Дидактическая цель: систематизация и обобщение знаний по теме « Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний
Задачи:
Образовательные:
- продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу
- продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу среди других слов.
Развивающие: развитие устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера, расширение общего кругозора учащихся
Воспитательные: воспитывать интерес к процессу обучения
Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья учащихся.
Ход урока
Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. Мотивация обучения
У. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и пригласим их
Упражнение: «Добрый хозяин»
Дом с трубой, с высокой крышей,
(«дом»)
Человек из дома вышел
(«человечек»)
Он ворота открывает,
(«ворота»)
Всех нас в гости приглашает.
(«ворота открыты»)
Ворота открыты всегда для друзей,
Мы рады вам, гости! Входите скорей!
У. На доске, ребята, знакомые вам буквы.
Посмотрите на данные буквы, скажите, какое слово «спряталось» в этих буквах, и как вы его нашли
ожиршифчаощагжиршиачумщумжиа
- Что такое орфограмма?
- Зачем нужно знать орфограммы?
- Хорошо, продолжим изучение новых орфограмм, чтобы стать грамотными. А каких, узнаете, выполнив следующее задание.
1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. Назовите оставшиеся согласные буквы в данной строчке. Какую общую характеристику имеют эти буквы?
Д. Эти буквы обозначают согласные непарные по твёрдости/ мягкости звуки.
У. С какими гласными буквами эти шипящие согласные образуют буквосочетания, которые являются орфограммами?
Д. Буквосочетания жи-ши ,ча-ща,чу-щу являются орфограммами
У. Используя ответ на последний вопрос и запись на доске, сформулируйте тему урока.
Д. Тема урока «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу»
У. Поставьте цели урока, используя запись на доске
Д. Цель урока-
- повторить правила правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
- учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
2. Минутка чистописания.
У. На минутке чистописания мы напишем цепочку из букв, обозначающих согласные звуки непарные по твёрдости/мягкости . Определите закономерность написания данного буквосочетания
жчшщ
Д. Данные буквосочетания щшчж будем писать в обратном алфавитном порядке
У. Запишите данное буквосочетание столько раз, сколько орфограмм по теме урока встретилось в предложении : Пушистая белочка живёт в лесу.
У. Запишите данное предложение с комментированием изученных орфограмм.
Проверка: на доске ученик писал.
У. Выделите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Д.
Работа с текстом. Расширение кругозора детей.
У.Животный мир очень интересен.Ещё об одном удивительном животном мы узнаем, прочитав текст, который имеется у вас на партах.
Бизоны похожи на зубров. Эти животные живут небольшими стадами.
Из бычьих рогов люди делали кубки и ложки. Из кожи мастерили обувь, крыши, стены своих жилищ.
У. Какой это текст: художественный или научно-познавательный? Что интересного узнали?
У. На сколько частей можно разделить этот текст?
Д. Этот текст можно разделить на две части
У. О чём говорится в первой части? Во второй части?
Спишите первую часть. Выделите орфограмму по теме урока.
Проверка: в каких словах выделили орфограммы? У кого также, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по голове.
3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (упражнение – повороты)
У. У нас в классе тоже прошёл снегопад, снегопад слов..
- На счет: 1,2,3, поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.
(в углах класса развешаны предметные картинки, которые ученики должны увидеть при повороте и запомнить
У. Что изображено на картинках? Что объединяет эти слова?
Запишите слова по памяти, выделите орфограмму.
Проверка в парах.
У. Какие словарные слова повторили? Поработаем со словом
4. Работа по учебнику. Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
У. Откройте учебник на стр.16 прочитайте задание к упр. 26
(работа выполняется по частям)
Разноуровневые задания:
1 группа: спишите, вставляя пропущенные буквосочетания
2 группа- дополнительно на карточке–
Рассмотри дополнительную запись. Сформулируй задание. Выполни его.
Что? Кто? …
Какой? …
Что делаю? …
Подчеркни слова, в котором звуков меньше, чем букв.
5. Физкультминутка со сменой позы
У. У вас на партах карточки со словами по теме урока. Их нужно распределить на группы в зависимости от орфограммы.
Подходим к переносной доске, читаем слово, называем орфограмму: часть, чудовищный, щадить, щурёнок, щуплый, саранча, свеча, встреча, чудак, гуща, жимолость, жидкий, ширина, шиповник, жилет, шинель
(уточнение значений слов: щадить- давать пощаду; щуплый – слабосильный, худой, невзрачный; саранча – насекомое; жимолость – кустарник, шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком)
У. Сегодня на уроке мы называли и писали много слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Какие слова вы запомнили?
Проводится игра в круге (использование интерактивных способов обучения).Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием по теме урока. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.
6. Домашнее задание
7. Проверка знаний по теме урока (орфографический квадрат)
х | х | х | ||
х | ||||
х | х | х | ||
х | ||||
х | х | х |
Летит, крыши, чумазый, щурёнок, вьет
Зуб, чулан, лось, Варя, Москва
Друг, живой, куча, чайка, лень
Окно, трава, дубки, щавель, печка
День, щуплый, чучело, ужи, съел
8. Итог урока
У. Правописание каких буквосочетаний мы отрабатывали сегодня на уроке? Соотнесите с темой и целью урока.
Д. Мы повторили правило и учились правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши с буквой и, ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у, значит выполнили поставленные цели на урок
9. Рефлексия
Выберите и запишите слово или словосочетание с орфограммой по теме урока, которое отражает ваше отношение к уроку. Как ты работал на уроке?
Чудесно! Замечательно! Ошибался. Отвечал правильно.