Цели:
- Образовательные: Знакомство с заглавной буквой Ш; формирование навыка выразительного чтения; учить объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.
- Развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.
- Воспитательные: Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия, умения работать в коллективе, стремления к преодолению трудностей, потребность участия в работе на уроке.
Оборудование: картинки яблок с буквами; сумочка с буквами; мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Будем грамотно писать.
– Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
II. Основная часть.
1. Постановка цели. (слайд 2)
Учитель:
На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “Ша” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
– Помогите, помогите,
Букву “Ша” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…
Чтобы выручить букву из плена и узнать, для кого гуси её похитили, нам нужно быть готовыми к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске!
2. Повторение изученных букв. (Слайд 3 и 4)
а) На доске: яблонька со съёмными яблоками, на них написаны буквы: Р, Н, У, ….
Учитель:
Вот мы входим в тёмный лес.
Он полон загадок и чудес!
Яблонька – красавица стоит на пути…
Наливные яблочки, ну-ка, собери!
(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и рассказывают о звуках, которые обозначают эти буквы по плану:
- Гласный или согласный.
- Если гласный: ударный или безударный.
- Если согласный: звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.
б) Работа в Букваре стр. 82. (Слайд 5)
Учитель:
На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
Откройте книги на стр. 82. Посмотрите на звуковичков. Какие звуки обозначают буквы, держащиеся за руки. Оденьте схемы. Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим буквам? (Характеристика и закрашивание схемы-человечка.)
в) Отгадывание букв.
Учитель: А вот и следующее задание:
Из волшебного мешочка
Буквы доставай
И из этих букв слово составляй.
(Достать на ощупь буквы из мешочка и составить слово шапокляк)
Правильно ли мы составили слово? Какую ошибку допустили? (с маленькой буквы составили слово)
Так вот оказывается для кого украли гуси-лебеди нашу букву.
(Слайд 6)
– Вот эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы будем говорить и писать её любимую букву и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? ( Работа с толковым словарём)
г) Чтение слогов и слов с изученными буквами. (Слайд 7)
Ша Аш
Шо Ош
Ши Иш
Шу Уш
– Прочитайте слоги громко; тихо; от тихого к громкому; от громкого к тихому. А теперь Шапокляк хочет увидеть, как вы пишите буквы, слоги, слова.
3. Работа в прописи стр. 0
Правила посадки при письме.
Я тетрадь свою открою
и наклонно положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать?
– Элементы каких букв, которые мы прошли, есть в буквах ш, Ш? (Элементы букв м, л, и)
– Посмотрите на сову. Где спрятались буквы «ш»?
– Обведите элементы оперения разными карандашами так, чтобы получились буквы «ш».
– Сравните заглавные буквы «И» и «Ш».
Образец написания буквы Ш.
– Почему автор нам предлагает написать буквы И, Ш на одной строке?
– Что общего, чем различаются буквы?
Начинаем писать с середины междустрочия. Ведём руку вверх вправо, закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведём наклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную линию с закруглением внизу.
– Самостоятельно пишем первую строку. Подчеркните самые красивые буквы.
– Написание буквы И (почему две наклонные линии?)
– Написание буквы Ш (почему три наклонные линии?)
– Самостоятельная работа: письмо букв И, Ш. (подчёркивание лучших)
Запись слов Шура, Шурик.
Анализ и лексическое значение слов.
– Прочитайте слова. Что они обозначают? Кого так зовут: мальчика или девочку? Как звучит полное имя девочки? А мальчика?
– Запись слов. Звуко-буквенный анализ слова Шурик: разделить слово на слоги, поставить ударение, обозначить звуки. (Слайд 8)
– А какое ещё слово мы можем записать на этой строке? Как ещё можно коротко назвать мальчика или девочку? (Саша – запись слова)
Физминутка.
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнём
И опять писать начнём.
Работа над предложением в прописи на стр. 1.
– Прочитайте первое предложение. Какие цветы у Шуры?
– Обвести предложение. В слове ромашки найти безударную гласную, поставить под ней красную точку.
– Изменить порядок слов, объяснить написание нового предложения.
– Запись предложения самостоятельно.
Физминутка.
Раз – цветочек, два – цветочек …..
4. Работа по Букварю стр. 82.
а) Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием буквосочетания ши.
– Прочитайте слова первого столбика (хором).
– Найдите слово, в котором живёт другое слово. (машина – шина) Слайд 9
– Какой слог выделен в словах, почему?
– А если мы поменяем буквы местами, какой слог получится? (иш)
– В каких словах он встретился, прочитайте. Когда так говорят? (когда говорят ласково)
– Прочитайте слово с большой буквы. Объясните, почему оно так пишется.
– Прочитайте слова второго столбика.
– Объяснить значение слова – шарили (искали во всех углах)
– О чём и о ком мы можем сказать шуршали? (Чтение стих. Усачёва «Шуршащая песенка»)
Чтение текста про Тишу и Глашу.
– Прочитайте слова: (Слайд 10)
– Рассмотрите иллюстрацию. Понятно ли по картинке, что произошло с мышатами? (нет)
– Прочитайте рассказ про себя.
– Чтение вслух, беседа. Как зовут Мышат? Что делали мышата? Почему мышата устроили пир? Ответьте на вопрос текста.
– Авторы не придумали заголовка. А какой заголовок вы дадите тексту? (Обжоры. Шалунишки – обжоры. Мышата – шалунишки. Мышата – обжоры.)
Посмотрите на Шапокляк. Она любит мышат, потому, что у неё есть … (крыска Лариска)
– А с какой буквы написаны клички мышат. Почему?
Физминутка.
Шапокляк очень понравилось, как вы работаете и она просит вас выполнить её любимую физминутку.
Я буду называть слова, а вы должны определить с какой буквы они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на носочки, если с маленькой, то присядете.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша,
И бычок – Гаврюша,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!
– А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
(Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.)
– Помогите Шапокляк. (Слайд )
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
Работа по учебнику стр. 82.
– Чтение слов в рамках. Кто это может быть? (Ушастик – мышонок. Ириша – девочка и кукла. Шушара – мышь; крыса из сказки А. Толстого «Буратино». Пушок – котёнок, щенок. Тишка – собака или кот. Тортила – черепаха.)
– С какой буквы написаны эти слова? Почему?
– Какие из перечисленных кличек мы можем предложить для щенков Шапокляк?
– А какие ещё клички вы знаете?
5. Работа в прописи стр. 1.
– Прочитайте второе предложение. Объясните написание слов.
– Обвести предложение. Запись самостоятельно на следующей строке.
– Чтение третьего предложения. Обвести с комментированием.
– Запись предложения на следующей строке в изменённом виде.
– Объяснить, почему слово шарик в обоих случаях написано с большой буквы.
Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют предложения друг у друга.
Фонетическая зарядка.
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Гимнастика для глаз.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз
- Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз.
(Слайд 11)
Старуха Шапокляк решила вас испытать и придумала ребус – зашифровала слово. Кто отгадает, что за слово спрятала Шапокляк? (шутки)
– Записать слово шутки 2–3 раза самостоятельно.
– Но Шапокляк не унимается и даёт новое задание. (Слайд 12)
Отгадайте, какие буквы нужно вставить в слова? (коллективно карандашом вписывают в слова буквы)
– Прочитайте слова, которые получились. Запишите их рядом письменными буквами. Покажите Шапокляк, как вы умеете аккуратно и без ошибок писать.
6. Работа по учебнику, стр. 83.
– Работа над стихотворением Даниила Хармса «Кораблик».
III. Итог урока.
– Почему старуха Шапокляк такая вредная? (У неё нет друзей, она не читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе и т.д.)
– А если бы она училась в нашей школе и в нашем классе, мы бы помогли ей стать добрее?
– Вот давайте преподнесем подарок. А какой – отгадайте.
Я и красный и зелёный,
Я и голубой и чёрный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса. (воздушный шарик)
(Слайд 13)
– Почему именно этот предмет мы подарим? (Это слово начинается с буквы ш, с которой начинается и имя гостьи.)
– Но одинаковые ли эти буквы? (нет: шарик – пишется с маленькой буквы, а Шапокляк – с большой)
– Шапокляк прощается с вами до новой встречи.
Рефлексия. Посмотрите на человечков, с каким из них у вас совпадает в конце урока настроение?