Цель: формировать умение выделять ударенный гласный в словах устной и письменной речи.
Задачи: повторить понятия "ударная" и "безударная" гласные; обогащать и расширять активный словарь по теме "Зима"; развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности; способствовать развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания, связной речи; воспитывать собранность и умение достигать поставленные цели через самостоятельные и коллективные формы работы.
Ход урока
Орг.момент.
- Прозвенел нам весело звонок.
Пришла пора начать урок.
На уроке не будем скучать,
А будем работать активно
И в тетрадях аккуратно писать.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. А мы с вами дружная семья. Давайте примем гостей так, чтобы им было тепло и уютно в нашем классе, на нашем уроке.
Упражнения для кистей рук и пальцев.
Актуализация опорных знаний.
- К нам в гости должна придти еще одна гостья, а кто, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Здесь овощи и фрукты, разные продукты.
На товары посмотрю и отделы назову:
Хлебный, мясной, молочный, овощной (Магазин).И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (Иней).
Маленькая, красная, ароматная, лесная ягода (Земляника).
Дом по улице идёт, на работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (Автобус).
Итог: так кто же нам еще придёт в гости? (Прочитайте в выделенных клеточках по вертикали).
- Давайте позовём Зиму.
- Зима! (входит Зима).
- Здравствуйте, ребята и гости дорогие!
- Здравствуй гостья Зима!
Просим милости к нам -
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Зима:
- Спасибо вам за тёплый приём. Я приготовила вам задания, если выполните их правильно, то останусь у вас гостить.
- Проходи, Зима, присаживайся.
- С приходом Зимы наши пальчики замёрзли. Давайте разогреем их (подуть).
- Откройте тетради и посмотрите, какой узор прописала вам Зима.
(пропись показа)
- Ребята, о чём была первая загадка? Вторая? Третья? Последняя?
- Что это за слова? (словарные). А что мы забыли расставить в словарных словах? (ударение). Расставьте. Что нужно сделать, чтобы определить гласную? (слово позвать).
Упражнения по отработке умений и навыков.
Работа с учебником. Стр.64 упр.15.
- Народ очень любил зиму. И слагал о ней загадки. В этом упражнении мы прочтём загадки и узнаем, какая из них о зиме.
Задание:
1 вариант списывает загадку об осени.
2 вариант - о зиме.
Расставить ударение в словах.
Итог: какое задание выполняли? Какая гласная называется ударной? Как называются другие гласные? Чему учимся на уроке?
Взаимопроверка тетрадей.
Физминутка.
А мороз то - ой-ой-ой,
Но не хочется домой.
Руки трите, трите, трите.
Ручками похлопайте,
И на руки подышите,
Ножками потопайте,
Попрыгайте на месте.
А после - сядьте вместе.
Работа по карточкам (развитие словесно-логического мышления).
- Народ о зиме слагал не только загадки, но и сочинял стихи.
- Мы с вами сейчас тоже попробуем сочинить стихотворение.
Задание: дополните предложения словами-рифмами.
Предложения:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю:::::::..СНЕГ.
А на улице мороз щиплет щёки, щиплет:::::::.НОС.
Мы не ели, мы не пили - бабу снежную:::::::.ЛЕПИЛИ.
Зимний спорт теперь нам ближе - помогают в этом ::.ЛЫЖИ.
Льются слёзы у Оксанки - у неё сломались::::::САНКИ.
На льду погасли огоньки - снимаю я свои ::::::.КОНЬКИ.
Зимним вечером видна в небе желтая ::::::::.ЛУНА.
Из трубы летят колечки - это дым из нашей :::::..ПЕЧКИ.
Итог: проверим получившееся стихотворение (прочитать).
О чем говорится в стихотворении? (о зиме).
Закрепление.
Задание на развитие памяти.
- Вспомните, какие слова мы вставили в стихотворение. Запишите их, обозначив ударную гласную.
Итог: во всех ли словах поставили ударение? (нет). Почему? (в слове-слоге ударение не ставится). Чему учимся на уроке?
- Зима, ты довольна нашей работой на уроке? (да!).
Дидактическая игра "Снежки".
- Ребята, а какие зимние забавы вы знаете?
- Пришла пора поиграть в снежки. Давайте их соберём по классу (зрительно-двигательная пауза). Дети собирают снежки, вырезанные из цветной бумаги, размещенные по всему пространству класса.
На доске записан текст, но ударение стоит не везде правильно. Будем слово читать и в ударную гласную "снежок кидать" (прикреплять снежок над ударной гласной).
- Раз, два, три - начало игры!
Текст на доске: По дороге в школу дети остановились у берёзы. Какая она красивая сегодня! Как красиво сверкает на солнце! На ветках блестят ледяные иголочки. Это иней.
(Дети выходят по очереди и расставляют ударение).
Задание:
1 вариант запишет предложение о солнце.
2 вариант - о ветках берёзы.
Итог: какое задание выполняли? Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение в слове? Как называется гласная, на которую падает ударение?
Составление загадки (развитие словесно-логического мышления и внимания).
- Ребята, а сейчас мы выполним задание и узнаем, за что же ещё все люди любят зиму.
Задание: из слогов составить загадку: Зимой и летом одним цветом.
Задание: запишите загадку в тетрадь. Поставьте ударение в словах предложения и в отгадке.
- Что это? Ёлочка.
Итог: мы любим зиму за праздники: Новый год, Рождество, Крещение.
Итог урока и рефлексия.
- Чему учились на уроке?
Как называется гласная, на которую падает ударение?
Как называются остальные гласные?
Что нужно сделать, чтобы правильно определить ударение в слове?
Вам понравился урок?
Какие задания оказались трудными для вас?
Какие задания оказались лёгкими?
Какое задание понравилось больше всего?
Вы довольны своей работой на уроке?
Оценивание.
- Зима, а ты довольна нашими ответами и выполненными заданиями?
Оставайся, зима, снежная.
Одевай землю в ковры нежные.
Оставайся, зима, званная,
Гостья красивая и желанная.