Цель:
- познакомить учащихся с группой рыб как представителями животных.
- показать особенности рыб, приспособленность их к жизни в водной среде.
- развивать логическое мышление и воображение
Литература:
- Окружающий мир. Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях/ О.Т. Поглазова. Часть 2. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010,
- Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" (программа "Гармония") / сост. И.В. Мукашева. Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
- Рыбы наших водоемов/ Е.Т. Бровкина. В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004
Оборудование:
- аудиокассета с записью, магнитофон
- видеокассета "Тайны подводного мира", видеомагнитофон,
- иллюстрации рыб,
- черно-белые картинки рыб, по количеству учеников
- аквариум с рыбками, взятый временно из живого уголка
Ход урока
На уроке я сижу не шумлю и не кричу
Тихо руку поднимаю, если спросят, отвечаю.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Как можно назвать всех, кто умеет бегать, прыгать, ползать, летать, плавать? (животные)
О какой группе животных идет речь?
1. Тело этих животных имеет две или три части. У них шесть ног, есть чувствительные усики антенны. Дышат через специальные трубочки - трахеи.
2. Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат легкими развиваются из яйца.
3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Дышат легкими. Своих детенышей выкармливают молоком.
4. Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат легкими и кожей. Развиваются из икринок.
5. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья. Дышат легкими.
1. Сообщение темы и целей урока
Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Но куда? Слушаем звуковое письмо, оно нам поможет это определить.
(Прослушивание аудиозаписи "Рассказ про выдру")
На берегу реки нашего города. Как, кстати, она называется? (Великая) нас поджидал маленький выдренок. Как вы думаете, почему выдра у реки живет?
- О какой группе животных, мы сегодня будем говорить?
- Проверим наше предположение, разгадав загадку на стр. 33
- В этот весенний день выдренок вылез из воды и увидел много разных животных.
Он задумался, неужели, все те, кого он видит - рыбы? Давайте поможем выдренку в этом разобраться. Итак, тема урока КАК ВЫГЛЯДИТ РЫБА и ПОЧЕМУ ОНА ЖИВЕТ В ВОДЕ.
2. Обобщение знаний полученных ранее
ШУКА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ РАК УТКА ПЛОТВА СТРЕКОЗА ОКУНЬ
- Посмотрите, какое животное, из тех, кого увидел выдренок, мы знаем и его точно нельзя назвать рыбой. (Утка - птица. Имеет клюв, крылья, перья, 2 лапы. Медведь - зверь, 4 лапы, имеет густую шерсть, кормит детенышей молоком. Стрекоза - насекомое, тело имеет 3 части, 6 ног, есть чувствительные усики)
Почему эти разные животные оказались около реки?
Выдренок обрадовался, что ему так интересно объясняют. И придумал ряд новых вопросов. На которые нам с вами надо найти ответы.
3. Изучение нового материала
Как выглядит рыба?
- Подчеркните в загадке особенности рыбы. Какие части тела имеет рыба? Покажите. (голова, туловище, плавники, хвост) Отметьте стрелочками и подпишите части тела рыб с.33. Зачем ей плавники и хвост? Давайте посмотрим на рыбку в движении
(Показ отрывка видеофильма "Тайны подводного мира")
- Лягушка - это рыба? (нет определенных частей тела)
Как рыбы передвигаются в воде?
Двигаются вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники - хвостовой и боковые.
Чем покрыто тело рыбы?
- Очень интересную рыбку я принесла сегодня на урок.
(Рисунок, на котором рыба выглядит так: голова, как у коровы, туловище покрыто шерстью, рыбий хвост)
Что про нее можете сказать? Видно художник что-то напутал. Чем покрыто тело зверя, птицы?
- Чем покрыто тело рыбы? ответ на этот вопрос вы узнаете, если разгадаете вот такую загадку: У родителей и деток, вся одежда из монеток. (чешуей) Кстати, если рассмотреть чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.
- А кто держал рыбку в руках ? (скользкая)
Что внутри рыбы?
Рыба - позвоночное животное. Вдоль спины тянется хребет, который состоит из позвонков. Позвоночник - это прочная опора для любой косточки. - Рак - это рыба? (рак - дышит жабрами, но у него нет хребта, - членистоногие)
Чем же дышит рыба?
- Где живет рыба? (в воде) Скажите, можем ли мы долго продержаться под водой? Почему? А рыба? ( может дышать под водой)
У рыбы есть жабры. Вы наверно видели, как плавающая рыба постоянно открывает рот, как будто разговаривает. Оказывается, она глотает воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия позади головы около шеи. В воде есть воздух - маленькие пузырьки. Из них жабры выбирают кислород. Так рыба дышит.
- Случается, что рыбам не хватает кислорода и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда речка замерзает. Как должны поступать люди, чтобы помочь рыбам?
Какие звуки издает рыба?
- Давайте послушаем, рыб?
(Наблюдение за живыми рыбками, взятыми в живом уголке)
Попробуем сами поговорить как рыбки. Какой делаем вывод? (Рыба не издает никаких звуков.) На этот счет есть замечательная поговорка - Молчит как рыба - про, какого человека так говорят?
- В наши дни учеными изучено-то, что оказывается рыба может издавать звуки. То скрипит, то пощелкивает. Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята и приглашение к обеду. Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Итак, если вы сейчас, будете согласны, с высказываниями хлопаете в ладоши. Нет - качайте головой. Рыбы имеют жабры, тело покрыто чешуей, имеют лапы, плавники и хвост, рыбы умеют говорить.
- Кто рыба? (щука, окунь, плотва) Как определили?
Рыба имеет хвост, плавники, чешую, позвоночник, хребет, дышит под водой жабрами, может издавать звуки.
Как различать рыб?
- Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами.
(Соседям по парте дается 2 черно - белые картинки рыб)
Покажите, какие рыбки получились?
- Сравните рыб (демонстрируются картинки рыб)
Окунь - рыбка 20 см в длину, серо-зеленого цвета с темными поперечными полосками, мелкой чешуей, ярко красными плавниками.
Плотва - рыба длиной не более 30 см, небольшая голова. Сжатое с боков тело покрыто крупной чешуей. Спинка сине - серая или зеленоватая, бока и брюхо серебристые, а остальные - оранжевые. Глаза красные.
Зеленоватая окраска спины, желтые поперечные пятна на теле и плавниках делают щуку незаметной среди зарослей растений. У нее очень острые зубы. Каждое лето у щуки выпадают старые зубы и растут новые.
- Как можно отличить одну рыбу от другой? (по окраске) Зачем им разная окраска? (спрятаться)
- Чем еще могут отличаться рыбы друг от друга? (формой)
- Кто знает, какая речная рыба самая крупная? (сом 4м)
- А одна из самых мелких? (уклейка)
- Самая колючая? (ерш)
- Самая линяющая? (линь)
- Одна из самых длинных рыб? (угорь)
Чем питается рыба?
- Смотрите- кА, окунь спрятался в зарослях водорослей, плотно позавтракав, мальком плотвы? Кто такой малек?
- Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка - яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки - мальки. Как вы думаете, заботятся ли о своем потомстве рыбы? Нет, отложив икру на водорослях, камнях, корягах, не заботятся о ней. Многие ее же и съедают. Хотя есть исключения - рыба корюшка, строит гнездо из травы и рыба бычок, выкапывают под камнем норку. В какое время нежелательно ловить рыбу? Почему?
- Чем окунь питается? (мальками и другими мелкими животными) От кого спрятался? (от щуки) Почему? Как называют группу животных, которые, питаются другими животными? (хищники)
- нехищные рыбы едят насекомых , маленьких рачкв, питаются листьями и стеблями подводных трав. Интересно, что во рту у рыбы есть вкусовые почки . помогающие различать кислый, сладкий, горький и соленый вкус.
- ПЛОТВА
- ВОДОРОСЛИ
- ЩУКА
- ОКУНЬ
- Помогите маленькому карасику попасть к маме и папе.
- Подумайте, и составьте цепь, кто, чем питается.
- Что будет, если станет больше плотвы?
- Что будет, если станет больше щук?
Круг замкнулся.
Сколько лет живут рыбы?
От 5 до 100 лет.
Где живет рыба?
Живет ли рыба еще где-то помимо реки?
- Откройте с.35. Почему художник назвал рисунок "Что посеешь, то и пожнешь?
- Какие правила мы должны соблюдать, находясь у реки? А меры предосторожности?
- Какой рыбкой может полакомиться выдренок?
4. Подведение итогов урока
- Чем рыбы отличаются от других животных?
- Как рыбы приспособились к жизни в воде?
- Каких рыб называют хищниками?
Выдренку очень понравилось на уроке и он просит подарить ему на память рыбку тех ребят, которые считают что им на уроке было интересно и они много чего узнали нового.
Д/З с.35 № 6 Напиши, какие рыбки обитают в реке Великой?