Цель: формирование навыка построения геометрических фигур; расширение знаний о фигурах; развитие исследовательских умений в открытии нового, воспитание любви к предмету, бережного отношения к своему здоровью
Оборудование: счетные палочки, фигуры прямоугольных треугольников, карточки с заданием, ТСО, эмблемы настроения (по 3 шт)
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 1
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк,
Он позвал нас на урок.
Вы проверьте все ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка.
Что-то новое узнаем,
Повторим, поразмышляем.
- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (дети поднимают эмблемы настроения)
- А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?
- Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания
- Задуть одну свечу, пять свечей
Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока
- Итак, у нас урок геометрии. Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какая фигура лишняя и почему?
Слайд 2
(Лишняя фигура – треугольник, так как остальные – четырехугольники)
- Значит, с какими фигурами мы будем работать на уроке? (с треугольниками). Что вы знаете о треугольнике? (ответы детей)
- Определите тему урока (Нахождение площади прямоугольного треугольника). Чему должны научиться сегодня на уроке?
Слайд 3
- Правильно, сегодня на уроке мы постараемся найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника, повторим виды треугольников, будем учиться выполнять чертежи.
III. А сейчас геометрическая разминка, но прежде выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания «Горизонтальная восьмерка»
- Упражнение «Горизонтальная восьмерка»
Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большого размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключите язык, т.е. рисуйте восьмерку не только пальцами, но и синхронно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев.
- Посмотрите на данные линии, назовите их. Что вы знаете о луче, отрезке?
Слайд 4
(Луч – прямая линия, у которой есть начало; отрезок – часть прямой, у которой есть начало и конец)
Задание1: Сколько линий можно провести через одну точку? Через две точки?
Задание 2. Длина отрезка 3 см. Чему равен второй отрезок, если он длиннее первого в два раза? (6 см); если он длиннее на 2 см? (5 см)
Задание 3. Сложите из семи палочек три треугольника.
Задание 4. Найдите и исправьте ошибки
Слайд 5
4. Работа по теме
1. Повторение о треугольниках
Учитель. Какие виды треугольников вы знаете? Дайте каждому из них определение.
Слайд 6
(равнобедренный, равносторонний, прямоугольный)
Учитель. Рассмотрите и определите, какие из треугольников являются прямоугольными. Как мы определим? (с помощью чертежного угольника)
Слайд 7
Упражнения: массаж кончиков пальцев
Задание в тетради:
- Начертите прямоугольный треугольник. Какие виды работ мы можем с ним произвести?
(Обозначить буквами, найти длины сторон, найти периметр этого треугольника, определить виды углов).
- Может ли в прямоугольном треугольнике быть два прямых угла?
- Как найти площадь этого треугольника? (разбить его на квадратные см)
- Кто еще, какие предлагает варианты? (ответы детей)
- Площадь, каких фигур мы находили на прошлом уроке? (прямоугольника, квадрата)
Слайд 8
2. Открытие нового
- Используя знания нахождения площади прямоугольника, мы сегодня найдем способ нахождения площади прямоугольного треугольника.
- Сложите из треугольников, которые у вас есть, прямоугольник. Одинаковые ли треугольники вы использовали? Сколько треугольников составляют ваш прямоугольник? (два одинаковых прямоугольных треугольника)
- Можем ли мы найти площадь этого прямоугольника? Кто догадался, как мы можем найти площадь прямоугольного треугольника? (длину сторон, составляющих прямой угол умножить и разделить на да)
- Почему разделить на два? (ответы детей)
3. Работа в тетради
- Начертите прямоугольный треугольник со сторонами 4см, 2 см.
- Чему будет равна площадь треугольника? (4х2:2=2 кв см)
- Как мы нашли площадь треугольника? (нашли площадь прямоугольника, разделили на два)
- Можем ли записать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника?
Слайд 9
4. Работа в парах (взаимопроверка)
Задание на закрепление: (карточки)
Начертите прямоугольный треугольник, 5 см, 4 см.
Найдите его площадь. (10 кв см)
5. Итог урока:
- Достигли ли мы цели урока? Научились ли находить площадь прямоугольного треугольника? Что понравилось на уроке?
6. Рефлексия.
- Оцените свое участие на уроке с помощью эмблем.
- Всем спасибо за урок.