Школа будущего – школа проектов!

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В основе Стандарта второго поколения лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:

  • определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования; признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширение зоны ближайшего развития.

Важная роль в ФГОС отводится индивидуальному проектированию.

В МОУ “СОШ № 73” давно и в системе используется такая форма работы, как индивидуальный проект. Эта работа успешно проводится педагогами нашей школы в рамках как одного, так и нескольких учебных предметов, а также во внеучебной деятельности.

Наиболее значимым является реализованный, постоянно действующий социально значимый проект “Трагедия и память”, отражающий работу школьного музея “На детстве моем войны отметина”, посвященного бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей.

Задачи проекта:

  • Формирование исторической грамотности и гражданского патриотизма в современных условиях.
  • Изучение краеведческого материала в рамках проекта.
  • Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны
  • Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
  • Формирование осознания сопричастности с происходившими и происходящими историческими событиями.

Под руководством учителя русского языка и литературы Родиной Ж.Г. старшеклассники, члены совета музея, активно проводят экскурсии, представляют презентации материалов музея. В музее около 200 подлинных экспонатов. Ежегодно в рамках работы музея проводятся пресс-конференции, круглые столы, презентации книг, написанных БМУ. Всего было проведено 18 Слётов, в том числе и межреспубликанские. За многолетнюю поисковую и патриотическую работу руководителю музея Родиной Ж.Г. и активистам Совета музея были вручены Почетные грамоты, Дипломы, Поздравительные Адреса, Благодарственные письма. В 2010 году Совет музея принял участие во Всероссийском Интернет-проекте “Забытый памятник незабытой войны”. Мы представили два проекта “Трагедия и память. Концлагерное детство” и “Я шлю тебе письмо из 45-го”. Продуктом являлся видеоряд (видеоклип) выполненный в программе Photo Story 3 для Windows. Работы активистов музея получили высочайшую оценку организаторов и участников проекта.

Широко применяет индивидуальное проектирование учитель русского языка и литературы И.В. Скуленко. Наиболее интересными стали проекты: “Русский язык в опасности”, “Фольклор сегодня”, “Лексика преподавателей высших учебных заведений”.

Формируя интерес у обучающихся к филологическим дисциплинам, приоткрывая завесу тайны профессии учителя и журналиста, учитель знакомит старшеклассников с работой “Школы юного журналиста” СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Из года в год ученики нашей школы получают дипломы об окончании ШЮЖ. Солдатова Анастасия закончила ШЮЖ с отличием и серебряной медалью. Выпускники школы юного журналиста пробуют себя в роли журналистов, публикуя материалы в СМИ, в том числе в сети Интернет.

Введение в будущую профессию является важной проблемой в современной школе. С организацией в школе классов физико-химического профиля, индивидуальные проекты естественнонаучной направленности под руководством учителя химии Дувановой Т.В.дали возможность раскрыть творческий потенциал обучающихся, определиться с будущей профессией. Значительным достижением стало успешное участие Маркова Владимира, ученика 10 класса, во Всероссийском форуме научной молодежи “Шаг в будущее” в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Работа Маркова В. “Синтез и исследование свойств магнитной жидкости”, затрагивающая новые технологии, направленные на борьбу с раковыми опухолями, вывела ученический проект на новый уровень.

Образовательным продуктом авторского индивидуального проекта “Оптимизация работы пользователя средствами программных свойств командной строки” ученика 9 класса Панова Родиона (руководитель Зубкова Е.Д., учитель информатики) стала серия полезных утилит, востребованных в настоящее время. Доклад Родиона был отмечен дипломом второй степени на Международной научно-практической конференции “От школьного проекта к профессиональной карьере”.

Стандарт нового поколения впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Одно из направлений проектной деятельности в школе - формирование здорового образа жизни подростков. Вот некоторые из реализованных проектов: “Ода мёду”, “Секреты качества колбасы”, “Меню для школьной столовой”, “Что скрывается за процессом копчения”, “Опасная чистота”, “Аллергия на компьютер”, “Цифровые наркотики”, “Легальная смерть”, “Давайте бить в набат…”, “Великая тайна любви”.

Наша школа является примером организации научно-исследовательской деятельности обучающихся среди общеобразовательных школ г. Саратова. Это подтверждается высокой результативностью участия школьников в научно-практических конференциях различного уровня.

Наши ученики - активные участники Интернет-конференций, форумов, акций, конкурсов, волонтерского движения. В этом году мы приняли участие в Региональной научно-практической интернет-конференции для школьников Здоровое поколение”, Всероссийском специальном проекте “Конкурс "Урок XXI века"”, организованным образовательным порталом Дневник.ру, Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, организованным издательским домом “Первое сентября”

На основании накопленного у нас положительного опыта в организации проектной деятельности обучающихся, наша школа взяла за основу программы развития направление проектно-исследовательской деятельности. Одним из путей реализации программы развития нашей школы является включение в промежуточную аттестацию обучающихся 10 классов помимо переводных экзаменов, защиту индивидуального проекта. В настоящее время создана рабочая группа, занимающаяся разработкой соответствующего локального акта школы.

За индивидуальными проектами обучающихся будущее российского образования!