Интегрированный урок (биология + физика) по теме "Время в нас и время вне нас"

Разделы: Физика, Биология


Цели урока.

1. Познакомить учащихся с ритмичностью – основным свойством живой природы, сформировать представление учащихся о времени с точки зрения физики и биологии.

2. Формирование новых понятий: биологические ритмы, годичный ритм, лунно-месячный ритм, солнечно-суточный ритм, фотопериод.

3. Проследить взаимосвязь между периодическими процессами в неорганическом мире и живой природе.

4. Продолжить развитие логического мышления, творческих способностей, речевой культуры, перспективного мышления учащихся.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, фильм “Что такое время?”, запись опроса учащихся и учителей гимназии “Что такое для тебя время?”, пружинный и математический маятники, колебательный контур, система связанных математических маятников, рабочая карта, таблица – мозайка “Представление о времени с точки зрения физики и биологии”.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

Представление социологического опроса “Что такое для тебя время?”, проводимого среди учителей и учащихся гимназии.

Фрагмент фильма “Что такое время?”.

2. Время с точки зрения физики.

Систематизация знаний с помощью таблицы “Представление о времени с точки зрения физики и биологии”. Учащиеся составляю таблицу по предложенным характеристикам. Подробно разбирается такая характеристика времени, как периодичность. Учащиеся приводят примеры периодических процессов, рассмотренных в курсе физики. Используя рисунки в рабочей карте, учащиеся объясняют причину смены дня и ночи и смены времен года, устанавливается причина данных периодических процессов.

3. Время с точки зрения биологии.

4. Знакомство с результатами исследования, проводимого учащимися в домашних условиях по выявлению в классе “сов”, “жаворонков”, “голубей”. Характеристика особенностей поведения, состояния здоровья людей, принадлежащих к разным “стаям”. Рекомендации по организации жизни с учетом своих биологических часов и факторов окружающей среды.

5. Выводы и итоги урока.

Используемая литература.

  1. Н. Моисеева “Время в нас и вне нас”, Лениздат 1991 год.
  2. В. Б. Дорохов “Что за птицы?”, журнал “Домашний очаг” январь. 2003 год.
  3. Е. М. Гутник, А.В. Перышкин “Физика 9”, Москва “Дрофа”. 2008 год.
  4. Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н. Н. Сотский “Физика 11”, Москва. “Просвещение”. 2009 год.
  5. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, “Общая биология 10-11”, Москва “Дрофа”. 2006 год.
  6. Энциклопедия для детей “Аванта”: том “Человек”, том “Биология”, том “Астрономия”, Москва “Аванта+”. 2001 год.

Время в нас и время вне нас

Столетья разрешаются от бремени.
Плоды приносят год, и день, и час.
Пока у нас в руках частица времени,
Пускай оно работает на нас! С.Маршак

 

 

Термины и понятия

Биологические часы Периодичность
Биологические ритмы человека Период
Зимний покой Механические колебания
Растения длинного дня Математический маятник
Растения короткого дня Пружинного дня
Сезонный ритм Колебательный контур
Ритмичность колебания Электромагнитные
Фотопериод

Отчего происходит постоянная смена дня и ночи

Отчего происходит постоянная смена зимы и лета.

Периодические явления в природе
Название ритмов Примеры ритмов
В неорганическом мире В живой природе
Годичный (сезонный)    
Лунно-месячный (приливной)    
Солнечно-суточный    

Кто есть кто?

Утром сразу после пробуждения измерьте частоту пульса и число вдохов.

Если отношение частоты пульса к вдохам равно примерно 4:1, то вы - “голубь”, если 5:1 или 6:1 – “жаворонок”. Увеличение числа вдохов и Уменьшение соотношения пульса к числу вдохов характерны для “сов”.