Цели урока.
1. Познакомить учащихся с ритмичностью – основным свойством живой природы, сформировать представление учащихся о времени с точки зрения физики и биологии.
2. Формирование новых понятий: биологические ритмы, годичный ритм, лунно-месячный ритм, солнечно-суточный ритм, фотопериод.
3. Проследить взаимосвязь между периодическими процессами в неорганическом мире и живой природе.
4. Продолжить развитие логического мышления, творческих способностей, речевой культуры, перспективного мышления учащихся.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, фильм “Что такое время?”, запись опроса учащихся и учителей гимназии “Что такое для тебя время?”, пружинный и математический маятники, колебательный контур, система связанных математических маятников, рабочая карта, таблица – мозайка “Представление о времени с точки зрения физики и биологии”.
Ход урока
1. Постановка цели урока.
Представление социологического опроса “Что такое для тебя время?”, проводимого среди учителей и учащихся гимназии.
Фрагмент фильма “Что такое время?”.
2. Время с точки зрения физики.
Систематизация знаний с помощью таблицы “Представление о времени с точки зрения физики и биологии”. Учащиеся составляю таблицу по предложенным характеристикам. Подробно разбирается такая характеристика времени, как периодичность. Учащиеся приводят примеры периодических процессов, рассмотренных в курсе физики. Используя рисунки в рабочей карте, учащиеся объясняют причину смены дня и ночи и смены времен года, устанавливается причина данных периодических процессов.
3. Время с точки зрения биологии.
4. Знакомство с результатами исследования, проводимого учащимися в домашних условиях по выявлению в классе “сов”, “жаворонков”, “голубей”. Характеристика особенностей поведения, состояния здоровья людей, принадлежащих к разным “стаям”. Рекомендации по организации жизни с учетом своих биологических часов и факторов окружающей среды.
5. Выводы и итоги урока.
Используемая литература.
- Н. Моисеева “Время в нас и вне нас”, Лениздат 1991 год.
- В. Б. Дорохов “Что за птицы?”, журнал “Домашний очаг” январь. 2003 год.
- Е. М. Гутник, А.В. Перышкин “Физика 9”, Москва “Дрофа”. 2008 год.
- Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н. Н. Сотский “Физика 11”, Москва. “Просвещение”. 2009 год.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, “Общая биология 10-11”, Москва “Дрофа”. 2006 год.
- Энциклопедия для детей “Аванта”: том “Человек”, том “Биология”, том “Астрономия”, Москва “Аванта+”. 2001 год.
Время в нас и время вне нас
Столетья разрешаются от бремени.
Плоды приносят год, и день, и час.
Пока у нас в руках частица времени,
Пускай оно работает на нас! С.Маршак
Термины и понятия
Биологические часы | Периодичность |
Биологические ритмы человека | Период |
Зимний покой | Механические колебания |
Растения длинного дня | Математический маятник |
Растения короткого дня | Пружинного дня |
Сезонный ритм | Колебательный контур |
Ритмичность колебания | Электромагнитные |
Фотопериод |
Отчего происходит постоянная смена дня и ночи
Отчего происходит постоянная смена зимы и лета.
Периодические явления в природе | ||
Название ритмов | Примеры ритмов | |
В неорганическом мире | В живой природе | |
Годичный (сезонный) | ||
Лунно-месячный (приливной) | ||
Солнечно-суточный |
Кто есть кто?
Утром сразу после пробуждения измерьте частоту пульса и число вдохов.
Если отношение частоты пульса к вдохам равно примерно 4:1, то вы - “голубь”, если 5:1 или 6:1 – “жаворонок”. Увеличение числа вдохов и Уменьшение соотношения пульса к числу вдохов характерны для “сов”.