Составная задача. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения – наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда не годятся…»

(А. Дистервег. Руководство для немецких учителей. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 215. )

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Основные цели:

  • формировать представление о составной задаче, способе решения составной задачи;
  • актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: АРМучителя; Математика «Учусь учиться» 1 класс, часть 2. Изд. 4-е, перераб./Л.Г. Петерсон – М.: Издательство «Ювента», 2011.

Формы организациидеятельности: фронтальная, парная, групповая.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Поздроваться с гостями. Пригласить на урок

2.Слайд 1

Гулять сегодня некогда;
Мы заняты другим,
Пришли сегодня гости к нам,
И вас мы удивим.

Наш весёлый 1 класс
Вам покажет всё сейчас:
То чего достигли мы,
Находясь уже в пути!

II. Мотивация к учебной деятельности

В путь! Прочитайте задачу, которую я вам подготовила. (Слайд 2)

ХУДОЖНИК ТЮБИК РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ПОРТРЕТЫ МАЛЫШЕЙ. ДЛЯ ЭТОГО ОН КУПИЛ НЕСКОЛЬКО ТЮБИКОВ С СИНЕЙ КРАСКОЙ И ЖЁЛТОЙ.
– Что думаете? (Это не задача)
– Как исправить ошибку? (Составить задачу – данные, вопрос) (Слайд 3)

Тюбик купил __ тюбиков с синей краской и __ с жёлтой. Сколько всего тюбиков он купил?

– А теперь возьмите на своих партах зелёные карточки со схемами и подумайте вместе: какая из схем подходит к нашей задаче?

– Почему вы выбираете схему под буквой б)? (Находим ЦЕЛОЕ)

Эталон на доске.

Ч + Ч = Ц

– Сколько красок понадобилось Тюбику? (Решение задачи)
– Ребята! Давайте попробуем изменить условие нашей задачи так, чтобы она подходила к схеме под буквой в) .

Тюбик купил __ тюбиков с синей краской, а с жёлтой на __ больше (меньше). Сколько тюбиков с жёлтой краской?

– Что находим в задаче? (БОЛЬШЕЕ или МЕНЬШЕЕ число)
– Сколько получится?

М + Р = Б

– Сравните эти задачи. Чем похожи и чем отличаются?
– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок (Решению задач)
– Верно. Я согласна. Но разве раньше мы не решали задачи?
– Что же тогда? Можете ли вы предположить, что нам предстоит делать? (Новые способы, новые задачи)

Слайд 4: РЕШЕНИЕ … ЗАДАЧ. (Узнаем позже)

– Для чего мы повторили решения ПРОСТЫХ задач? (Используем знания, легче).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробномучебном действии

– Сейчас я вам предложу пробное задание. Возьмите карточки розового цвета. Прочитайте задачу, используя данные эталоны, решите задачу. Засекаем время. (Слайд 5)

Незнайка решил 3 примера, а Знайка на 2 примера больше. Сколько всего примеров они решили?

– У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли решить задачу с помощью этих схем)
– А кого есть ответ? (Зафиксировать на доске)
– Каким правилом вы воспользовались?
– Вы можете обосновать свой ответ?
– Какова цель нашей дальнейшей работы? (Решение задачи)

IV. Выявление места и причины затруднения

– Какое задание выполняем? Почему у вас возникло затруднение? Наша цель? (Затруднение открыть)
– Давайте проверим заполнение схемы. (На доске – схема, карточки на магнитах)

– А вопрос нашей задачи? (Читают)
– В чём причина затруднения? (В схеме, в решении)
– Так эта задача отличается от известных вам видов? (Да)
– Чем? (У неё два вопроса)
– Знаете ли вы способ решения таких задач? (Нет)

V. Построение проекта выхода из затруднений

– Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Найти способ решения таких задач)
– Возвращаемся к схеме. Куда поместить второй вопрос?
– Что мы ищем, отвечая на ГЛАВНЫЙ вопрос задачи? (Целое)

А ЦЕЛОЕ ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ. Поэтому в математике объединение принято обозначать ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ.
– Поставим скобку и главный вопрос в схему.
– Сколько вопросов на схеме? (Два)
– Какой из них ГЛАВНЫЙ? (Зелёный)
– С помощью, которого находим – что? (Целое) – жёлтый цв.
Схема заполнена. К чему можно приступать? (К решению)

VI. Реализация построения проекта

– Можем ли мы сразу ответить на ГЛАВНЫЙ вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (Не знаем, сколько у Знайки)
– Как узнать? (3 + 2 = 5 пр.)
– По какому правилу найдём? (Эталон на доске) М + Р = Б

1) М + Р = Б
2) М + Б = Ц

– Запишем это решение на первой полоске листа. ПЕРВЫЙ ШАГ – ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ 1) 3 + 2 = 5 (пр.) – Знайка
– Как ответим на главный вопрос задачи? ВТОРОЙ ШАГ – ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ 2) 3 + 5 = 8 (пр.)
Ответ: 8 примеров всего. (Слайд 6)

– Из скольких задач СОСТОИТ наша новая задача? (Из двух)
– Из каких? (Нахождение БОЛЬШЕГО числа и ЦЕЛОГО)
– Такие задачи в математике называются … СОСТАВНЫМИ. (Слайд 7)

Физпауза (Слайд 8)

Мы немножко отдохнём
И опять решать начнём!

(Перевёрнутый человечек. Где можем увидеть? В цирке.)

VII. Первичное закрепление во внешней речи

– Отдохнули, узнали новое.
– Чем теперь должны заняться? (Потренироваться, научиться)
– Открываем наши учебники на странице 18 № 4.

Работа с комментированием в больших тетрадях. Эталон на доске.
На арене цирка 2 жонглёра, а акробатов – на 5 больше. Сколько всего артистов на арене цирка? (Заполнение схемы, решение с пояснением, ответ)

Решение на экране + ответ. (Слайд 9)

Введение эталона решения составных задач:

1) М + Р = Б
2) Б + М = Ц

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой

– Мы поработали все вместе, в парах.
– Как вы думаете, что теперь нам нужно сделать? (Самим поработать)
– Что поможет? (Эталон на доске)

Страница 18 № 2.
Проверка на экране (Слайд 10)

– Сверьте свои решения с образцом на экране, исправьте. Где возникло затруднение? Как справились? Кто нашёл ошибку?
– Чтобы не было ошибок, что нужно делать? (Учиться, тренироваться в вычислении)
– У кого есть ошибка при вычислении? (Нет – проверим, как хорошо считаете; да – потренируемся ещё)

IX. Включение в систему знаний и повторение

1 вариант – первая строчка;
2 вариант – вторая строчка (или по рядам).

Cтраница 19 № 6
Проверка на экране. (Слайд 11)

– Какие числа получились? (Трехзначные)

X. Рефлексия учебной деятельности

– Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться решать новые задачи)
– Как они называются? Почему?
– Удалось ли вам поучаствовать в открытии нового способа? Что это за способ?
– Герои, какого произведения и автора помогали нам открывать новое?(«Незнайка в Солнечном городе» Н.Носов)
– Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте улыбку смайлику. (Слайд 12)
– Где вы можете поработать над трудностями? (Дома)
– СПАСИБО ЗА УРОК. (Слайд 13)