Постановка ударения в слове. 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель: формировать умение выделять ударенный гласный в словах устной и письменной речи.

Задачи: повторить понятия "ударная" и "безударная" гласные; обогащать и расширять активный словарь по теме "Зима"; развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности; способствовать развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания, связной речи; воспитывать собранность и умение достигать поставленные цели через самостоятельные и коллективные формы работы.

Ход урока

Орг.момент.

- Прозвенел нам весело звонок.
Пришла пора начать урок.
На уроке не будем скучать,
А будем работать активно
И в тетрадях аккуратно писать.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. А мы с вами дружная семья. Давайте примем гостей так, чтобы им было тепло и уютно в нашем классе, на нашем уроке.

Упражнения для кистей рук и пальцев.

Актуализация опорных знаний.

- К нам в гости должна придти еще одна гостья, а кто, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Здесь овощи и фрукты, разные продукты.
На товары посмотрю и отделы назову:
Хлебный, мясной, молочный, овощной (Магазин).

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (Иней).

Маленькая, красная, ароматная, лесная ягода (Земляника).

Дом по улице идёт, на работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (Автобус).

Итог: так кто же нам еще придёт в гости? (Прочитайте в выделенных клеточках по вертикали).

- Давайте позовём Зиму.

- Зима! (входит Зима).

- Здравствуйте, ребята и гости дорогие!

- Здравствуй гостья Зима!

Просим милости к нам -
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Зима:

- Спасибо вам за тёплый приём. Я приготовила вам задания, если выполните их правильно, то останусь у вас гостить.

- Проходи, Зима, присаживайся.

- С приходом Зимы наши пальчики замёрзли. Давайте разогреем их (подуть).

- Откройте тетради и посмотрите, какой узор прописала вам Зима.

(пропись показа)

- Ребята, о чём была первая загадка? Вторая? Третья? Последняя?

- Что это за слова? (словарные). А что мы забыли расставить в словарных словах? (ударение). Расставьте. Что нужно сделать, чтобы определить гласную? (слово позвать).

Упражнения по отработке умений и навыков.

Работа с учебником. Стр.64 упр.15.

- Народ очень любил зиму. И слагал о ней загадки. В этом упражнении мы прочтём загадки и узнаем, какая из них о зиме.

Задание:

1 вариант списывает загадку об осени.

2 вариант - о зиме.

Расставить ударение в словах.

Итог: какое задание выполняли? Какая гласная называется ударной? Как называются другие гласные? Чему учимся на уроке?

Взаимопроверка тетрадей.

Физминутка.

А мороз то - ой-ой-ой,
Но не хочется домой.
Руки трите, трите, трите.
Ручками похлопайте,
И на руки подышите,
Ножками потопайте,
Попрыгайте на месте.
А после - сядьте вместе.

Работа по карточкам (развитие словесно-логического мышления).

- Народ о зиме слагал не только загадки, но и сочинял стихи.

- Мы с вами сейчас тоже попробуем сочинить стихотворение.

Задание: дополните предложения словами-рифмами.

Предложения:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю:::::::..СНЕГ.

А на улице мороз щиплет щёки, щиплет:::::::.НОС.

Мы не ели, мы не пили - бабу снежную:::::::.ЛЕПИЛИ.

Зимний спорт теперь нам ближе - помогают в этом ::.ЛЫЖИ.

Льются слёзы у Оксанки - у неё сломались::::::САНКИ.

На льду погасли огоньки - снимаю я свои ::::::.КОНЬКИ.

Зимним вечером видна в небе желтая ::::::::.ЛУНА.

Из трубы летят колечки - это дым из нашей :::::..ПЕЧКИ.

Итог: проверим получившееся стихотворение (прочитать).

О чем говорится в стихотворении? (о зиме).

Закрепление.

Задание на развитие памяти.

- Вспомните, какие слова мы вставили в стихотворение. Запишите их, обозначив ударную гласную.

Итог: во всех ли словах поставили ударение? (нет). Почему? (в слове-слоге ударение не ставится). Чему учимся на уроке?

- Зима, ты довольна нашей работой на уроке? (да!).

Дидактическая игра "Снежки".

- Ребята, а какие зимние забавы вы знаете?

- Пришла пора поиграть в снежки. Давайте их соберём по классу (зрительно-двигательная пауза). Дети собирают снежки, вырезанные из цветной бумаги, размещенные по всему пространству класса.

На доске записан текст, но ударение стоит не везде правильно. Будем слово читать и в ударную гласную "снежок кидать" (прикреплять снежок над ударной гласной).

- Раз, два, три - начало игры!

Текст на доске: По дороге в школу дети остановились у берёзы. Какая она красивая сегодня! Как красиво сверкает на солнце! На ветках блестят ледяные иголочки. Это иней.

(Дети выходят по очереди и расставляют ударение).

Задание:

1 вариант запишет предложение о солнце.

2 вариант - о ветках берёзы.

Итог: какое задание выполняли? Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение в слове? Как называется гласная, на которую падает ударение?

Составление загадки (развитие словесно-логического мышления и внимания).

- Ребята, а сейчас мы выполним задание и узнаем, за что же ещё все люди любят зиму.

Задание: из слогов составить загадку: Зимой и летом одним цветом.

Задание: запишите загадку в тетрадь. Поставьте ударение в словах предложения и в отгадке.

- Что это? Ёлочка.

Итог: мы любим зиму за праздники: Новый год, Рождество, Крещение.

Итог урока и рефлексия.

- Чему учились на уроке?

Как называется гласная, на которую падает ударение?

Как называются остальные гласные?

Что нужно сделать, чтобы правильно определить ударение в слове?

Вам понравился урок?

Какие задания оказались трудными для вас?

Какие задания оказались лёгкими?

Какое задание понравилось больше всего?

Вы довольны своей работой на уроке?

Оценивание.

- Зима, а ты довольна нашими ответами и выполненными заданиями?

Оставайся, зима, снежная.
Одевай землю в ковры нежные.
Оставайся, зима, званная,
Гостья красивая и желанная.