Задачи урока:
- Образовательная – дать первоначальные представления о классификации растений; сформировать понятия о таксономических единицах; познакомить с многообразием и общими признаками цветковых растений. Углубить знания о признаках классов двудольных и однодольных растений; дать представления о семействах покрытосеменных растений.
- Развивающая – развитие определённых общеучебных умений и навыков обучающихся.
- Воспитательная – воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
Тип урока:урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная
Средства обучения:
- персональный компьютер (1 шт.), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point;
- медиапроектор, экран;
- индивидуальная презентация;
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для ОУ /В.В. Пасечник. – М.:Дрофа, 2007. – 172 с.
Содержание кадров:
№ слайда | Содержание |
1 | Титульный лист: класс, предмет, учитель |
2 | Разнообразие мира растений |
3 | Как же разобраться во всём этом разнообразии? |
4 | Карл Линней |
5 | Что такое вид? |
6 | Что такое сорт? |
7 | Двойное название вида |
8 | Систематические единицы (таксоны, категории) |
9 | Ответьте на вопросы |
10, 11 | Эволюционное древо растений |
12 | Ответьте на вопросы |
13 | Группы наземных растений и родственные отношения между ними |
14 | Когда появились покрытосеменные растения? |
15 | Сравнение голосеменных и покрытосеменных растений |
16, 17 | Отличительные признаки покрытосеменных растений |
18 | Многообразие покрытосеменных растений |
19, 20 | Классификация покрытосеменных растений |
21 | Признаки классов покрытосеменных растений |
22 | Сравнительная характеристика растений двудольных и однодольных |
23 | Растения исключения |
24 | Признаки семейств |
25 | Подумаем вместе! |
26 | Рефлексия – самоанализ, закрепление материала |
27 | Дифференцированное домашнее задание |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступление
Как разнообразен мир растений. Слайд 2
Какова же примерная численность растений на Земле? ≈ 500 тыс. видов
По каким признакам они различаются между собой?
- по размерам
- по срокам жизни
- по местообитанию
- по внешнему строению
III. Как же разобраться во всём этом разнообразии?
Слайд 3.
- Систематика – наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства.
- Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства.
IV. Карл Линней (1707-1778 гг.) – шведский ботаник.
Слайд 4.
Заслуги К. Линнея:
- Упростил биологическую терминологию.
- Создал систему распределения растений по группам.
- Ввёл двойные названия (бинарную номенклатуру).
- Ввёл латинские названия.
V. Понятие вид, сорт, двойное название вида.
Что такое вид? Слайд 5.
Вид – совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать жизнеспособное потомство
Что такое сорт? В чём его отличие от вида? Слайд 6.
Сорт – группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами
Что значит двойное название вида? Работа со слайдом 7.
VI. Систематические единицы (таксоны, категории, группы).
Работа со слайдом со слайдом 8.
- названия систематических категорий;
- что означают стрелки?
VII. Ответьте на вопросы.
Слайд 9.
Что такое систематика? | Какая самая мелкая единица систематики? | |
Что называется классификацией? | Что такое бинарная номенклатура? | |
Кто является родоначальником систематики? | Каково значение латинских названий? | |
Что такое таксон? | Что такое вид? Что такое сорт? | |
Какая самая крупная единица систематики? |
VIII. Работа со слайдами 10, 11.
Укажите отделы царства Растения. Слайд 10
Проверь! Слайд 11
1. Зелёные водоросли | 4. Папоротники | |
2. Бурые водоросли | 5. Голосеменные | |
3. Мхи | 6. Покрытосеменные, или Цветковые |
IX. Работа со слайдами 12–15.
Ответьте на вопросы! Слайд 12
- Как вы думаете, какой отдел царства Растений самый многочисленный?
- Как вы думаете, какой отдел царства Растений самый молодой?
- Как вы думаете, какой отдел царства Растений самый высокоразвитый?
Слайд 13. Работа со схемой «Группы наземных растений и родственные отношения между ними»
Слайд 14. Когда появились покрытосеменные растения?
Покрытосеменные растения появились на Земле 125-150 тысяч лет назад, что соответствует юрскому и меловому периодам мезозойской эры. Предками их были вымершие голосеменные растения.
Какая общая черта характерна для голосеменных и покрытосеменных растений? Слайд 15.
X. Отличительные признаки покрытосеменных растений.
Слайды 16, 17
Назовите отличительные признаки покрытосеменных растений.
- Наличие цветка
- Семязачатки заключены в завязь пестика
- Образование плодов и семян
- Наличие специфического органа, улавливающего пыльцу (рыльце пестика)
- Двойное оплодотворение
- Образование эндосперма
- Наличие развитой проводящей ткани
XI. Классификация покрытосеменных растений.
Слайды 18–20.
Всего покрытосеменных – 250 тыс. видов.
XII. Признаки классов покрытосеменных растений.
Слайд № 21.
- Строение семени
- Тип корневой системы
- Жилкование листьев
XIII. Характеристика растений класса двудольные и класса однодольные.
Слайды 22–23.
1. Сравнительная характеристика растений класса двудольные и класса однодольные. Работа со слайдом 22.
Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Две семядоли | Одна семядоля |
Стержневая корневая система | Мочковатая корневая система |
Листья простые или сложные; жилкование сетчатое или пальчатое | Листья простые; жилкование дуговое или параллельное |
Стебель травянистый или деревянистый. Есть камбий. Проводящие пучки расположены по кругу или в центре цилиндра | Стебель травянистый или деревянистый. Есть камбий. Проводящие пучки расположены по кругу или в центре цилиндра |
Число частей цветка обычно кратно 4 или 5 | Число частей цветка обычно кратно 3 |
Семейства: Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные | Семейства: Лилейные, Злаковые |
2. Растения исключения. Слайд 23.
XIV. Признаки семейств.
Слайд 24.
- Строение цветка
- Строение плода
XV. Подумаем вместе!
Слайд 25.
- А) Вы летом заготовили гербарий сорных растений без корней с красивыми листьями. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится?
Б) Можно определить к какому семейству относится данное растение, если оно ещё не цветёт и не образовало плодов? - В лабораторию принесли: паслён чёрный, клевер красный, горчицу белую, редьку дикую, горчицу полевую, клевер белый, горчицу сарептскую. Во сколько родов, видов можно объединить эти растения?
XVI. Рефлексия – самоанализ, закрепление материала.
Слайд 26.
Выскажи своё мнение по уроку:
- Что узнали нового на уроке?
- Что расскажите дома об уроке?
- На какой вопрос хотели бы получить больше информации?
XVII. Диффенцированное домашнее задание.
Слайд 27.
Изучите параграф 45, 46, ответьте на вопросы к нему.
Выучите признаки классов двудольные и однодольные.
Соберите информацию о необычных покрытосеменных растений.