Цели урока: закрепить умение делить многозначное число на двузначное и однозначное, решать составные задачи. Обобщить знания детей об экосистеме леса.
Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение анализировать. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. Формировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Воспитывать экологическую культуру учащихся, правильное поведение в лесу.
Оборудование: карточки с заданиями, аудиозапись голосов птиц и звуков леса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
– Назовите природное сообщество, которое образовано ярусами.
Звучит запись голосов птиц.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
– Путешествуя по лесу, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить и вспомним о делении и умножении многозначных чисел, а так же об экосистеме леса.
II
. Закрепление изученного материала.– Что такое экосистема? Из каких частей состоит экосистема леса? Какой процесс происходит внутри неё? Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека?
Каких животных можно встретить в лесу? Какую роль могут выполнять животные?
1. Работа в паре.
– Отгадайте о каких насекомых идет речь.
Эти насекомые уничтожают насекомых – вредителей, участвуют в почвообразовании.
Выполните следующее задание: найдите нарушенную закономерность и восстановите последовательность. Расположите полученные числа в порядке возрастания.
I в. 1135, 1132, 1129, 1127, 1124, 1121, 1118.
II в. 1000, 1012, 1024, 1034, 1046, 1058, 1070.
1036 | 1060 | 1072 | 1117 | 1120 | 1123 | 1123 | 1126 |
м | у | р | а | в | ь | и |
– Что вы знаете о муравьях?
Случается, разворошит кто-нибудь муравейник; тогда вода проникает внутрь. Хозяева растеряны: пришла беда. Муравьи не успевают быстро восстановить его, и в ненастье гнездо погибает.
– Как им помочь?
Осторожно подравнять дом– пирамидку и поправить крышу – макушку.
– Почему нельзя разорять муравейники?
2. Решение задач (устно).
– Сколько в 1 часе минут?
– В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
1200 насекомых.
– Знаете ли вы, что за один день муравьи уничтожают 70-100 тысяч вредителей леса.
– Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
25 000 видов.
– Какие лесные растения занесены в Красную книгу?
Венерин башмачок, женьшень, ландыш. Сообщения детей о растениях.
– Какой ярус составляют растения?
– Для чего нужны деревья лесу?
– Правильно ли поступают “любители природы”, вырезая на коре свои имена, рисунки и просто, изуродовав, собирают сок весной?
Демонстрация иллюстрации “Не режь кору деревьев”.
– Как правильно ходить по лесу?
– Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания. Дуб черешчатый доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40 м, диаметра 1-1,5 м. Начинает плодоносить с 40-60 лет. Молодая поросль погибает из-за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок!
– Приближается то время, когда многие люди поедут в лес на отдых. Сформулируйте и запомните правила поведения в природе и постарайтесь следовать им.
Правила поведения в природе.
- Не трогай жилища животных, их детенышей.
- Не губи деревья.
- Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву!
- Не мусори на месте отдыха.
- Не шуми на прогулках, не пугай животных.
– Какие животные живут в верхних ярусах?
– Каких лесных птиц вы знаете?
Сообщения детей о дятле, поползне, скворце.
– Какая связь между птицами и растениями?
3. Решение составной задачи с опорой на краткую запись.
– На территории Окского заповедника (Рязанская область) гнездятся тысячи птиц. Пара поползней приносит своим птенцам 426 гусениц в день, пара скворцов в 6 раз больше, чем пара поползней, а пара дятлов в 4 раза меньше, чем пара скворцов. На сколько больше гусениц приносит пара скворцов, чем пара дятлов?
– Сколько гусениц приносит пара поползней?
– Пара скворцов?
– Пара дятлов?
– Как узнать, на сколько одно число больше другого?
– Запишите действия с пояснением.
– Запишите ответ кратко.
4. Перед вами карточки с примерами.
I в. решите 1 пример.
II в. решите 2 пример.
– Из полученных ответов выберите большее или меньшее число по условию и запишите его в тетрадь.
– Выберите карточки с правильными ответами. Если вы решили правильно, то на обратной стороне карточки дано название растения.
Подорожник | 302 | Мухомор | 6090 |
Одуванчик | 703 | Валериана | 6040 |
Ромашка | 308 | Зверобой | 32 230 |
Липа | 506 | Медуница | 51 090 |
Земляника | 6030 | Душица | 32 070 |
Крапива | 807 | Тысячелистник | 40 580 |
Сообщения детей о лекарственных растениях.
III.
Итог урока.Оценивание ответов детей.
Домашнее задание: выполнить задание (карточка).
– Что произойдет, если нарушится экологическое равновесие?
Экологическое равновесие в окружающем мире очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
– Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити! Человек, осознав свои ошибки, многое пытается поправить, восстановить и это задача не только взрослых, но и детей.