«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения – наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приемы и никуда не годятся…»
(А. Дистервег. Руководство для немецких учителей. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 215. )
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Основные цели:
- формировать представление о составной задаче, способе решения составной задачи;
- актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: АРМучителя; Математика «Учусь учиться» 1 класс, часть 2. Изд. 4-е, перераб./Л.Г. Петерсон – М.: Издательство «Ювента», 2011.
Формы организациидеятельности: фронтальная, парная, групповая.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Поздроваться с гостями. Пригласить на урок
2.Слайд 1
Гулять сегодня некогда;
Мы заняты другим,
Пришли сегодня гости к нам,
И вас мы удивим.Наш весёлый 1 класс
Вам покажет всё сейчас:
То чего достигли мы,
Находясь уже в пути!
II. Мотивация к учебной деятельности
– В путь! Прочитайте задачу, которую я вам подготовила. (Слайд 2)
ХУДОЖНИК ТЮБИК РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ПОРТРЕТЫ
МАЛЫШЕЙ. ДЛЯ ЭТОГО ОН КУПИЛ НЕСКОЛЬКО ТЮБИКОВ С
СИНЕЙ КРАСКОЙ И ЖЁЛТОЙ.
– Что думаете? (Это не задача)
– Как исправить ошибку? (Составить задачу –
данные, вопрос) (Слайд 3)
Тюбик купил __ тюбиков с синей краской и __ с
жёлтой. Сколько всего тюбиков он купил?
– А теперь возьмите на своих партах зелёные карточки со схемами и подумайте вместе: какая из схем подходит к нашей задаче?
– Почему вы выбираете схему под буквой б)? (Находим ЦЕЛОЕ)
Эталон на доске.
Ч + Ч = Ц |
– Сколько красок понадобилось Тюбику? (Решение
задачи)
– Ребята! Давайте попробуем изменить условие
нашей задачи так, чтобы она подходила к схеме под
буквой в) .
Тюбик купил __ тюбиков с синей краской, а с жёлтой на __ больше (меньше). Сколько тюбиков с жёлтой краской?
– Что находим в задаче? (БОЛЬШЕЕ или МЕНЬШЕЕ
число)
– Сколько получится?
М + Р = Б |
– Сравните эти задачи. Чем похожи и чем
отличаются?
– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок (Решению
задач)
– Верно. Я согласна. Но разве раньше мы не решали
задачи?
– Что же тогда? Можете ли вы предположить, что нам
предстоит делать? (Новые способы, новые задачи)
Слайд 4: РЕШЕНИЕ … ЗАДАЧ. (Узнаем позже)
– Для чего мы повторили решения ПРОСТЫХ задач? (Используем знания, легче).
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробномучебном действии
– Сейчас я вам предложу пробное задание. Возьмите карточки розового цвета. Прочитайте задачу, используя данные эталоны, решите задачу. Засекаем время. (Слайд 5)
Незнайка решил 3 примера, а Знайка – на 2 примера больше. Сколько всего примеров они решили?
– У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не
смогли решить задачу с помощью этих схем)
– А кого есть ответ? (Зафиксировать на доске)
– Каким правилом вы воспользовались?
– Вы можете обосновать свой ответ?
– Какова цель нашей дальнейшей работы? (Решение
задачи)
IV. Выявление места и причины затруднения
– Какое задание выполняем? Почему у вас
возникло затруднение? Наша цель? (Затруднение
открыть)
– Давайте проверим заполнение схемы. (На доске
– схема, карточки на магнитах)
– А вопрос нашей задачи? (Читают)
– В чём причина затруднения? (В схеме, в
решении)
– Так эта задача отличается от известных вам
видов? (Да)
– Чем? (У неё два вопроса)
– Знаете ли вы способ решения таких задач? (Нет)
V. Построение проекта выхода из затруднений
– Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Найти
способ решения таких задач)
– Возвращаемся к схеме. Куда поместить второй
вопрос?
– Что мы ищем, отвечая на ГЛАВНЫЙ вопрос задачи? (Целое)
– А ЦЕЛОЕ – ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ.
Поэтому в математике объединение принято
обозначать ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ.
– Поставим скобку и главный вопрос в схему.
– Сколько вопросов на схеме? (Два)
– Какой из них ГЛАВНЫЙ? (Зелёный)
– С помощью, которого находим – что? (Целое)
– жёлтый цв.
Схема заполнена. К чему можно приступать? (К
решению)
VI. Реализация построения проекта
– Можем ли мы сразу ответить на ГЛАВНЫЙ вопрос
задачи? (Нет)
– Почему? (Не знаем, сколько у Знайки)
– Как узнать? (3 + 2 = 5 пр.)
– По какому правилу найдём? (Эталон на доске) М
+ Р = Б
1) М + Р = Б 2) М + Б = Ц |
– Запишем это решение на первой полоске листа.
ПЕРВЫЙ ШАГ – ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ 1) 3 + 2 = 5 (пр.) –
Знайка
– Как ответим на главный вопрос задачи? ВТОРОЙ
ШАГ – ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ 2) 3 + 5 = 8 (пр.)
Ответ: 8 примеров всего. (Слайд 6)
– Из скольких задач СОСТОИТ наша новая задача? (Из
двух)
– Из каких? (Нахождение БОЛЬШЕГО числа и
ЦЕЛОГО)
– Такие задачи в математике называются …
СОСТАВНЫМИ. (Слайд 7)
Физпауза (Слайд 8)
Мы немножко отдохнём
И опять решать начнём!
(Перевёрнутый человечек. Где можем увидеть? В цирке.)
VII. Первичное закрепление во внешней речи
– Отдохнули, узнали новое.
– Чем теперь должны заняться? (Потренироваться,
научиться)
– Открываем наши учебники на странице 18 № 4.
Работа с комментированием в больших тетрадях.
Эталон на доске.
На арене цирка 2 жонглёра, а акробатов – на 5 больше.
Сколько всего артистов на арене цирка?
(Заполнение схемы, решение с пояснением, ответ)
Решение на экране + ответ. (Слайд 9)
Введение эталона решения составных задач:
1) М + Р = Б
2) Б + М = Ц
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Мы поработали все вместе, в парах.
– Как вы думаете, что теперь нам нужно сделать? (Самим
поработать)
– Что поможет? (Эталон на доске)
Страница 18 № 2.
Проверка на экране (Слайд 10)
– Сверьте свои решения с образцом на экране,
исправьте. Где возникло затруднение? Как
справились? Кто нашёл ошибку?
– Чтобы не было ошибок, что нужно делать? (Учиться,
тренироваться в вычислении)
– У кого есть ошибка при вычислении? (Нет –
проверим, как хорошо считаете; да –
потренируемся ещё)
IX. Включение в систему знаний и повторение
1 вариант – первая строчка;
2 вариант – вторая строчка (или по рядам).
Cтраница 19 № 6
Проверка на экране. (Слайд 11)
– Какие числа получились? (Трехзначные)
X. Рефлексия учебной деятельности
– Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться
решать новые задачи)
– Как они называются? Почему?
– Удалось ли вам поучаствовать в открытии нового
способа? Что это за способ?
– Герои, какого произведения и автора помогали
нам открывать новое?(«Незнайка в Солнечном
городе» Н.Носов)
– Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте улыбку
смайлику. (Слайд 12)
– Где вы можете поработать над трудностями? (Дома)
– СПАСИБО ЗА УРОК. (Слайд 13)