Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные: Знакомство с заглавной буквой Ш; формирование навыка выразительного чтения; учить объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.
  • Развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.
  • Воспитательные: Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия, умения работать в коллективе, стремления к преодолению трудностей, потребность участия в работе на уроке.

Оборудование: картинки яблок с буквами; сумочка с буквами; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Будем грамотно писать.

– Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

II. Основная часть.

1. Постановка цели. (слайд 2)

Учитель:

На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “Ша” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
– Помогите, помогите,
Букву “Ша” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена и узнать, для кого гуси её похитили, нам нужно быть готовыми к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске!

2. Повторение изученных букв. (Слайд 3 и 4)

а) На доске: яблонька со съёмными яблоками, на них написаны буквы: Р, Н, У, ….

Учитель:

Вот мы входим в тёмный лес.
Он полон загадок и чудес!

Яблонька – красавица стоит на пути…
Наливные яблочки, ну-ка, собери!

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и рассказывают о звуках, которые обозначают эти буквы по плану:

  1. Гласный или согласный.
  2. Если гласный: ударный или безударный.
  3. Если согласный: звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.

б) Работа в Букваре стр. 82. (Слайд 5)

Учитель:

На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:

Откройте книги на стр. 82. Посмотрите на звуковичков. Какие звуки обозначают буквы, держащиеся за руки. Оденьте схемы. Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим буквам? (Характеристика и закрашивание схемы-человечка.)

в) Отгадывание букв.

Учитель: А вот и следующее задание:

Из волшебного мешочка
Буквы доставай
И из этих букв слово составляй.

(Достать на ощупь буквы из мешочка и составить слово шапокляк)

Правильно ли мы составили слово? Какую ошибку допустили? (с маленькой буквы составили слово)

Так вот оказывается для кого украли гуси-лебеди нашу букву.

(Слайд 6)

– Вот эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы будем говорить и писать её любимую букву и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? ( Работа с толковым словарём)

г) Чтение слогов и слов с изученными буквами. (Слайд 7)

Ша Аш
Шо Ош
Ши Иш
Шу Уш

– Прочитайте слоги громко; тихо; от тихого к громкому; от громкого к тихому. А теперь Шапокляк хочет увидеть, как вы пишите буквы, слоги, слова.

3. Работа в прописи стр. 0

Правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою
и наклонно положу,

Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать?

– Элементы каких букв, которые мы прошли, есть в буквах ш, Ш? (Элементы букв м, л, и)

– Посмотрите на сову. Где спрятались буквы «ш»?

– Обведите элементы оперения разными карандашами так, чтобы получились буквы «ш».

– Сравните заглавные буквы «И» и «Ш».

Образец написания буквы Ш.

– Почему автор нам предлагает написать буквы И, Ш на одной строке?

– Что общего, чем различаются буквы?

Начинаем писать с середины междустрочия. Ведём руку вверх вправо, закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведём наклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную линию с закруглением внизу.

– Самостоятельно пишем первую строку. Подчеркните самые красивые буквы.

– Написание буквы И (почему две наклонные линии?)

– Написание буквы Ш (почему три наклонные линии?)

Самостоятельная работа: письмо букв И, Ш. (подчёркивание лучших)

Запись слов Шура, Шурик.

Анализ и лексическое значение слов.

– Прочитайте слова. Что они обозначают? Кого так зовут: мальчика или девочку? Как звучит полное имя девочки? А мальчика?

– Запись слов. Звуко-буквенный анализ слова Шурик: разделить слово на слоги, поставить ударение, обозначить звуки. (Слайд 8)

– А какое ещё слово мы можем записать на этой строке? Как ещё можно коротко назвать мальчика или девочку? (Саша – запись слова)

Физминутка.
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнём
И опять писать начнём.

Работа над предложением в прописи на стр. 1.

– Прочитайте первое предложение. Какие цветы у Шуры?

– Обвести предложение. В слове ромашки найти безударную гласную, поставить под ней красную точку.

– Изменить порядок слов, объяснить написание нового предложения.

– Запись предложения самостоятельно.

Физминутка.
Раз – цветочек, два – цветочек …..

4. Работа по Букварю стр. 82.

а) Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием буквосочетания ши.

– Прочитайте слова первого столбика (хором).

– Найдите слово, в котором живёт другое слово. (машина – шина) Слайд 9

– Какой слог выделен в словах, почему?

– А если мы поменяем буквы местами, какой слог получится? (иш)

– В каких словах он встретился, прочитайте. Когда так говорят? (когда говорят ласково)

– Прочитайте слово с большой буквы. Объясните, почему оно так пишется.

– Прочитайте слова второго столбика.

– Объяснить значение слова – шарили (искали во всех углах)

– О чём и о ком мы можем сказать шуршали? (Чтение стих. Усачёва «Шуршащая песенка»)

Чтение текста про Тишу и Глашу.

– Прочитайте слова: (Слайд 10)

– Рассмотрите иллюстрацию. Понятно ли по картинке, что произошло с мышатами? (нет)

– Прочитайте рассказ про себя.

– Чтение вслух, беседа. Как зовут Мышат? Что делали мышата? Почему мышата устроили пир? Ответьте на вопрос текста.

– Авторы не придумали заголовка. А какой заголовок вы дадите тексту? (Обжоры. Шалунишки – обжоры. Мышата – шалунишки. Мышата – обжоры.)

Посмотрите на Шапокляк. Она любит мышат, потому, что у неё есть … (крыска Лариска)

– А с какой буквы написаны клички мышат. Почему?

Физминутка.

Шапокляк очень понравилось, как вы работаете и она просит вас выполнить её любимую физминутку.

Я буду называть слова, а вы должны определить с какой буквы они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на носочки, если с маленькой, то присядете.

Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша,
И бычок – Гаврюша,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!

– А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

(Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.)

– Помогите Шапокляк. (Слайд )

У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.

Работа по учебнику стр. 82.

– Чтение слов в рамках. Кто это может быть? (Ушастик – мышонок. Ириша – девочка и кукла. Шушара – мышь; крыса из сказки А. Толстого «Буратино». Пушок – котёнок, щенок. Тишка – собака или кот. Тортила – черепаха.)

– С какой буквы написаны эти слова? Почему?

– Какие из перечисленных кличек мы можем предложить для щенков Шапокляк?

– А какие ещё клички вы знаете?

5. Работа в прописи стр. 1.

– Прочитайте второе предложение. Объясните написание слов.

– Обвести предложение. Запись самостоятельно на следующей строке.

– Чтение третьего предложения. Обвести с комментированием.

– Запись предложения на следующей строке в изменённом виде.

– Объяснить, почему слово шарик в обоих случаях написано с большой буквы.

Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют предложения друг у друга.

Фонетическая зарядка.
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Гимнастика для глаз.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз
  2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз.

(Слайд 11)

Старуха Шапокляк решила вас испытать и придумала ребус – зашифровала слово. Кто отгадает, что за слово спрятала Шапокляк? (шутки)

– Записать слово шутки 2–3 раза самостоятельно.

– Но Шапокляк не унимается и даёт новое задание. (Слайд 12)

Отгадайте, какие буквы нужно вставить в слова? (коллективно карандашом вписывают в слова буквы)

– Прочитайте слова, которые получились. Запишите их рядом письменными буквами. Покажите Шапокляк, как вы умеете аккуратно и без ошибок писать.

6. Работа по учебнику, стр. 83.

– Работа над стихотворением Даниила Хармса «Кораблик».

III. Итог урока.

– Почему старуха Шапокляк такая вредная? (У неё нет друзей, она не читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе и т.д.)

– А если бы она училась в нашей школе и в нашем классе, мы бы помогли ей стать добрее?

– Вот давайте преподнесем подарок. А какой – отгадайте.

Я и красный и зелёный,
Я и голубой и чёрный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса. (воздушный шарик)

(Слайд 13)

– Почему именно этот предмет мы подарим? (Это слово начинается с буквы ш, с которой начинается и имя гостьи.)

– Но одинаковые ли эти буквы? (нет: шарик – пишется с маленькой буквы, а Шапокляк – с большой)

– Шапокляк прощается с вами до новой встречи.

Рефлексия. Посмотрите на человечков, с каким из них у вас совпадает в конце урока настроение?

Презентация.