Цель урока: формировать определенные установки грамотного речевого поведения в различных жизненных ситуациях; обобщить полученные знания по основам потребительской культуры.
ХОД УРОКА
Где бы вы ни учились, ни работали, везде будете находиться среди людей, с которыми нужно будет общаться.
На уроке работают группа «Рекламное агентство» и круглый стол «Покупатели и продавцы».
1. Словарная работа
Слайд №1: «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания, благодарить, извините».
Учитель: Каждый из Вас пользовался этими «волшебными словами» (Слайд №1). Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы?
Индивидуальные сообщения учащихся об этих словах с использованием лингвистических словарей.
2. Задание классу
По ходу сообщения записать эти слова, составить с ними словосочетания, предложения.
Учитель: Как помогают эти волшебные слова жизни? (Эти слова позволяют правильно выразить отношения друг к другу, они характеризуют человека, его речевой портрет, делают наше общение вежливым и доброжелательным.)
Учитель: Есть еще немало речевых
средств, то есть слов, оборотов речи, которые
употребляются по законам речевого этикета.
Сообщение ученика о правилах речевого этикета.
3. Работа группы «Рекламное агентство» (учащиеся рекламируют товар, остальные оценивают качество рекламы).
Учитель: Услышав рекламу, вы захотите приобрести некоторые товары. В связи с этим у вас возникнут различные речевые ситуации. Представляем их.
Ситуация №1: Разговор продавца и покупателя «В хлебном магазине» (Слайд №2).
Продавец: Здравствуйте, что вы желаете
купить?
Покупатель: Хлеб.
Продавец: У нас несколько сортов
хлебобулочных изделий: «Бородинский»,
«Уктусский», «Дарницкий». Какой вы хотите купить?
Покупатель: Свежий.
Продавец: Тогда лучше возьмите булку
«Бородинского».
Покупатель: Хорошо. Сколько стоит?
Продавец: 9 рублей 30 копеек.
Покупатель подает деньги, продавец отбивает чек,
подает булку хлеба, сдачу, чек и говорит:
– Пожалуйста. Получите сдачу, чек и хлеб.
Приходите еще.
Покупатель берет товар и уходит.
4. Работа круглого стола «Покупатели и продавцы» (учащиеся анализируют данную речевую ситуацию, используя структуру разговора)
Структура анализа разговора:
– Как лучше обратиться к продавцу?
(Приветствие, обращение)
– Соблюдаются ли этикетные нормы при разговоре?
– Как нужно закончить разговор? (Благодарность,
прощание)
Ситуация №2: Разговор продавца и
покупателя в магазине «Канцелярские товары»
(инсценированные).
Маленький магазин «Канцелярские товары». В нем
находится только один покупатель, он
рассматривает товары, затем обращается к
продавцу:
– Мне надо гелевую ручку и штрих в виде речки.
Продавец: Я Вам могу предложить гелевую
ручку за 11 рублей, она более качественная, или
подешевле за 7 рублей.
Покупатель: Пожалуйста, за 11 рублей.
Продавец: Та…ак. А штрих вот этот, за 23 рубля,
да?
Покупатель: Да, этот.
Продавец: Вот, пожалуйста. Что еще желаете?
Покупатель: Спасибо, больше мне ничего не
надо.
Продавец: С вас… (считает) 35 рублей.
Покупатель: По-моему, вы ошиблись. Ручка
стоит 11 рублей, а штрих 23 рубля. Всего 34 рубля.
Продавец: Ой, извините, я ошиблась
(пересчитывает) и затем отдает сдачу.
– Вот ваша сдача, чек. Извините, пожалуйста,
еще раз. Спасибо за покупку и приходите к нам еще.
Мы рады вас обслужить.
Покупатель: Спасибо.
Итог пройденного урока
- Чему мы сегодня научились?
- Что из нашего урока вам, ребята, пригодится в жизни?
Закончить урок можно чтением стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте».
«Здравствуйте»
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?