Урок во 2-м классе по предмету "Я – исследователь". Тема: "Изучение свойств воды"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель:

  • учащиеся познакомятся с особым свойством воды, известным как поверхностное натяжение;
  • откроют другие свойства воды;
  • узнают многие способы использования воды.

Оборудование:

  • чистые стаканы, наполненные водой;
  • чашечки и три различных воды для дегустации (минеральная, сладкая и водопроводная);
  • пипетки или тампоны;
  • банки с водой;
  • большой кусок навощенной бумаги и доска для капельных бегов;
  • изображение способов использования воды;
  • монетки;
  • таблицы;
  • анкета самооценки учащегося;
  • различные предметы, цветы из цветной бумаги.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Комментарии
I. Организационный момент

Загадка: Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна нам всегда.
Больше, чем еда.
(Вода)

– О чем же мы сегодня будем говорить?

– На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

II. Работа над новой темой

Тема нашего урока: “Изучение свойств воды”

– Какую цель мы поставим перед собой?

– Молодцы!

– Что в нем находится?

– Подкрепите свои предположения, объяснив, почему вы считаете, что это вещество является водой.

– Почему вода важна для нас?

– Замечательно!

– Как мы используем воду в домашних условиях?

– Спасибо. Молодцы!

– Предлагаю вам попробовать на вкус 3 вида воды.

– Что вы можете сказать о вкусе воды?

– Как вы думаете, почему вода из разных источников или различных обработок может отличаться по вкусу?

– Спасибо, ребята!

– Как вы думаете, имеет ли вода собственную форму?

– Проверьте ваши предположения, выливая воду из круглого кувшина в квадратную или прямоугольную емкость.

– Поделитесь своими мыслями

– А какие еще жидкости ведут себя таким образом?

– Опустите руки в воду. Какая вода – твердая или мягкая?

– Приятная или липкая?

– Скользкая или шершавая?

– Спасибо.

– Давайте проведем капельные бега. Сейчас я расположу на линии старта капельки воды, масла, сиропа и одеколона. Угадайте, какая капля победит в гонке?

– Молодцы, спасибо.

– Оправдались ли ваши предположения? В капельных бегах победила капля воды.

– Какое свойство воды мы открыли?

– Хорошо, молодцы

– А сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе есть задания, которые вы должны выполнить

– Какие задания предлагались группе “Капелька”?

– Назовите их.

– Да, действительно мы узнали еще об одном свойстве воды, которое называется “поверхностное натяжение”.

– Хорошо, какое задание было следующим?

– Молодцы, ребята!

– Какое задание предлагалось для вашей группы?

– Совершенно верно

– Как можно назвать это свойство воды?

– Правильно, ребята, действительно, не все предметы тонут в воде, и это свойство воды называется – плавучесть. Плавучесть тела зависит от его формы и плотности.

– Замечательно.

– Какое задание предлагалось для вашей группы?

– К какому же выводу вы пришли?

– Верно, мы узнали, что вода – это еще и растворитель.

– Как вы думаете, почему так произошло?

– Правильно, ребята. Мыло уменьшает поверхностное натяжение и позволяет расширяться пленке, обволакивая воздух.

– Сегодня мы замечательно поработали.

– Какие открытия вы сделали на уроке?

– Молодцы. Спасибо.

– Подтвердите свои знания, заполнив анкету “Самооценка ученика”.

III. Итог урока. Рефлексия.

– Что на уроке показалось самым интересным?

– Замечательно!

– Спасибо за работу. Надеюсь, что урок был интересным, и вы еще очень многое узнаете о свойствах воды и ее использовании.

Учащиеся показывают готовность к уроку.

Учащиеся отгадывают загадку.

– О воде

 

 

 

 

 

К концу урока мы должны:

– узнать свойства воды

– какой может быть вода

– изучить свойства воды

 

– Вода

– Я думаю вода

– Прозрачная жидкость

– Прозрачна

– Без вкуса

– Без запаха

– Без цвета

– Возит

– Моет

– Охлаждает

– Поит

– Исцеляет

– Гасит

– Умываемся

– Моем посуду

– Принимаем душ

– Чистим зубы

– Стираем

– Убираемся

– Сладкая на вкус

– Обычная водопроводная вода

– Минеральная вода

– В воду добавляют различные вещества для придания ей вкуса

– Вода может добываться из разных источников, например природных, поэтому она обладает лечебными свойствами

– Да

– Имеет

– Да, я согласен

– Принимает

– Я согласен

– Вода принимает форму той емкости, в которой находится

– Растительное масло

– Бензин

– Керосин

– Газировка

– Мягкая

– Приятная

– Скользкая

– Я думаю, капелька воды

– А я считаю, капля одеколона

– Мне, кажется, капля масла

– Вода текуча

– Нам предлагалось: 1.Несколько монет разных размеров, надо было определить, сколько капель поместится на монету. Мы проделали этот опыт и сделали вывод, что чем меньше монета, тем меньше капель поместится на нее. Каждая капля увеличивалась, принимая формы монеты.

2. Мы положили бумажные цветы в тарелку с водой и посмотрели, что с ними произошло? Цветы плавали на поверхности воды, т.к. они легче, чем вода.

1. Мы взяли иголку и горизонтально опустили в воду. Иголка утонула, потому что ее масса больше.

2. Нам надо было проверить, что произойдет со скрепкой, палочкой, спичкой, и пластмассовой палочкой, когда мы их опустим в воду и заполнить таблицу? Проведя эксперимент, мы обнаружили, что все предметы, кроме скрепки остались на поверхности воды.

– Не все предметы тонут в воде

1. Нужно было опустить в 3 стакана с водой соль, песок и краску, посмотреть, что произойдет и записать свои наблюдения в таблицу.

– Когда мы опустили в стаканы соль, песок и краску, то увидели что соль растворилась в воде; песок – опустился на дно стакана, а краска растворилась в воде и окрасила воду.

– Вода может растворять предметы

2. Мы взяли трубочки и макнули их в мыльный раствор, подув, появились мыльные пузыри разных размеров.

– Потому что мыло позволяет расширяться

– Я узнала, что вода является растворителем.

– Вода обладает поверхностным натяжением.

– Принимает форму сосуда.

– Вода – текуча.

– Мне понравилось все

– Я узнал, что вода обладает поверхностным натяжением

– Я никогда не задумывался о том, что вода может иметь столько свойств

– Я узнала, что не все предметы одинаково держатся на воде.

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный настрой

Учащиеся разделены на 3 группы, каждая имеет название.

Учитель показывает модель земли – глобус

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения

Учитель показывает стакан с водой

Дети высказывают свое мнение

Дети высказывают свое мнение

Учащиеся называют свойства воды, учитель в это время открывает по очереди на доске рисунки с изображение свойств воды

(слайды 1–6)
Презентацию можно получить у автора статьи

Учитель подкрепляет высказывания детей изображениями рисунков о пользе воды на доске

(слайд 7–12)

Эксперимент:

3 ученика пробуют на вкус 3 вида воды и комментируют вкус воды

Ученики высказывают свои предположения

Дети высказывают свое мнение

Работа в группах

Дети проверяют данное предположение

Дети высказывают свои мысли, учитель в это время на доске подтверждает это явление слайдом 13

Ученики высказывают свои мнения

Учащиеся проводят опыт

Учитель проводит опыт над каплями разных составов, поднимает доску и дает возможность проверить предположение ученикам

Ученики отвечают

Учитель на доске показывает свойства воды

Слайд №14

Каждая группа выполняет предложенные задания

Презентация 1 группы “Капелька” своей работы

Слайд №15

Презентация 2 группы “Дождинка”

Учащимся предлагается заполнить таблицу по итогам эксперимента

Слайд № 16

Презентация 3 группы “Снежинка”

Слайд №17

Ученики отвечают на вопрос.

Учащимся предлагается заполнить анкету.

– Дети активно отвечают.

Приложение