Информационно-исследовательский проект "Софизмы в математике"

Разделы: Математика


Цели современного образования ориентированы на интеллектуальное и нравственное развитие личности, вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение ими на практике полученных знаний, возможность работать в сотрудничестве, проявляя при этом коммуникативные умения. Способствовать выполнению целей образования в новых социально-экономических условиях могут новые педагогические и информационные технологии, одна из которых – это проектная технология.

Проект “Софизмы в математике” очень интересе по ряду причин.

Ведь в истории развития математики софизмы играли существенную роль.

Знаменитый русский физиолог И.П.Павлов говорил, что “правильно понятая ошибка – это путь к открытию”. Софизмы способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Для изучающих математику софизмы полезны еще и тем, что их разбор развивает логическое мышление.

Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает от повторения ее в других математических рассуждениях.

Математические софизмы развивают наблюдательность и вдумчивость, приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записей и чертежей, за законностью выполняемых операций. Ну, и, наконец, разбор софизмов увлекателен – изящная гимнастика для ума.

Цели  проекта:

  1. Интеллектуальное развитие личности, вовлечение учащихся в активный познавательный процесс
  2. Всесторонний анализ понятия “софизма”, установление связи между софистикой и математикой
  3. Через разбор математических софизмов развивать умения и навыки критического и логического мышления
  4. Формирование умения применять на практике полученные на уроках  знания, а также умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
  5.  Развитие коммуникативных способностей, формирование умения работать в сотрудничестве.

Темы для исследования:

- Что такое софизм? Роль софизмов в развитии математики

- История математических софизмов

- Связь между софистикой и математикой

- Классификация софизмов (по характеру скрытых ошибок)

- Алгебраические софизмы

- Геометрические софизмы

- Логические софизмы

В процессе выполнения этого проекта учащиеся должны показать:

- Умение грамотно формулировать задачи проекта, разрабатывать план исследования

- Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию и делать выводы

- Умение грамотно интерпретировать результаты поставленных задач и применять их в практической деятельности

- Умение работать в команде, коммуникативность и ответственность за общее дело

Отчетные материалы:

- Выпуск информационного журнала по теме своего исследования

- Создание презентации

- Разработка игры “Математический поединок” между командами классов - участников проекта

Этапы проведения проекта

I. Подготовительный этап

Пробуждение интереса у учащихся к теме проекта происходит в процессе беседы на уроке.

Учитель предлагает сравнить числа 4 и 5. Ребята с удивлением отвечают, что конечно, 4 меньше 5.

- А хотите, я сейчас докажу, что 4 = 5, - говорит учитель.

- Рассмотрим верное равенство:

16 - 36 = 25 – 45 , прибавим к обеим частям 81/4

4 = 5

- Ну, и что вы скажите теперь?!!

Далее идет постановка темы, целей и задач проекта (учитель), затем происходит формирование проектных групп (по желанию учащихся), выбор в каждой группе руководителя. Когда группы сформированы, они выбирают одно из направлений работы в проекте (согласно перечисленным выше темам исследования)

II. Планирование

- разработка плана исследования, установка сроков выполнения, обсуждение возможных результатов работы по теме

(учащиеся вместе с учителем)

- распределение обязанностей (учащиеся - самостоятельно)

III. Организационно-исследовательский этап

- сбор и обработка информации

- обобщение, выводы, работа над оформлением отчета

(учащиеся работают самостоятельно, роль учителя – контроль и консультация по мере необходимости)

IV. Заключительный этап

1). Подготовка презентации результатов.

2). Публичная презентация проектной работы.

В ходе защиты проекта каждая группа представляет результаты своей

работы, делает выводы по теме исследования, отвечает на вопросы оппонентов.

3). Анализ проделанной работы и оценка работы всей проектной группы и каждого ее участника (по пятибалльной шкале ).

Наряду с проектными группами существует группа “Эксперты”, возглавляемая учителем, которая следит за работой в группах и дает оценку работе каждой группы. Работа группы оценивается в соответствии с разработанными критериями.

 Основные критерии оценки:

- соответствие содержания заявленной теме;

- отсутствие ошибок;

- убедительность, аргументированность выступления, грамотность речи, владение терминологией;

- дизайн работы;

- грамотность и полнота ответов на вопросы;

- взаимодействие в группе: коммуникабельность, ответственность, уважение и внимание друг к другу, активность.

Подсчитывается общее количество баллов, на их основе выставляется оценка за участие в проекте.

Прилагаемые материалы:

- Презентация проекта учащихся 8А класса (Приложение 1)

- Презентация проекта учащихся 8 В класса (Приложение 2)

- Алгебраические софизмы (Приложение 3)

- Геометрические софизмы (Приложение 4 )