Конспект внеклассного занятия "Разговор о правильном питании" в 4-м классе по теме "Что нужно есть в разные времена года?"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия:

помочь учащимся познакомиться с изменением рациона питания в разные времена года,
показать основные отличия рациона питания в зимний, весенний, летний и осенний периоды.

Задачи:

  • Образовательные:
  • ознакомить с изменением рациона питания в разные времена года, показать основные отличия рациона питания в зимний, весенний, летний и осенний периоды;
  • познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представления о пользе овощей и фруктов, соков;
  • познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;
  • расширять представления о традициях питания своего народа.
  • Развивающие:
  • развитие творческого мышления, активной, коммуникативной личности;
  • Воспитательные:
  • развивать культуру здоровья;
  • развивать чувство уважения к культуре своего народа;

Этапы урока

Методы и приемы

Цели

1. Организация класса. Постановка проблемы. Настрой учащихся на поиск решения.
2. Просмотр и показ эпизодов народных традиций в разные времена года. Определение темы занятия. Создание гипотез. Просмотр и показ эпизодов народных традиционных праздников  в разные времена года. Групповая работа. Ответ на вопросы. Определение темы занятия. Ситуация успеха.
Создание ситуации недостатка знаний.
3. Проверка домашнего задания. Групповая работа. Развитие навыков самооценки, взаимооценки.
4. Поиск информации. Групповая работа. Формирование умений находить ответы на вопросы, пользуясь разными источниками (книга, диск, интернет, вопрос к компетентному лицу…)
5. Рефлексия. Фронтальная проверка и самопроверка. Создание ситуации успеха.
6. Продукт занятия. Групповая работа. Составление правил сезонного питания для оформления газеты. Презентация. Выбор правильных гипотез. Самооценка работы на уроке. Проверка теоретических знаний.
Развитее познавательных интересов. Развитие коммуникативных навыков.
7. Рефлексия Самооценка работы на уроке.  

Конспект внеклассного занятия «Что нужно есть в разное время года?»

Этапы занятия и дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические обоснования

1. Организация класса (1 мин.) – Сегодня у нас очередное занятие «Разговора о правильном питании». Сейчас вы посмотрите несколько эпизодов народных традиционных праздников в разные времена года. Постарайтесь с их помощью определить тему занятия.   Настрой учащихся на работу, определение темы.
2. Просмотр и показ эпизодов народных традиций в разные времена года. (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Определение темы занятия.

 

 

 

4. Фронтальная работа (1 мин.)

 

 

5. Работа с гипотезами (3 мин.)

1 эпизод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 эпизод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Ребята, вы посмотрели эпизоды разных народных традиционных праздников в разные времена года.
– Какие национальные традиции в питании вы увидели?

– Почему употребляли так много белковой и жирной пищи?

Учащиеся  разделены на 5 групп по направлениям (медики, повара, художники, поэты, литературоведы)

 

 

– В группах составьте предположения-гипотезы по вопросам. Отчеты групп.
– Самопроверка. Какие ответы вы считаете правильными? Оцените свою работу.

Гостья:  Незваный гость хуже татарина. Да слышали мы, что вы капусту рубить собираетесь, вот и пришли к вам в помощь да на вечеринку.

Девушка 1. Заходите, гостюшки дорогие! Для дорогого гостя и ворота настежь. Эй, хозяйка, выходи встречать, работнички идут!

Девушка 2.

К нам приехали капустны вечера
На конях, на соболях,
На лисицах, на горностаях.
Уж вы кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капустку порубить,
Пособите тка ее мне усолить.

Гостья. Отказываться от приглашения считаем законом неуважения к хозяевам. Заходите, девушки!

Девушка 1.

Мойте рученьки свои белые
Да беритесь дружненько
за кочаны спелые!

Девушка 2.

Кто пироги любит есть,
Для того работенка на весь день есть.

Ведущий. Осенины – домашние работы при лучине и свече. Это была не просто домашняя работа, а целый праздник, который сопровождался разными песнями, угощением. Для праздника хозяйка дома назначала день и приглашала девушек и парней из своего села. Девушки показывали свое мастерство и умения, а парни выбирали невесту.

Ведущий:

Все на колядки! Все на колядки!
Приходите-ка, ребятки!
И Овсень, и Коляда
Будут вместе с нами. Да!

Д 1: Что это за праздник?

В:

Вы не знаете, ребятки?
Что ж,  придется рассказать.

Колядовщик 1: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые издавна отмечались на Руси. Во многих местах России святки называли Колядой. В старину Коляду почитали богом мира и пиров. И зимой праздновали специальный праздник, посвященный ему.

Колядовщик 2: Самым веселым на святки было колядование, любимое занятие детей всего села. И обходили колядовщики село не только под Рождество, но и под Новый год, накануне Крещенья.

Колядовщик 1:

Скок на крылечко,
Бряк во колечко:
Дома ли хозяйка?

Хозяин:

Просим в избу!
Красному гостю – красное место.

Колядовщики:

Как пришла к вам Коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Масла головку
Кусочек сальца,
Кильце колбаски.
А дай бог еще тому,
Кто живет в этом дому!
Ему рожь будет густа,
С колоска –  полмешка,
С зернышка – пирог,
С полузернышка – блинок!

 

– Употребление овощей,… (возможны ответы детей, не поддерживающие большое количество белковой и жиросодержащей пищи)

 

 

 

 

 

1. Изменяется ли состав пищи в разные времена года?
2. Изменяется ли режим питания в разные времена года?
3. Что изменяется в рационе питания в разные времена года?
(У учащихся предполагаются разные и не всегда правильные ответы)

Активизация внимания.
Подведение учащихся к теме занятия.

Развитие творчества, активной жизненной позиции.

Знакомство с традиционными русскими народными праздниками.
Создание ситуации
успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческого, логического мышления, коммуникативных навыков.

 

 

Создание ситуации недостатка знаний.
Создание ситуации разделения мнений. Подвести детей к необходимости  использования различных способов деятельности для поиска ответа на вопрос занятия.

6. Проверка домашнего задания (5 мин.) Проверим домашнее задание. В группе своего направления (медики, повара, художники, поэты, литературоведы) проверьте домашнее задание на соответствие теме. Результат занесите в лист самооценки. Дети проверяют подготовленный материал на соответствие времени года и заявленной теме. Подготовленный материал раскладывается в конверты по временам года. Развитие навыков самооценки, взаимооценки.
7. Поиск информации (5 мин.) – Обратимся к справочной литературе (с.16-17 учебник-тетрадь «Две недели в лагере здоровья», листок с информационной справкой). Группа, ответившая на вопрос, сигнализирует о готовности.
– Какие результаты вы получили?
Учащиеся в группах распределяют деятельность по поиску информации (учебник, лист с информационной справкой, вопрос к взрослым?)

 

Формирование умений находить ответы на вопросы, пользуясь разными источниками (книга, диск, интернет, вопрос к компетентному лицу…)
8. Рефлексия (1 мин.) – Вернемся к гипотезам.
– Какие предположения были правильными?
Проходит фронтальная проверка и самопроверка. Коллективная работа. Создание ситуации успеха. Развитие умений самоконтроля и самопроверкиРезультативность занятия.
9. Продукт занятия
(15 мин.–  групповая работа, 15 мин.–  отчет)
– Составьте правила питания в разные времена года.

1 группа –  зимой,
2 группа –  весной,
3 группа –  летом,
4 группа –  осенью.

– Подготовьте отчет, пользуясь алгоритмом выступления.

– Оцените отчет.

Работа в группах сменного состава – 5 групп распределяются в 4 группы.

 

 

Отчет групп.

 

Самооценка.

Проверка теоретических знаний.
Развитее познавательных интересов. Развитие коммуникативных навыков.
10. Рефлексия (1 мин.) – Что нового вы узнали на занятии?
– О чем бы вы еще хотели узнать?
– Вернемся эпизодам народных праздников. Почему мы наблюдали употребление такого большого количества продуктов, содержащих белки и жиры?
– Оцените свою работу на занятии.
(ответы детей)