Цели урока:
- отработка арифметических действий, правил, законов; решение задач, нахождение закономерностей, получение начальных сведений о комбинаторике; отработка знаний по лексике, словообразованию, закрепление знаний о перекрестной рифме.
- активизировать мыслительную деятельность учащихся; способствовать развитию интеллекта, внимания, памяти, воображения; учить работе в незнакомой ситуации.
- формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности; развитие речи, коммуникативных способностей
Оборудование: Новогодняя искусственная ель, шары четырех цветов, эмблемы, открытки, листы для записи, заранее подготовленные подарки в форме параллелепипедов, внутрь которых дети по желанию кладут маленький сувенир «подарок другу».
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-праздник!
Орг. момент: ребята подписывают листы.
Проверка домашнего задания
- вычислительные примеры;
- наличие склеенного из развертки прямоугольного параллелепипеда для «подарка другу»;
- выписанные из толкового словаря «новогодние слова».
-Какой праздник приближается? (Новый год)
-Скажите, а главный атрибут Нового года - это что? (Ёлка)
-Значит, у меня, ребята, каждый день Новый год? Ведь ёлка растет под моим окном… (Нет)
-Какой должна быть ёлка? (ответы детей)
-Давайте запишем несколько словосочетаний, которые характеризуют ель в Новый год. (дети зачитывают словосочетания, не повторяясь, и вешают шары на елку)
-Правила игры таковы: У нас четыре команды и у каждой команды – эмблемы и шары своего цвета. Правильный ответ на вопрос или задачу позволяет команде украсить елку игрушкой своего цвета. Победит та команда, чьих шаров на елке окажется больше.
Задание №1. Слайд №2
- Вычислите:
- (942646 :4)* (311-311) +2010=
- Запишите поздравление, используя ответ задачи.
(команда, первая ответившая на вопрос, вешает шар на елку)
(почему вы решили задачу устно?)
! так как сегодня на уроке числа встретились с буквами и все вместе будут встречать Новый год, то давайте запишем: С Новым две тысячи десятым годом! (Запись на открытках)
Задание№2. Слайд №3
Продолжаем наряжать ёлку. Решаем задачу «Шар – шишка», записываем решение на листах, а первый, кто справился с задачей, решает ее у доски и украшает елку второй игрушкой.
Что тяжелее?
Золотой шар или шишка,
если
2 шара и 1 шишка - 140г
2 шишки и 1 шар – 130г
Задание №3 Слайд №4
На экране вы видите зашифрованные новогодние слова, отгадайте их по лексическому значению и запишите правильно и без ошибок (серпантин, конфетти, гирлянда)
Вешаем третий шар
- Полоса, лента из связанных, сплетенных в виде цепи предметов, украшение из ветвей и цветов для новогодней ёлки.
- Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на разных празднествах и балах.
- Длинные, узкие, разноцветные бумажные ленты, свернутые в рулончики. Их бросают в публику во время праздников, балов и маскарадов.
Задание №4 Слайд №5
А теперь, ребята, перед нами новогодняя гирлянда, но она не закончена. Давайте найдем закономерность и продолжим, заполним гирлянду, первая справившаяся команда вешает четвертый шар.
«Продолжить последовательность» 25, 77, 1414, 1010, 22…..
Физкультминутка Слайд №6 ( с использованием музыкальных произведений новогодней тематики)
Задание №5 Слайд №7
На Новый год люди всегда готовят концерт, поэтому и мы с вами тоже попробуем порадовать друзей. (решаем задачу, записываем решение на листах, а первый, кто справился с задачей решает ее у доски и вешает четвертый шар).
- 4 девочки приготовили к Новому году каждая свое выступление (танец, стихи, песню и фокусы).
- Сколько вариантов программ можно составить из этих выступлений?
- !
- Что это за знак? Сколько значений он имеет?
- Запишите несколько предложений разных по цели высказывания, используя этот знак.
Задание №6 Слайд №8
Как известно, Новый год любит шутки! Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Разгадаем слова, которые здесь зашифрованы. Записываем слова, находим корни, определяем способ словообразования. Первая справившаяся команда вешает пятый шар.
- Копатка
- Колоток
- Кусарики
Задание №7 Слайд №9
-Чего нам не хватает сегодня на нашем празднике? Правильно, подарков.
-А в чем мы чаще всего получаем подарок?
-Какой формы этот предмет? (прямоугольный параллелепипед) седьмой шар
-Сколько у него ребер? – 12 восьмой шар
-Сколько граней? -6 девятый шар
(Вручение подарков) Поздравляем вас с Новым годом!
Задание №8 Слайд № 10
А теперь давайте подпишем наши поздравительные открытки. Составьте четверостишия с перекрестной рифмой, используя слова на слайде, чтобы получилось новогоднее поздравление (задание для каждой команды, возможно задание на дом)
- Розы – морозы
- Снежинка – пушинка
- Серпантин – мандарин
- Елочка - иголочка
Подведение итогов: Ребята, подумайте и решите, какая команда выиграла. Как, не считая шары на елке, определить победителя (у кого меньше шаров осталось на столе)
Комментарии: урок можно расширить в плане областей знаний истории, географии, технологии; также в плане формирования команд, выбора капитанов и проведения конкурса капитанов.