Внеклассное занятие на тему "Береги свое здоровье"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цель: познакомить с основными правилами здорового образа жизни; развивать внимание, мышление.

Оборудование: таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни. Ему легко работать и учиться, заниматься любимыми увлечениями. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым», — и затем добавил фразу, ставшую пословицей. Расшифруйте ее. (Запись на доске.)

ЕБОЛЬНОГОКОРОЛЯ
ИЙСЧАСТЛИВЕ
ОВЫЙНИЩ
ДОР
3

Ответ: Здоровый нищий счастливее больного короля.

– Как вы объясните смысл этого высказывания? (Ответы детей.)

Из данных слов и словосочетаний выберите те, которые относятся к характеристике здорового человека. (Запись на доске. Устная коллективная работа.)

Ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный.

– Почему люди болеют? Причин очень много, и некоторые из них от нас с вами не зависят. Это и отравленный выхлопными газами автомобилей воздух, и продукты, напичканные сомнительными ингредиентами, отрицательно влияющими на наше здоровье, и загрязненная вода, которую мы употребляем в пишу... В одиночку человеку не под силу справиться с этими факторами.

Но ведь болезни возникают и по вине самого человека. Например, простуды вполне можно избежать, если закалять свой организм. Головные боли вряд ли будут преследовать, если соблюдать режим, высыпаться, гулять на свежем воздухе, не засиживаться у телевизора. И зубы не станут очень беспокоить, если за ними систематически ухаживать, регулярно посещать стоматолога, правильно питаться, не злоупотреблять сладостями.

III. Постановка учебной задачи.

Хотите проверить свою эрудицию по теме «Здоровье»? (Отклик детей.) Тогда отвечайте, ПРАВДА ЛИ?..

  1. Что простуда возникает в результате переохлаждения организма? (Да)
  2. Что длительные занятия на компьютере полезны для здоровья? (Нет)
  3. Что при чистке зубов нужно не менее трех минут водить щеткой по внешней и внутренней поверхности зубов? (Да)
  4. Что для детских зубов полезно грызть морковку и сухарики? (Да)
  5. Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики? (Нет!!!)
  6. Что болезнь зубов может привести к заболеванию сердца, суставов, горла? (Да)
  7. Что ранец на спине носить полезнее для позвоночника, чем портфель в руке? (Да)
  1. Что если зимой сразу нырнешь в ледяную прорубь, то станешь закаленным? (Нет!)
  2. Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах? (Нет!)
  3. Что если ребенку, например на день рождения, выпить полстакана вина, то ничего страшного не

случится? (Нет!!!)

  1. Что курение более опасно для детей, чем для взрослых? (Да)
  2. Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи? (Да)

– Поговорим о некоторых правилах, которые являются основой здорового образа жизни.

IV. Работа над новой темой.

1. Достаточная двигательная активность.

– Как вы думаете, что включает в себя данное понятие? (Ответы детей.)

Это утренняя зарядка, дорога в школу и из школы, физкультминутки на уроках, подвижные игры, домашние дела, требующие мышечных усилий, активное участие на уроках физкультуры и в спортивных секциях, подвижные игры во дворе, походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки, катание на коньках, работа на земельном участке и т.д. Помните: желательно проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день.

Сейчас я буду читать вам загадки, а вы — отгадывать их и называть, к какому из перечисленных видов двигательной активности относится отгадка.

  1. Утром я встаю с постели,
    В руки я беру гантели.
    Раз — два, три — четыре,
    Руки выше, ноги шире. (Зарядка)

  2. Из железа тучка,
    А у тучки – ручка.
    Эта тучка по порядку
    Обошла со мной всю грядку. (Лейка)

  3. Здесь купаться и зимой
    Сможем запросто с тобой.
    Тренер плавать нас научит
    И нырять (на всякий случай). (Плавательный бассейн.)

  1. Зеленый луг, сто скамеек вокруг.
    От ворот до ворот бойко бегает народ. (Стадион)

  2. Убирает в доме сор,
    Ловок он, придирчив, скор.
    Вот походкою прошел —
    Легкой и упругой.
    А хозяйка: «Хорошо!
    Отправляйся в угол!» (Веник. Автор – В. Нестеренко.)

  1. Я конем рогатым правлю.
    Если этого коня
    Я к забору не приставлю,
    Упадет он без меня.
    (Велосипед. Автор – С. Маршак.)

  1. Он в воротах стоит, от мяча их сторожит. (Вратарь)

  2. Нелегко иногда забираться туда,
    Но легко и приятно прокатиться обратно. (Снежная горка. Автор – А. Шибаев.)

  1. На уроке мы писали,
    Наши пальчики устали.
    Ненадолго мы прервемся,
    Подзарядкою займемся. (Физкультминутка)

  2. Штанга, конь, турник, канат,
    Обруч, мячик, мягкий мат...
    Непременно спортзал посетите!
    Мой любимый урок назовите. (Физкультура)

2. Правильное питание.

– Прежде всего, необходимо соблюдать режим питания. Правильнее есть в одно и то же время 4—5 раз в день. Желательно съедать побольше овощей и фруктов и поменьше сладкого, жирного и соленого.

Ученые установили, что в состав нашей пищи обязательно должны входить: вода, белки, жиры, сахар или углеводы, а также различные минеральные соли и витамины.

УГЛЕВОДЫ — это топливо для клеток. Они дают нам энергию.

БЕЛКИ — это стройматериалы для строительства клеток. Мышцы на теле увеличиваются благодаря белкам.

ЖИРЫ — это продовольственные и топливные склады на «черный день», а также «теплое белье» и предохранители от ударов.

Почти в каждом продукте есть сразу несколько из названных веществ. Например, в молоке содержатся: вода, белки, жир, сахар, минеральные вещества, а также не менее семи витаминов.

Попробуйте разделить продукты (таблица) на три группы по содержанию в них белков, жиров, углеводов. При этом будем подразумевать, что данное вещество в названном продукте является ведущим.

Подсказка. Если вы правильно решите примеры, записанные под каждым рисунком, то три варианта ответов подскажут вам, какие продукты, в какую группу нужно отнести. (В случае затруднения учитель делает подсказку более прозрачной: к белкам следует отнести те продукты, под которыми записаны примеры с ответом 3, к жирам – 5, к углеводам – 7.)

3. Личная гигиена.

ГИГИЕНА — это наука о здоровье-. Правила гигиены очень просты: мыть руки перед едой, ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, следить за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, а также помещение, в котором живешь.

Представьте себе: на одном квадратном сантиметре грязной кожи может находиться до 40 тысяч микробов! Достаточно небольшой ссадины, чтобы микробы попали внутрь и вызвали различные заболевания. А на чистой коже микробы погибают!

V. Итог урока.

Вот почему существует так много пословиц и поговорок о чистоте. Расшифруйте некоторые из них. (Запись на доске.)

КТОАККУРА
ТЕНТОТЛЮД
ЯМПРИЯТЕН

Ответ: КТО АККУРАТЕН, ТОТ ЛЮДЯМ ПРИЯТЕН. (Читаем строчками.)

ТОЧИС ЖИТЬ — ВЫМРОЗДО БЫТЬ.

Ответ. ЧИСТО ЖИТЬ — ЗДОРОВЫМ БЫТЬ. (Читаем слова по слогам, начиная с выделенного.)

ЧОАЗО
итлдв
САООЬ
ТЗГРЯ

Ответ: ЧИСТОТА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ. (Читаем столбцами.)

– Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».