решению задач, в результате цели воспитания либо не достигаются, либо достигаются частично. И как следствие подростки, особенно 13-16 лет, продолжают совершать правонарушения, уровень воспитанности у школьников падает, формируются в детях не нравственные ценности, а потребительские. Чтобы изменить ситуацию и направить классного руководителя на достижения конкретного результата, мы решили найти такие приемы организации деятельности как детей, так и самих педагогов, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. С этой целью мы решили организовать в школе проектную деятельность по двум направлениям: детское проектирование и педагогическое. Детские проекты – это проекты учебные и социальные.

Понимание того, что только в деятельности ребенок способен приобрести опыт, необходимый для усвоения им общепринятых норм или сформировать новую норму, которая помогла бы самореализоваться ребенку не в ущерб окружающим людям, привело нас к организации социального проектирования среди детей. Кроме того, человек будущего, да и настоящего тоже, должен обладать способностью “разрешать проблемы”, а “при работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем…” [Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство “Учебная литература”, Издательский дом “Федоров”, 2006., с. 11.] Мы считаем, если подросток занимается общественно-полезной деятельностью, то овладение социокультурными, коммуникативными, организационными навыками происходит более качественно. Ведь он сам организует себя, сам планирует результаты, получает их и, сравнивая с предполагаемыми, планирует новые. Таким образом самостоятельно находит пути решения проблемы.

Результативность организации детского социального проектирования

Социальным проектированием школа занимается с 2004 года. Основная цель организации проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать условия в школе для поддержки детской инициативы. Организация проектной деятельности в школе начинается с сентября по отлаженному алгоритму:

  1. Выявление проблем
  2. Разработка проектной идеи учащимися класса
  3. Оформление заявки на участие в конкурсе социальных проектов
  4. Защита социального проекта учениками через презентацию
  5. Реализация проекта, экспертиза промежуточных результатов
  6. Анализ полученных результатов

Данный алгоритм стал установкой для развития в детях навыков планирования своей деятельности и доведения начатого дела до конца, обеспечивая при этом результат. Открытая экспертиза всегда проходит в октябре. В школе экспертиза социальных проектов – это событие, это праздник. Ученики к нему готовятся тщательно и серьезно. Одним из условий успешной реализации детских социальных проектов является материальная поддержка. Из субвенций выделяется определенная сумма на их реализацию. Этот факт стимулирует детей, придает значимости их полезному делу. Согласно Положению о проведении школьного конкурса детских социальных проектов создается экспертная комиссия, которая по критериям определяет актуальность проекта. (См. Приложение 1). В этом году Управляющий Совет единогласно принял решение о материальной поддержке всех представленных социальных проектов.

Выделение средств и результаты реализации детских социальных проектов

Учебный год

Сумма

Результаты

2004-2005

12000,0

Реализовано 6 детских социальных проектов.

Положительные отзывы о результатах

2005-2006

20000,0

Реализовано 9 проектов. Разработан мониторинг сформированности ключевых компетентностей педагогами.

2006-2007

26000,0

Реализовано 11 проектов. Подведены итоги мониторинга: 37%учеников показали 1 уровень; 34% - 2 уровень, 18% - 3 уровень, 11% - 4 уровень

2007-2008

30000,0

Реализовано 15 проектов. Подведены итоги мониторинга: 37%учеников – 1 уровень; 35% - 2 уровень, 18% - 3 уровень, 10% - 4 уровень

2008-2009

30000,0

Реализуются 15 проектов

Сумма на реализацию социальных проектов увеличивалась, особенно тогда, когда был разработан мониторинг и стало возможно выявить качественные изменения в результатах. Однако уровень сформированности ключевых компетентностей незначительно снизился по причине увеличения количества детей, ранее не занимающихся проектированием.

За пять лет на конкурс социальных проектов было представлено 66 проектов.

Участие школьников в социальном проектировании за пять лет

Из диаграммы видно, что социальное проектированиеведущий вид деятельности и охвачены ей более 70% от числа обучающихся в школе второй и третьей ступени в этом году.

В 2008-2009 учебном году на конкурсе были презентованы 14 социальных проектов, все они находятся в стадии реализации:

Название проекта

Класс

Сроки

1.

Чемпионы школы

Февраль 2009 г.

2.

Стоять на остановке и ждать автобус приятно!

1 февраля – 25 мая

3.

Скоро в школу

Ноябрь2008-май2009

4.

Мир вокруг нас

Декабрь 2008-апрель 2009

5.

Будь уютной, школа!

Декабрь 2008 –апрель 2009

6.

Вожатый – это здорово!

Ноябрь 2008 –май 2009

7.

У прохожих на виду

Ноябрь -25 декабря

8.

Дорогие мои старики

Ноябрь 2008-июнь 2009

9.

В здоровом теле здоровый дух

Ноябрь 2008-фнвраль 2009

10.

Серебряный фонд школы

Декабрь 2008-март 2009

11.

Выпускники - медалисты

10В

Декабрь 2008-март 2009

12.

Давайте дружить

Декабрь 2008 – март 2009

13.

Зимние забавы

Декабрь 2008-январь 2009

14.

Школьная форма – это норма

10.11 2008-январь 2009

Учащиеся выбрали следующие направления социально-полезной деятельности:

  • охрана окружающей среды;
  • спорт и здоровый образ жизни;
  • школьный патриотизм
  • забота о людях;
  • любовь к малой родине;
  • эстетика и культура.

Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащимися были посещены поселковые и городская библиотеки, музыкальная школа, редакция городской газеты “Огни Сибири”. Учащиеся познакомились с работой таких служб как ГО и ЧС, использовался Интернет, что способствовало развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Созданные условия для социального проектирования способствовали развитию у детей навыков и умений пользования ИКТ во время создания презентаций, мультимедийных альбомов, электронных альманахов.

Работая над реализацией проектов, учащиеся организовывали рабочие группы, выбирали инициативную группу, вовлекали в работу родителей. Такая организация работы способствовала, тому, что в проекте принимали участие все или почти все учащиеся класса. Дети, неуспешные в учебе, смогли реализовать себя в работе над проектом, в классе появлялись новые лидеры, родители и дети получили возможность вместе работать над общим делом. Это способствовало большей сплоченности классного коллектива, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.

Классные руководители отмечают в процессе социального проектирования не только развитие детей, но и необходимое взаимодействие с социумом, которое является, пожалуй, основным условием в успешной реализации социального проекта.

Количество школьников, участвующих в реализации социальных проектов в 2008-2009 учебном году

Анализ диаграммы выявляет, что одна из задач - вовлекать в социально-значимую деятельность детей пубертатного (переходного) возраста - решается успешно. Именно в возрасте 13-15 лет ребята ищут способы самовыражения и самоутверждения, и зачастую способы выбирают негативные, что приводит к безнадзорности и правонарушениям. Активность участия в социальном проектировании детей переходного возраста растет и достигает 84% от числа учащихся 7-8-х классов.

Участие детей “группы риска” в реализации социальных проектов

В школе обучаются дети, состоящие на учете в ОДН, в текущем году их 15 человек, а также 7 ребят состоят на внутришкольном учете. Совместно со всеми школьными службами таких ребят нам удается привлечь к организованной деятельности, в том числе и к реализации социальных проектов.

Диаграмма показывает, что чуть меньше половины ребят “группы риска” участвуют в реализации социальных проектов.

Выводы:

  1. Социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей и повышает уровень воспитанности.
  2. Социальный проект обеспечивает планомерность и целенаправленность воспитательного процесса.
  3. Социальный проект – это способ сделать воспитание детей реальным, а не формальным.

2.2. Результативность организации учебного проектирования

Единство учебно-воспитательного процесса достигается не только решением воспитательных задач во время проведения уроков педагогами, но и во внеурочное время через организацию учебных проектов с учениками. Наряду с конкурсом социальных проектов традиционной стала и проектная неделя, основанные на разработке и реализации учебных проектов учащимися. Руководят учебными проектами учителя-предметники.

Учебная проектная неделя каждый год посвящается дню рождения школы и поэтому организуется она в третью неделю января. В последний день недели ребята представляют результаты реализованных учебных проектов по секциям: точные предметы, гуманитарные, предметы естественного цикла и др. Цель проектной недели: популяризировать учебные дисциплины, развивать познавательный интерес. В связи с эти главная задача учителей-предметников как можно больше включить в учебное проектирование детей. Участвовать в разработке и реализации учебных проектов может каждый желающий школьник, ему предоставляется право выбора как предмета, так и учителя. Кроме того, проектная неделя позволяет создать ситуацию успеха каждому школьнику, занимающемуся учебным проектированием, для этого учителя выбирают такие формы и методы, чтобы ребенок почувствовал успех, а значит, с желанием учился. Особенно большее внимание уделяется детям, слабоуспевающим и состоящим на профилактическом учете. Обычно ребята данной категории реализуют групповые проекты.

Участие слабоуспевающих детей в учебном проектировании за два года

Анализ диаграммы выявляет, что большая часть слабоуспевающих детей занимаются учебным проектированием. Кроме того, каждый такой ребенок успешен, о чем свидетельствуют опросы, проводимые после представления результатов проектов. Результаты опроса школьников на предмет удовлетворенности участием в учебном проектировании показал 100%.

Участие в учебных проектах детей “группы риска” в 2007-2008 учебном году

8 детей, состоящих на учете в ОДН, принимали участие в реализации учебных проектов во время проектной недели из 12.

Выводы:

  1. Учебное проектирование – способ создания ситуации успеха каждому ребенку, в том числе слабоуспевающему и детям “группы риска”.
  2. Учебный проект – способ повышения учебной мотивации. В результате проектной недели повышается качество обученности на 5%.
  3. Пройдя открытую экспертизу результатов реализации учебного проекта, отдельные из них представляются на городскую Научно-практическую конференцию.

2.3. Результативность организации педагогического проектирования среди классных руководителей

Анализируя результаты, мы убедились в их реальности достижения. Поэтому следующим этапом в освоении метода проекта стало педагогическое проектирование, а именно проекты классных руководителей.

В мае 2007 год на методическом объединении классных руководителей было принято решение изменить форму планирования воспитательной работы с классными коллективами. Если быть точнее, то мы отказались от плана воспитательной работы с учащимися, заменив его педагогическими проектами, а план работы – это один из разделов проекта. Конечно, отказаться сразу и бесповоротно невозможно, поэтому этот процесс носит постепенный характер. Анализируя полученные результаты своего труда, классный руководитель определяет ключевую проблему, при помощи разработанного им проекта решает ее. Увидев реальные результаты реализации детских социальных проектов, классные руководители решили разрабатывать на каждый год педагогический проект, в котором четко обозначена проблема, пути ее решения и предполагаемый результат, который должен быть обязательно достигнутым. Для того чтобы повышать методическое мастерство классного руководителя в этом направлении, было решено проводить школьный конкурс педагогических проектов классных руководителей. На основании Положения о конкурсе создается экспертная комиссия, которая по критериям определяет лучший проект и рекомендует автору участвовать в конкурсах разных уровней (см. Приложение 2)

Участие классных руководителей в конкурсе педагогических проектов

Учебный год

Количество классных руководителей, принявших участие

Результат

2007-2008

18

1. Проект Степаненко М.В. набрал большее количество баллов и представлен на муниципальный конкурс проектов классных руководителей. Лауреат зонального конкурса.

2. Реализовано и достигнуты результаты 15 классными руководителями.

2008-2009

26

1. Проекты 2-х педагогов набрали большее количество баллов и представлены на муниципальный конкурс.

Таблица показывает, что растет количество классных руководителей, принимающих проект как механизм изменения практики воспитания, обеспечивающий решение проблем воспитания и достижение реального результата.

Методическое объединение разворачивает работу по созданию программы воспитания. Педагогические проекты стали одним из этапов выбора ее содержания и средств воспитания детей.

Выводы:

  1. Проект классного руководителя – способ разрешения проблем и достижения конкретного результата.
  2. В перспективе педагогические проекты классных руководителей позволит составить программу воспитания.
  3. Проект имеет значение в стимулировании творческой деятельности классного руководителя.
  4. Проект – способ повышения методического мастерства классного руководителя, способного распространять опыт на разных уровнях

Анализируя результаты проектной деятельности в школе, мы пришли к выводу, что проект – это механизм изменения практики воспитания. В школьной жизни произошли следующие основные положительные изменения:

  1. Появился дух творчества среди всех участников образовательного процесса.
  2. Происходит процесс установления партнерских отношений между учеником и учителем.
  3. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.
  4. Активизировалась деятельность детских общественных объединений и самоуправления.
  5. Появились новые традиции.