Цель: в игровой форме познакомить детей с представителем дальневосточной тайги – уссурийским тигром и формировать заботливое отношение к нему.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить у детей представление о диких животных.
- активизировать словарь по теме «Дикие животные».
- пополнить знания детей о тигре.
- учить отвечать на вопросы полным ответом.
- упражнять в образовании относительных прилагательных, в умении согласовывать существительные с прилагательным.
Коррекционные задачи:
- способствовать развитию слухового, зрительного внимания.
- способствовать развитию логического мышления.
- способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики.
- формировать правильное речевое дыхание.
- закреплять правильное произношение звуков.
Воспитательные задачи:
- стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
- стремиться воспитывать уважение детей друг к другу.
Оборудование и материал: мольберт, магнитная доска, картинки диких животных (на всех детей), картинки тигрят (на всех детей), письмо, проектор, экран, ноутбук, магнитофон, красная книга, стаканчики для воды, кисточки, салфетки, краски медовые, карта, ёлочки, следы, веточки, разрезная картинка.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель - Здравствуйте ребята. Сейчас у нас с вами будет интересное занятие-путешествие в лес для знакомства с дикими животными.
Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
Основная часть.
Воспитатель – Ребята, когда я шла к вам в детский сад, мне в руки попало письмо. Это письмо сорока обронила. Посмотрим что в нём?
Дети - да.
Воспитатель открывает конверт, в нём следы тигра и письмо. Ребята, что это?
Дети - это следы.
Воспитатель - Верно, это следы. Что же нам с ними делать, ах да здесь письмо есть (читает письмо). «Дорогие дети, в нашем лесу появились на снегу новые следы. Помогите узнать, чьи они? Подпись: Сорока» Поможем сороке?
Дети – да.
Воспитатель – Тогда отправляемся в путешествие в зимний лес. А чтобы мы с вами там очутились, я вам загадаю загадку:
Дел у меня немало-
Я белым покрывалом
Всю землю одеваю,
В лёд реки укрываю,
Белю дома, поля,
Зовут меня …(зима)
Верно, ребята, это зима. Посмотрите какая она.(картинка зимы на экране) Ребята, а давайте вместе расскажем о том какая бывает зима. Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать:
- зима может быть…(холодная, суровая, снежная,…)
- мороз может быть …(сильный, трескучий,…)
- снег может быть …(белый, пушистый, мягкий,…)
- ветер может быть …(сильный, ледяной, колючий,…)
Оглянитесь вокруг, мы с вами в зимнем лесу. Кругом огромные сугробы, нелегко, наверное, сейчас животным в лесу. А почему?
Дети – холодно, голодно им в лесу зимой.
Воспитатель – Да, верно. Трудно им зимой. Посмотрите пожалуйста, это карта нашего Приморского края. А кто знает, почему наш край называется Приморским?
Дети – рядом море.
Воспитатель – Наш край это земля при море. Отсюда и название – Приморский. Берега края омываются водами Японского моря. Леса на территории нашего края называют уссурийской тайгой. Богат и разнообразен животный мир уссурийской тайги. Здесь живут разные звери. Скажите, а как можно назвать одним словом зверей, которые живут в лесу, тайге?
Дети – это дикие животные.
Воспитатель – Посмотрите, я для вас приготовила картинки диких животных, давайте их поселим в нашей Уссурийской тайге. Смотрите лес у нас по всему краю, на карте он обозначен зелёным цветом.
Встаньте полукругом, будем говорить по одному, не перебивать друг друга. Каждый по очереди называет животное и размещает его на карте.(например – волк – это дикое животное)
Дети расселяют животных по карте.
Молодцы, смотрите, сколько зверей разных у нас в тайге. Скажите, а что нужно животным в лесу, чтобы выжить?
Дети – тёплая шуба, хорошее зрение, хороший нюх.
Воспитатель – Верно, острый нюх очень помогает животным. Ведь если заяц вовремя не учует лису, то и не успеет убежать от неё или волка. А чтобы и у нас носики хорошо дышали, давайте тоже подышим носиками (дыхательная гимнастика). Вдохните носиком глубоко, почувствуйте аромат ёлочки, выдохните через рот. Ещё раз вдохните и выдохните, и ещё раз вдохнули и выдохнули. Пахнет лесом? А ещё диким животным помогает умение ходить так, чтобы звери другие их не услышали, очень им это помогает. Чтобы зайцу быстрее убежать, волку добычу поймать, тигр тоже ходит очень, очень осторожно. Что остаётся на снегу после того как зверь пройдёт?
Дети – остаются на снегу следы.
Воспитатель – Кто-нибудь из вас знает, чьи это следы?
Дети пытаются угадать, чьи это следы.
Воспитатель – Ребята, давайте послушаем голоса животных, может быть, они нам помогут отгадать, чьи это следы.
(Дети слушают голоса кабана, медведя, лисы, тигра; если дети всё же затрудняются с ответом, детям загадываются загадки-подсказки)
Молодцы, справились с таким сложным заданием. Ребята, а ведь сорока нам про следы писала. Давайте достанем следы из конверта и сравним их со следами на снегу. Петя, помоги мне, сравни следы из конверта и следы на снегу. (Дети сравнивают следы и выясняют, что это следы тигра). Вот мы и смогли помочь сороке узнать, чьи следы появились в лес. Чьи это следы?
Дети – следы тигра.
Воспитатель – Ребята, а вы знаете, что тигра называют хозяином уссурийской тайги. Тигр один из самых крупных наземных хищников нашей планеты, он может весить около 300кг, а длина тигра – 2-3 метра. Он очень ловок и строен, красив, но вместе с тем могуч и вынослив. По лесу тигр передвигается незаметно, он легко лазает по крутым склонам гор, хорошо плавает. При столь достаточно больших размерах движения тигра плавные, мягкие, грациозные.
Говорят «волка ноги кормят, а тигра терпение». Тигр не может долго преследовать добычу, поэтому его способ охоты – скрадывание. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. А если под лапой сучок хрустнет, всё, добыча убежит и тигр останется голодным.
А давайте и мы попробуем пройти по «тигриной тропе» .(небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив. Демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе. Задача – пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка.) Идём друг за другом, мягко, как тигр.
И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.
Физкультминутка «Мы – тигрята»
Воспитатель – Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят, надев шапочки-маски .(дети, надев маски, выходят на ковёр. Роль взрослого тигра выполняет воспитатель. Дети выполняют все движения, описанные в речёвке, повторяя их за воспитателем.) Выполняйте движения вместе со мной, звук –р- произносим на выдохе.
Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку –ррррр-
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр –рррр-
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны –ррррр-
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.-рррр-
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. –ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.-ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все тигрятки.-ррррр-
Молодцы ребята, вам понравилось звериная зарядка?
Посмотрите-ка, а что здесь под ёлочкой? Похоже разрезанная картинка. Давайте вместе соберём её и посмотрим, кто получится.
Игра «Собери тигра» (дети на ковре собирают картинку большого тигра)
Давайте рассмотрим тигра. Расскажите, какой он.
Дети – тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши ,хвост, лапы.
Воспитатель – да, верно. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат- то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку. А ещё тигра называют санитаром леса, он охотиться на слабых и больных животных. А чем ещё питается тигр?
Дети – ловит животных.
Воспитатель – правильно. Давайте сейчас посмотрим слайды как тигр живёт в тайге. (Дети смотрят слайды на которых изображён тигр в своей среде – в тайге)
Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, но он тоже нуждается в нашей защите. Посмотрите, я принесла вам показать красную книгу. Вы знаете, что это за книга?
Дети – там записаны животные, которых мало.
Воспитатель – Правильно, это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас. Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. А как вы думаете, кто может угрожать тигру?
Дети – браконьеры, они убивают животных.
Воспитатель – А кто может помогать тигру и другим животным?
Дети – лесники, они помогают животным.
Воспитатель – Да ребята, правильно вы сказали, браконьеры наносят большой вред природе, а лесники всегда борются с браконьерами, защищают природу, тушат пожары, разрушающие жилище животных, следят за порядком в лесу.
Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных. И, конечно же мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним как.
Дети – нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы.
Воспитатель - обратите внимание на слайд – на нём тигр с тигрятами. А у нашего тигра тоже есть маленькие тигрята, вот они. (Воспитатель раздаёт детям картинки маленьких тигрят) Посмотрите на них, похожи они с большим тигром?
Дети – да, похожи, только у них нет полос и усов.
Воспитатель – Может быть это можно как-то исправить?
Дети – можно нарисовать красками полосы и усы тигрятам.
Воспитатель – Хорошо, давайте нарисуем. Проходите к столу, присаживайтесь. Но перед тем как начать работу подготовим наши пальчики (пальчиковая гимнастика).
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем-
Ушками водить мы будем.
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!
Воспитатель - пальчики приготовили, теперь приступаем к рисованию. Посмотрите на мольберт. Сейчас мы нарисуем нашим тигрятам полоски. Какие они будут?
Дети - горизонтальные, вертикальные, узкие, широкие.
Воспитатель - каким цветом будем рисовать полоски?
Дети - полоски будут чёрного цвета.
Воспитатель - я рисую тигрёнку горизонтальные и вертикальные полоски. У меня получился полосатый тигрёнок. А теперь приступаем к работе. Не забудьте: сидим ровно, спина прямая, кисточку держим правильно. (Дети рисуют полоски тигрёнку)
Воспитатель - Заканчиваем работу, приводим рабочее место в порядок. А сейчас подойдите ко мне. Молодцы, у вас получились замечательные тигрята, можно и выставку оформить, когда на ваших работах высохнет краска.
К сожалению, наше путешествие заканчивается.
Итог занятия.
Понравилось вам наше занятие-путешествие? Отвечайте полным ответом. Вам было интересно? А зачем мы с вами путешествовали по зимнему лесу? Кому мы собирались помочь? (Чем мы должны были ей помочь?) Что сорока хотела узнать? Чьи были следы? Что нового вы ещё узнали о тигре? Как он ведёт себя, как охотиться? О каких ещё животных мы говорили? Как назвать всех животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)
В заключении нашего занятия давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать. В начале занятия мы дарили друг другу улыбки, и сейчас тоже давайте подарим друг другу улыбки. Спасибо!