Цели:
- Развивающие: Навыки коллективной и индивидуальной деятельность, умение применять ранее полученные знания в новой ситуации.
- Обучающие: Определять три жанра в музыкальных произведениях.
- Воспитывающие: Приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей, толерантности, уважения мнения других.
- Валеологические: Создание комфортной физической и психической обстановки во время урока.
Оборудование:
- Музыкальный инструмент.
- Компьютер и проектор.
- Наглядный материал: изображения трех китов, слова – термины, характеризующие звучание музыки трех жанров, схемы с изображением звуков – бусинок для музыки трех жанров, сигнальные карточки красного и зеленого цвета по количеству учеников, рисунки к трем куплетам песни «Веселый музыкант».
- Музыкальный материал: примеры звучания разных песен для слушания, примеры звучания разных танцев для слушания, примеры звучания разных маршей для слушания.
- Разработка презентации.
План урока:
- Организационный момент. Приветствие класса.
- Вокальная разминка.
- Вступительное слово, сообщение темы урока (слайды 1-2).
- Презентация кита – песни (слайд 3).
- Игра: определи особенности песенной музыки (слайды 4 - 6).
- Вокальная работа.
- Презентация кита – танца (слайд 7).
- Игра: определи особенности танцевальной музыки (слайды 8 - 10).
- Вокальная работа с движениями.
- Презентация кита – марша (слайд 11).
- Игра: определи особенности маршевой музыки (слайды 12 - 14).
- Вокальная работа с импровизацией.
- Игра: определи жанр музыки (слайд 15).
- Игра: определи вид танца (слайд 16).
- Игра: определи музыкальные инструменты (слайд 17).
- Игра: спой верно (исполнение песни «Веселый музыкант»).
- Подведение итога урока. Рефлексия (слайд 18)..
Тип урока: Нетрадиционный урок – урок-презентация (урок повторения и систематизации знаний по теме «Три кита в музыке. Песенность. Танцевальность. Маршевость»).
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие класса.
Приветствие учеников.
2. Вокальная разминка.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика - разминка для подготовки к вокально – исполнительской деятельности
3. Вступительное слово, сообщение темы урока (слайды 1-2).
Учитель читает стих о музыке.
- Где музыка берет начало? Где ноту первую берет?
В горах, - мне эхо прокричало, - ее торжественный восход.
- Где музыка берет начало? Где тот живительный исток?
В лесах, - мне птица отвечала, - начало музыкальных строк.
- Где музыка берет начало? Где муза песни рождена?
В морях, у старого причала, - мне так ответила волна.
Сообщает ученикам о необычности урока, значении слова «презентация», определение того, что ученики будут презентовать трех китов: три ряда учеников образуют три команды, каждая из которых будет презентовать одного из китов (дети выбирают картинку с изображением кита, в течение 2-3 минут готовятся к презентации).
4. Презентация кита – песни (слайд 3).
На фоне демонстрации слайда учитель исполняет песню «Откуда музыка пришла» , дети слушают и определяют ее характер.
Обсуждение характера звучания музыки кита – песни.
5. Игра: определи особенности песенной музыки (слайды 4 - 6).
После слушания и обсуждения, переходим на слайд 4: на нем выбираем те слова, которые подходят к звучанию песни (при щелчке кнопки мыши, характерные слова выделяются большим размером).
Слайд 5: поможет вспомнить, как ведут себя звуки – бусинки в музыке кита – песни.
Слайд 6: продемонстрирует поведение звуков – бусинок.
6. Вокальная работа.
На фоне слайда 6 детям предлагается исполнить песню «Зимняя сказка»
7. Презентация кита – танца (слайд 7).
На фоне демонстрации слайда ученик исполняет польку или мазурку на музыкальном инструменте.
После слушания, обсуждение характера звучания музыки кита – танца.
8. Игра: определи особенности танцевальной музыки (слайды 8 - 10).
После слушания и обсуждения, переходим на слайд 8: на нем выбираем те слова, которые подходят к звучанию танца (при щелчке кнопки мыши, характерные слова выделяются большим размером).
Слайд 9: поможет вспомнить, как ведут себя звуки – бусинки в музыке кита – танца.
Слайд 10: продемонстрирует поведение звуков – бусинок.
9. Вокальная работа с движениями.
На фоне слайда 10 детям предлагается исполнить песню «Сапожки» (2 – ученика во время исполнения выполняют танцевальные движения у доски).
10. Презентация кита – марша (слайд 11).
На фоне демонстрации слайда звучит марш.
После слушания, обсуждение характера звучания музыки кита – марша.
11. Игра: определи особенности маршевой музыки (слайды 12 - 14).
После слушания и обсуждения, переходим на слайд 12: на нем выбираем те слова, которые подходят к звучанию марша (при щелчке кнопки мыши, характерные слова выделяются большим размером).
Слайд 13: поможет вспомнить, как ведут себя звуки – бусинки в музыке кита – марша.
Слайд 14: продемонстрирует поведение звуков – бусинок.
12. Вокальная работа с импровизацией.
На фоне слайда 14 детям предлагается исполнить песню «Про варенье» с импровизацией.
13. Игра: определи жанр музыки (слайд 15).
На фоне демонстрации слайда звучат разные музыкальные отрывки песен, танцев и маршей. Дети определяют жанр и поднимают соответствующую карточку. На каждый жанр звучит 3 – 4 примера.
14. Игра: определи вид танца (слайд 16).
На фоне демонстрации слайда звучат народные и бальные мелодии, дети поднимают заранее подготовленные сигнальные карточки в зависимости от вида музыки.
15. Игра: определи музыкальные инструменты (слайд 17).
На фоне демонстрации слайда звучат 2 -3 примера маршей, дети называют те инструменты, которые звучат ярче остальных..
17. Игра: спой верно (исполнение песни «Веселый музыкант»).
На фоне демонстрации слайда 18 дети исполняют куплеты песни «Веселый музыкант» в произвольном порядке при демонстрации учителем в хаотичном порядке рисунков к куплетам.
18. Подведение итога урока. Рефлексия (слайд 18)..
Подвести итог урока. Поблагодарить учеников за работу. Отметить активных ребят. Задать домашнее задание.