Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Парные согласные звонкие и глухие"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Учебник – Т. Г. Рамзаева, 3 класс.

Урок проводился в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора,  компьютера, ноутбуков.

Цели:

  • Познавательные: закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине; овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами
  • Воспитательные: воспитание  интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи
  • Развивающие: развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

Формы и методы реализации

Подготовка к проведению данного урока проходит в системе уроков по русскому языку, литературному чтению За основу при разработке урока использован метод  деятельностного подхода в обучении. Для данного урока была подготовлена электронная презентация, которая объединяет фотоматериалы, репродукции, эталон, что в целом помогает созданию зрительного образа.

Ожидаемые результаты: усвоение учащимися приемов проверки парных согласных.

Оборудование:

  • ТСО (ПК, интерактивная доска, проектор, ноутбуки для учащихся);
  • рабочие листы учащихся для заполнения таблицы  (КИМы);
  • толковые словари.

Цели урока:

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине;
  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;
  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
  • воспитание  интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • карточки с заданиями;
  • алгоритм;
  • ноутбуки для учащихся;
  • толковые словари;
  • Презентация.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
– Что для этого нужно?
– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1

Звучит сказочная музыка. Под звуки музыки учитель читает четверостишие. 

 «Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

– Какие  слова нам могут  подсказать тему урока?
– Сформулируйте  тему урока.
– Поставьте цель урока.

(Продолжить работу над умением проверять слова с парными согласными в корне.)

III. Актуализация знаний

– Почему нужно проверять слова с парными согласными?

Слайд 2

– Как проверить парную согласную в корне слова? 

Слайд 3

– Подберите проверочное слово.
– Какой способ вы использовали? (2 способа )

IV. Чистописание

Игра «Доскажи словечко»

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой … (щётки)

– Назовите орфограмму в слове-отгадке.
– Дайте характеристику звука.
– Какую букву  напишем? Докажите.
– Спишите, продолжив закономерность.

Т           т         тт       Тт

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Словарные слова.

Слайд 4

– Назови словарные  слова с парными согласными на конце слова. Объясни их написание.

За…ц, л…сица, в…рона, с…бака, с…рока, п…тух, скор…, м…дведь, п…суда, р…бота, п…льто, ф…милия, быстр…, с…пог, м…роз, з…вод, к…пуста.

– Как проверить парный согласный на конце слова?

2. Словарно-орфографическая работа

– Как сказать одним словом «приём пищи в середине дня»?

Слайд 5

– Имеет ли это слово другое значение.
– Найдите слово обед  в толковом словаре и в Интернете.
 (Значение слова обед.)
– Назовите орфограммы.
– Запишите в словарик. Запомните написание этого слова.
– Подберите однокоренные слова.

3. Отгадай загадки.

– Продолжим работу по подбору проверочных слов.

Слайд 6

Я и круглый, я и гла…кий,
И на вкус приятно сла…кий.          коллективно
Знает каждый карапу…,
Что зовут меня …

– Вспомним алгоритм:

(Запишите сначала проверочное слово, выделите корень, подчеркните букву, которую надо проверить. Затем запишите проверяемое слово, выделите корень, подчеркните букву.)

Слайд 7

На ушах его серё…ки,
А на но…ках есть сапо…ки.        работа  в парах
На голо…ке гребешок.
Вот какой наш …

Слайд 8

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,                 самост. раб.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…

Физминутка:

Задание:
– Выполнять упражнения за учителем.
– Внимательно слушать слова из физминутки и стараться запомнить как можно больше слов на изученную орфограмму.

Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка.

– Назовите слова с парной согласной. Подберите проверочные слова.

4. Подбери синонимы

Слайд 9

– Работа с карточками.

Товарищ                                                                   Пово…
Противник                                                               Дру…
Причина                                                                   Вра…
Страх                                                                        Ма…
Волшебник                                                              Испу…

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Контрольно-измерительные материалы

Тест 5 вариант 1

А1. Как проверить слова с парными согласными в корне?

  1. подобрать однокоренные слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук
  2. прочитать слово по слогам, а затем написать
  3. подчеркнуть букву, которую нужно проверить
  4. поставить ударение и подумать

А2. Найди ошибку.

  1. з – с
  2. г – к
  3. ж – ш
  4. н – м

А3. Найди ошибку в подборе проверочных слов.

  1. гру(з, с) – грузило, грузить, грузы
  2. уло(в, ф) – ловить, уловом, лов, ловушка
  3. горо(д, т) – города, городок, городище
  4. гла(д, т) – гладить, гладенький, погладить

А4. Какое слово здесь лишнее (см. тему)?

  1. зарядка
  2. мороз
  3. сугроб
  4. собака

В1. В каком ряду во всех словах пропущена буква В?

  1. тра(в, ф) ка, морко(в, ф)ка, голо(в, ф)ка, жира(в, ф)
  2. шка(в, ф), канна(в, ф)ка, шар(в, ф), подгото(в, ф)ка
  3. зимо(в, ф)кА, спла(в, ф), ло(в, ф)кий, Дуро(в, ф)
  4. обу(в, ф)ь, ту(в, ф)ли, кро(в, ф)ь, о(в, ф)ца

В2. В каком предложении верно указаны пропущенные согласные буквы?

  1. Дож…ь и сне…  – это оса…ки (д, г, д).
  2. Дру… – это бли…кий тебе челове… (к, з, к).
  3. Стри… выбрал самый крутой бере… (ш, г).
  4. Если зимой сне… глубокий, значит, летом хле… высокий (г, п).

В3. Сколько ошибок допущено в пословицах?

Холод не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет кровь. Зимний Тулуб всякому люп. Видом хорош, а на дело не Гош.

1) 7                                             3) 9
2) 8                                             4) 10

С1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ска…ка, сла…кий, серё…ка, селё…ка, сторо…ка, сосе…ка
  2. голуб…, ро…кий, про..ка, ры..ка, тру..ка, оши..ка
  3. лебед…, площа..ка, заря…ка, кру..ки, варе…ка, гря…ка
  4. пиро…, игру…ка, мя…кий, ре…кий, повя…ка, бума…кА

С2. В каком предложении допущена ошибка?

  1. Волк опустил в прорубь свой хвост.
  2. Рыбка мелка, да уха сладка.
  3. Глеб Рыбкин упал в сугроб.
  4. Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.

Слайд 10

А1 А2 А3 А4 В1 В2 В3 С1 С2
Х         Х      
    Х       Х Х  
        Х        
  Х   Х         Х

VII. Итог урока

Компьютерный тест. (Дети выполняют тестирование на ноутбуках.)

1. Чтобы проверить парный согласный звук в конце слова, нужно…

а) подобрать слово с ударным гласным в корне
б) изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный Н
в) подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный или согласный Н

2. Прочитай слова. В какую группу слов нужно вставить согласный  Д?

а) боро…ка, яго…ка, кали…кА
б) заря…ка, изгоро…ка, выхо…ка
в) раке…ка, поса..ка, похо..ка

3. Какие буквы нужно вставить в слова предложения?

Будете  друг…  за  дру…к у д…ржаться  – можете  ничего  не  б…яться.

а) г, ш, и, о
б) г, ж, е, а
в) г, ж, е, о

4. В какую группу слов нужно вставить глухие парные согласные?

а) ёр(ж, ш),  шка(в, ф),  ду(б, п), каранда(ж, ш), тор(в, ф)

5. Какая группа слов является словосочетанием к данному предложению?

Утром на траве блестят капельки росы.

а) капельки росы
б) капельки блестят
в) на траве

6. Сколько букв, обозначающих парные звонкие согласные звуки в данных словах?

качели, озяб, жираф, пища, цыган

а) 3
б) 4
в) 5

VIII. Рефлексия.  Слайд 11

– Что удалось на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Чьим успехам смогли порадоваться?
– За что можете себя похвалить?