Цель:
- учащиеся познакомятся с особым свойством воды, известным как поверхностное натяжение;
- откроют другие свойства воды;
- узнают многие способы использования воды.
Оборудование:
- чистые стаканы, наполненные водой;
- чашечки и три различных воды для дегустации (минеральная, сладкая и водопроводная);
- пипетки или тампоны;
- банки с водой;
- большой кусок навощенной бумаги и доска для капельных бегов;
- изображение способов использования воды;
- монетки;
- таблицы;
- анкета самооценки учащегося;
- различные предметы, цветы из цветной бумаги.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии |
I. Организационный момент Загадка:
Много ее – беда! – О чем же мы сегодня будем говорить? – На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. II. Работа над новой темой Тема нашего урока: “Изучение свойств воды” – Какую цель мы поставим перед собой? – Молодцы! – Что в нем находится? – Подкрепите свои предположения, объяснив, почему вы считаете, что это вещество является водой. – Почему вода важна для нас? – Замечательно! – Как мы используем воду в домашних условиях? – Спасибо. Молодцы! – Предлагаю вам попробовать на вкус 3 вида воды. – Что вы можете сказать о вкусе воды? – Как вы думаете, почему вода из разных источников или различных обработок может отличаться по вкусу? – Спасибо, ребята! – Как вы думаете, имеет ли вода собственную форму? – Проверьте ваши предположения, выливая воду из круглого кувшина в квадратную или прямоугольную емкость. – Поделитесь своими мыслями – А какие еще жидкости ведут себя таким образом? – Опустите руки в воду. Какая вода – твердая или мягкая? – Приятная или липкая? – Скользкая или шершавая? – Спасибо. – Давайте проведем капельные бега. Сейчас я расположу на линии старта капельки воды, масла, сиропа и одеколона. Угадайте, какая капля победит в гонке? – Молодцы, спасибо. – Оправдались ли ваши предположения? В капельных бегах победила капля воды. – Какое свойство воды мы открыли? – Хорошо, молодцы – А сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе есть задания, которые вы должны выполнить – Какие задания предлагались группе “Капелька”? – Назовите их. – Да, действительно мы узнали еще об одном свойстве воды, которое называется “поверхностное натяжение”. – Хорошо, какое задание было следующим? – Молодцы, ребята! – Какое задание предлагалось для вашей группы? – Совершенно верно – Как можно назвать это свойство воды? – Правильно, ребята, действительно, не все предметы тонут в воде, и это свойство воды называется – плавучесть. Плавучесть тела зависит от его формы и плотности. – Замечательно. – Какое задание предлагалось для вашей группы? – К какому же выводу вы пришли? – Верно, мы узнали, что вода – это еще и растворитель. – Как вы думаете, почему так произошло? – Правильно, ребята. Мыло уменьшает поверхностное натяжение и позволяет расширяться пленке, обволакивая воздух. – Сегодня мы замечательно поработали. – Какие открытия вы сделали на уроке? – Молодцы. Спасибо. – Подтвердите свои знания, заполнив анкету “Самооценка ученика”. III. Итог урока. Рефлексия. – Что на уроке показалось самым интересным? – Замечательно! – Спасибо за работу. Надеюсь, что урок был интересным, и вы еще очень многое узнаете о свойствах воды и ее использовании. |
Учащиеся показывают готовность к уроку. Учащиеся отгадывают загадку. – О воде
К концу урока мы должны: – узнать свойства воды – какой может быть вода – изучить свойства воды
– Вода – Я думаю вода – Прозрачная жидкость – Прозрачна – Без вкуса – Без запаха – Без цвета – Возит – Моет – Охлаждает – Поит – Исцеляет – Гасит – Умываемся – Моем посуду – Принимаем душ – Чистим зубы – Стираем – Убираемся – Сладкая на вкус – Обычная водопроводная вода – Минеральная вода – В воду добавляют различные вещества для придания ей вкуса – Вода может добываться из разных источников, например природных, поэтому она обладает лечебными свойствами – Да – Имеет – Да, я согласен – Принимает – Я согласен – Вода принимает форму той емкости, в которой находится – Растительное масло – Бензин – Керосин – Газировка – Мягкая – Приятная – Скользкая – Я думаю, капелька воды – А я считаю, капля одеколона – Мне, кажется, капля масла – Вода текуча – Нам предлагалось: 1.Несколько монет разных размеров, надо было определить, сколько капель поместится на монету. Мы проделали этот опыт и сделали вывод, что чем меньше монета, тем меньше капель поместится на нее. Каждая капля увеличивалась, принимая формы монеты. 2. Мы положили бумажные цветы в тарелку с водой и посмотрели, что с ними произошло? Цветы плавали на поверхности воды, т.к. они легче, чем вода. 1. Мы взяли иголку и горизонтально опустили в воду. Иголка утонула, потому что ее масса больше. 2. Нам надо было проверить, что произойдет со скрепкой, палочкой, спичкой, и пластмассовой палочкой, когда мы их опустим в воду и заполнить таблицу? Проведя эксперимент, мы обнаружили, что все предметы, кроме скрепки остались на поверхности воды. – Не все предметы тонут в воде 1. Нужно было опустить в 3 стакана с водой соль, песок и краску, посмотреть, что произойдет и записать свои наблюдения в таблицу. – Когда мы опустили в стаканы соль, песок и краску, то увидели что соль растворилась в воде; песок – опустился на дно стакана, а краска растворилась в воде и окрасила воду. – Вода может растворять предметы 2. Мы взяли трубочки и макнули их в мыльный раствор, подув, появились мыльные пузыри разных размеров. – Потому что мыло позволяет расширяться – Я узнала, что вода является растворителем. – Вода обладает поверхностным натяжением. – Принимает форму сосуда. – Вода – текуча. – Мне понравилось все – Я узнал, что вода обладает поверхностным натяжением – Я никогда не задумывался о том, что вода может иметь столько свойств – Я узнала, что не все предметы одинаково держатся на воде.
|
Эмоциональный настрой Учащиеся разделены на 3 группы, каждая имеет название. Учитель показывает модель земли – глобус
Учащиеся высказывают свои мнения Учитель показывает стакан с водой Дети высказывают свое мнение Дети высказывают свое мнение Учащиеся называют свойства воды, учитель в это время открывает по очереди на доске рисунки с изображение свойств воды (слайды 1–6) Учитель подкрепляет высказывания детей изображениями рисунков о пользе воды на доске (слайд 7–12) Эксперимент: 3 ученика пробуют на вкус 3 вида воды и комментируют вкус воды Ученики высказывают свои предположения Дети высказывают свое мнение Работа в группах Дети проверяют данное предположение Дети высказывают свои мысли, учитель в это время на доске подтверждает это явление слайдом 13 Ученики высказывают свои мнения Учащиеся проводят опыт Учитель проводит опыт над каплями разных составов, поднимает доску и дает возможность проверить предположение ученикам Ученики отвечают Учитель на доске показывает свойства воды Слайд №14 Каждая группа выполняет предложенные задания Презентация 1 группы “Капелька” своей работы Слайд №15 Презентация 2 группы “Дождинка” Учащимся предлагается заполнить таблицу по итогам эксперимента Слайд № 16 Презентация 3 группы “Снежинка” Слайд №17 Ученики отвечают на вопрос. Учащимся предлагается заполнить анкету. – Дети активно отвечают. |