Урок геометрии в 3-м классе. Тема: "Нахождение площади прямоугольного треугольника"

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (309 кБ)


Цель: формирование навыка построения геометрических фигур; расширение знаний о фигурах; развитие исследовательских умений в открытии нового, воспитание любви к предмету, бережного отношения к своему здоровью

Оборудование: счетные палочки, фигуры прямоугольных треугольников, карточки с заданием, ТСО, эмблемы настроения (по 3 шт)

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

Учитель:

Прозвенел звонок и смолк,
Он позвал нас на урок.
Вы проверьте все ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка.
Что-то новое узнаем,
Повторим, поразмышляем.

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (дети поднимают эмблемы настроения)

- А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

- Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания

  • Задуть одну свечу, пять свечей

Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.

2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока

 - Итак, у нас урок геометрии. Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какая фигура лишняя и почему?

Слайд 2

(Лишняя фигура – треугольник, так как остальные – четырехугольники)

- Значит, с какими фигурами мы будем работать на уроке? (с треугольниками). Что вы знаете о треугольнике? (ответы детей)

- Определите тему урока (Нахождение площади прямоугольного треугольника). Чему должны научиться сегодня на уроке?

Слайд 3

- Правильно, сегодня на уроке мы постараемся найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника, повторим виды треугольников, будем учиться выполнять чертежи.

III. А сейчас геометрическая разминка, но прежде выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания «Горизонтальная восьмерка»

  • Упражнение «Горизонтальная восьмерка»

Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большого размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключите язык, т.е. рисуйте восьмерку не только пальцами, но и синхронно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев.

- Посмотрите на данные линии, назовите их. Что вы знаете о луче, отрезке?

Слайд 4

(Луч – прямая линия, у которой есть начало; отрезок – часть прямой, у которой есть начало и конец)

Задание1: Сколько линий можно провести через одну точку? Через две точки?

Задание 2. Длина отрезка 3 см. Чему равен второй отрезок, если он длиннее первого в два раза? (6 см); если он длиннее на 2 см? (5 см)

Задание 3. Сложите из семи палочек три треугольника.

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки

Слайд 5

4. Работа по теме

1. Повторение о треугольниках

Учитель. Какие виды треугольников вы знаете? Дайте каждому из них определение.

Слайд 6

(равнобедренный, равносторонний, прямоугольный)

Учитель. Рассмотрите и определите, какие из треугольников являются прямоугольными. Как мы определим? (с помощью чертежного угольника)

Слайд 7

Упражнения: массаж кончиков пальцев

Задание в тетради:

- Начертите прямоугольный треугольник. Какие виды работ мы можем с ним произвести?

(Обозначить буквами, найти длины сторон, найти периметр этого треугольника, определить виды углов).

- Может ли в прямоугольном треугольнике быть два прямых угла?

- Как найти площадь этого треугольника? (разбить его на квадратные см)

- Кто еще, какие предлагает варианты? (ответы детей)

- Площадь, каких фигур мы находили на прошлом уроке? (прямоугольника, квадрата)

Слайд 8

2. Открытие нового

- Используя знания нахождения площади прямоугольника, мы сегодня найдем способ нахождения площади прямоугольного треугольника.

- Сложите из треугольников, которые у вас есть, прямоугольник. Одинаковые ли треугольники вы использовали? Сколько треугольников составляют ваш прямоугольник? (два одинаковых прямоугольных треугольника)

- Можем ли мы найти площадь этого прямоугольника? Кто догадался, как мы можем найти площадь прямоугольного треугольника? (длину сторон, составляющих прямой угол умножить и разделить на да)

- Почему разделить на два? (ответы детей)

3. Работа в тетради

- Начертите прямоугольный треугольник со сторонами 4см, 2 см.

- Чему будет равна площадь треугольника? (4х2:2=2 кв см)

- Как мы нашли площадь треугольника? (нашли площадь прямоугольника, разделили на два)

- Можем ли записать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника?

Слайд 9

4. Работа в парах (взаимопроверка)

Задание на закрепление: (карточки)

Начертите прямоугольный треугольник, 5 см, 4 см.

Найдите его площадь. (10 кв см)

5. Итог урока:

- Достигли ли мы цели урока? Научились ли находить площадь прямоугольного треугольника? Что понравилось на уроке?

6. Рефлексия.

- Оцените свое участие на уроке с помощью эмблем.

- Всем спасибо за урок.