Урок-соревнование по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел" (по системе Л.В. Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

  • Развивающие: развитие логического мышления, творческих способностей, воображения, смекалки;
  • Обучающие:  совершенствование вычислительных навыков; закрепление умения вычитать и складывать двузначные числа; научить быстро решать задачи на сообразительность; учить работать в команде;
  • Воспитательные: формирование ответственности, интереса к математике; укрепить соревновательный дух  класса.

Оборудование и наглядные пособия:

  • рисунки сказочных героев,
  • карточки с тестом,
  • карточки с названием команд,
  • перфокарты,
  • сигнальные карточки,
  • рисунок к игре «Футбол»,
  • карточка «Счётная машина»,
  • геометрические фигуры,
  • осенние листочки жёлтого и красного цвета,
  • шифрограмма Буратино,
  • ручки, линейки, карандаши, учебник, тетради,
  • рисунок дерева, плодов, листьев для рефлексии.

ХОД УРОКА

1.Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.

2. Актуализация знаний. Тема урока.

Посмотрите на доску. Что делают зверята? (Соревнуются)

Верно. И сегодня у нас урок – соревнование. А тему урока назовите сами. Подсказка – на рисунке со зверятами. (+ и – двузначных чисел).
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня  мы побываем в мире математики, в мире этой    прекрасной науки, ведь мир без математики был бы неинтересен. Недаром говорят: «Математика – царица всех наук».

В соревновании принимают  участие 3 команды. Оценивать вашу работу будет жюри по   3- балльной системе. Вы получаете осенний листик за правильный ответ и составляете букет. Итак, вперёд!

1 конкурс«Представление команд»

Капитаны, представьте свои команды.

  • 1 команда: «Мыслители». Девиз:  «Мы будем мыслить, убеждать. Идя к финалу, побеждать».
  • 2 команда: «Умники». Девиз:   «Пусть ум побеждает силу».
  • 3 команда: «Знатоки». Девиз: «Пришёл, увидел и решил»!

2 конкурс – «Разминка»

Этот конкурс предлагает вам  Кот в сапогах, ответьте на его вопросы.

Коллективно-индивидуальная работа с сигнальными карточками:

  • согласны с ответом  – да –
  • не согласны с ответом – нет –

1) У 3 мышей 6 ушей. (Да)
2) У двух медвежат 5 лап. (Нет)
3) У круга нет ни начала, ни конца. (Да)
4) У прямоугольного треугольника 2 угла прямые. (Нет)
5) 1 кг ваты тяжелее 1 кг железа. (Нет)
6) На этом рисунке 5 треугольников. (Да)

3 конкурс – «Весёлый карандаш»

Этот конкурс предлагает вам   Карандаш.

 

Выполните его задание на листах в клеточку (начинать от точки, отмеченной красным цветом на листе).
Графический диктант – индивидуальная работа.

2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 5 влево, 2 вверх, 2 влево.

Что получилось? (Машина) Молодцы! (Приложение 1)

Гимнастика для глаз

4 конкурс«Помоги Самоделкину»

Этот конкурс предлагает вам  Самоделкин.

Он смастерил машину для весёлых человечков, но забыл номер их дома. Да и машина что-то не заводится. Давайте найдём результат, тем самым заведём машину и узнаем, куда ехать.
«Кто быстрее и точнее»  –  групповая работа (решение выражений на сложение и вычитание двузначных чисел)

В это время  по 1 ученику – самых лучших знатоков таблицы сложения – выполняют за отдельным столом индивидуальную работу с перфокартами. Кто быстрее и правильнее решит, тот относит перфокарту учителю. На перфокарте записано название команды.

5 конкурс –   «Заморочки Чиполлино»

Чиполлино предлагает вам  карточку с тестом (групповая форма работы).

Время на выполнение – 4 минуты. (Приложение 2 – карточка №1)

6 конкурс – «Спортивные танцы» (физкультминутка)

Отдыхаем под музыку «Чунга-чанга»

7 конкурс – «Сказочные задачи» (по 2 вопроса команде) .

Задаёт Незнайка.

1. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол Незнайка отпилил. Сколько углов стало у крышки? (5)

2. Посадил дед репку. Выросла репка очень большая. Вес выразился двузначным числом. Первая цифра в числе на 5 больше, чем 2, а вторая равна разности чисел 19 и 10. Каков вес репки? (79 кг)

3. Обезьяны не любят плавать. Поэтому они попросили крокодилов построить мост: каждый   цепляет зубами за хвост предыдущего крокодила -  и так от берега до берега. Сколько надо крокодилов, чтобы получился мост в 12 м, если длина одного крокодила 4 м? (3 крокодила:  4 + 4 + 4 = 12)
4.  6 картофелин сварилось за 30 мин. За сколько минут сварилась одна картофелина? (За 30 мин.)
5. В корзине лежат 3 яблока. Как раздать по яблоку 3 ребятам, чтобы каждый получил по 1 яблоку, и 1 яблоко осталось в корзине? (Отдать 1 яблоко вместе с корзиной)
6. Шли 7 братьев. У каждого брата по 1 сестре. Сколько шло человек? (8)

8 конкурс – конкурс капитанов «Футбол» – забить гол в ворота.

Отборочный тур – кто быстрее выберет нужные фигуры, лежащие на столе, тот первым забивает   гол.

1 капитан – выбрать из фигур те, которые не являются многоугольниками (овалы и круги)
2 капитан – выбрать из фигур те,  у которых все углы прямые (квадраты, прямоугольники)
3 капитан – выбрать из фигур треугольники, которые  являются прямоугольными.

«Футбол»

На доске ворота. В воротах числа: 35, 78, 24, 70, 30, 40, 15, 49. На поле – в середине – выражения: 62 + 30, 22 + 13, 63 + 15, 14 + 10, 80 – 10, 80 – 50, 40 + 9, 20 – 5, 80 – 40, 53 + 40.
Реши правильно  выражение и забей гол в ворота. Подумай, все ли выражения нужны.

9 конкурс – «Логико-творческий».

Предлагает его Золушка.

В коробке лежат жёлтые и красные листья. Золушка вынула 3 листика, не глядя в коробку. Будут ли у неё в руках хотя бы 2 листика одного цвета? (Да, т.к.  листья 2 цветов, а она вынула 3: либо все 3 одного цвета, либо 2 одного и 1 другого цвета). Зарисуйте возможные варианты.

10 конкурс – «Шифрограмма Буратино»

40

66

60

27

90

92

12

             

20 + 20     М
15 – 3       Ы
80 – 20     Л
90 – 0       Д
20 + 46     О
62 + 30     Ц
37 – 10     О

Решив выражения и правильно подставив буквы, вы узнаете, что хочет сказать вам Буратино. (Молодцы!)

Учитель:

Мы закончили игру,
Но праздник продолжается.
Жюри объявит нам итоги,
Когда посовещается.

А мы в это время оценим свою работу, своё настроение.

Рефлексия.

На доске вы видите  дерево, на которое вы должны прикрепить яблоки:

  • красное яблоко, если  урок  понравился, хорошее настроение;
  • зелёное яблоко – урок понравился, но не совсем;
  • жёлтое   яблоко – урок не понравился .

Подведение итогов. Награждение команды – победительницы.

– Урок окончен. Всем спасибо! Молодцы, ребята!

Приложение 3