Интегрированный урок (математика + биология) из серии "В мире животных" – "Всё о тиграх"

Разделы: Математика, Биология


Тема по математике “Единицы измерения”

Тема по биологии: “Краснокнижные животные Приморского края”

Цель:

  • повторить единицы длины, массы, площади на примерах нематематического содержания;
  • продолжить формирование вычислительных навыков;
  • развитие логического мышления;
  • развитие речи;
  • изучить среду обитания и образ жизни тигра амурского;
  • заполнить “паспорт” животного

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийная приставка
  • Интерактивная доска
  • Книги о тиграх. (Выставка, закрытая ширмой в начале урока)
  • Карточки с заданиями
  • Магнитная доска
  • Числовой ребус

Ход урока

I Оргмомент

Вводное слово учителя математики.

Ребята! Сегодня на уроке мы повторим единицы измерения, а также выполним различные действия с натуральными числами. Поможет нам удивительный, загадочный и редкий зверь нашего края.

Учитель биологии.

Результаты выполненных вами заданий по математике мы занесем в паспорт этого животного, название которого вы должны отгадать.

II Самостоятельная работа. “Угадай название животного”

Учитель математики:

Выполнив задания на доске, решите числовой ребус.

Приложение №1

Применяя прием последовательного деления, найдите частное:

450: 18 (25); 315:15 (21); 420:28 (15); 360:8 (45); 490:14 (35)

Объясните прием деления 450 на 18? (Дополнительный вопрос для тех, кто выполнит раньше)

Устная проверка ответов.

Заменив частное буквами, вы прочтете название животного. (ТИГРЫ)

Учитель биологии:

Занесите в паспорт название животного - ТИГР.

Приложение №2

III Изучение материала

1.Внешний вид

Учитель биологии:

Внешний вид тигра: тигр удивительный зверь. Тело его вытянутое, гибкое, голова округлая, ноги недлинные, длинный хвост равномерно опушенный. Чрезвычайно характерна для него поперечнополосатая окраска, которая скрывает его среди зарослей. Тигр имеет сравнительно большой вес, но при этом поражает своей лёгкостью и ловкостью движений.

Презентация “По следу тигра” Слайды №3

2. Самостоятельная работа. Единицы длины - “О длине тела и хвоста”

Учитель математики:

Найдите значение выражения и определите:

1 вариант – длину туловища (2012-1583):3+ 174 (317 см)
2 вариант – длину хвоста (2012+1483):3 - 1075 (90 см)

Ответьте на вопросы:

- Какова длина тела тигра?

- Какова длина хвоста?

- Сколько сантиметров в одном дециметре?

- Сколько сантиметров в одном метре?

- Какие ещё единицы длины вам известны?

Задание: Выразите длину тела тигра в метрах и сантиметрах, а длину хвоста в дециметрах. Сравните длину его тела со своим ростом.

Учитель биологии:

Занесите полученные данные в паспорт тигра.

3. Единицы массы. “Масса тигра”.

Учитель математики:

- Назовите известные вам единицы массы.

- Сколько килограмм в 1 центнере?

Выполнив цепочку заданий, узнайте массу тигра. (310 кг)

Приложение №3

Задание выполняется устно, записываются только ответы в фигуры на интерактивной доске.

- Выразите массу тигра в центнерах и килограммах (3 ц 10 кг), сравните свою массу с массой тигра.

Слайд №10-11

4. Единицы площади. “Среда обитания”

Учитель биологии:

Ребята, мы с вами узнали, что тигр имеет вес 310 кг. Он очень грациозен, лёгок, незаметен. В нашей стране тигр обитает в смешанных лесах маньчжурского типа, покрывающих склоны гор и сопок. Для спокойного существования этого хищника необходимо наличие удобных логовищ, обилие диких копытных, близость водоемов. Охотится тигр на большой территории и постоянно её метит, оставляя когтями насечки на деревьях и оставляя запах.

Слайд №5, 6

Учитель математики:

Тигр “пометил” участок тайги прямоугольной формы длиной 25 км и шириной 16 км. Определите площадь владений тигра по формуле площади прямоугольника. Вычислить удобным способом.

(Решение у доски с пояснениями)

а=25 км, в=16 км, S = ав, S= 25*16 =(25*4)*4=400 кв.км

Вопросы в ходе решения:

- Как удобнее 25 умножить на 16

- Какие единицы измерения площади вам известны?

- Сколько гектар в 1 квадратном километре? (1 га=100 кв.км)

- Сколько гектар необходимо тигру? (4 га)

- Достаточна ли площадь лесов нашего лесничества для обитания тигра?

Сообщение одного из учащихся (задание дано заранее - узнать в лесничестве площадь лесов, а в сельхоз предприятии площадь полей):

“Площадь полей 2300 га, а площадь лесов лесничества, расположенного на территории нашего поселения 55000 га. Для обитания тигра этого вполне достаточно. В прошлые годы в наших лесах обитала семья тигров. В последнее время в связи с участившимися пожарами и браконьерством со стороны китайцев, постоянного проживания тигров не наблюдается, но отдельные особи заходят в наши сопки”.

Слайд №12

Единицы времени. “Век тигра”.

Учитель биологии:

Сокращение территории обитания и постоянные преследования со стороны человека, привело к резкому падению численности тигра. Небольшая, но устойчивая популяция тигров есть только на Дальнем Востоке, главным образом в Приморском крае. Тигр отличается большой подвижностью и непрестанно кочует по своему участку. Добычей тигру служат различные копытные (кабаны, олени, косули и другие животные, включая рыб, крабов, насекомых). Обитателей водоемов тигр ловит легко, так как любит купаться и хорошо плавает. При недостатке диких копытных, тигры могут уничтожать домашний скот и собак. И вот здесь его подстерегает опасность, много тигров гибнет по вине человека. Хотя век тигра и так не долог.

Слайд №13

Сколько же лет живет тигр в нормальных условиях?

Учитель математики:

- На этот вопрос вы ответите, если решите следующие уравнения:

  • I вариант 2a + 3a = 150
  • II вариант 7х - 4х = 120

(Уравнения выполняют самостоятельно, по карточкам, решение проверяется с помощью Интерактивной доски, обращается внимание на оформление решения)

Решение:

I вариант 5а = 150, II вариант 3х = 120,
а = 150 : 5, х = 120 : 3,
а = 30. х = 40.
Ответ: 30 лет Ответ: 40 лет

- Сколько лет живет тигр? (от 30 до 40 лет)

6. “О размножении и охране тигров”

Учитель биологии:

- Размножение у тигров приурочено к определенному сезону. Беременность самки длится 95 – 112 дней. В выводке обычно 2-4 тигренка, редко 1, еще реже 5 – 6. Они родятся в защищенном логове, мать даже близко не подпускает самца. Тигрята рождаются слепыми, весом 1,3 -1,5 кг. Растут они быстро, но живут с матерью 2-3 года. Отсюда плодовитость тигра весьма ограничена.

Слайд №15,16

- Поэтому все более очевидной становится необходимость максимально бережного отношения к столь замечательному зверю. Во всех странах охота на тигра запрещена. Тигр внесен в Красную Книгу. С 1993 года в целях охраны и восстановления обилия тигра Всемирным Фондом охраны природы (WWF) утвержден специальный проект “ТИГР”

Слайд №17

7. Интерактивная игра-викторина “Всё о тигре”

Учитель биологии:

- Сейчас мы поиграем с вами в игру “Всё о тигре”

(Издатель: Детский эколого-биологический центр “Натуралист” Государственный природный заповедник “Болоньский” г. Амурск 2009 год)

IV Итог урока.

Учитель биологии:

Заполните паспорт тигра, записав полученные на уроке данные в нужные строки. Приложение № 4

- Итак, что мы узнали о тигре? (Ученики зачитывают “паспорт” тигра)

Учитель математики:

Устные задания: (записаны заранее на закрытой половине доски)

  • Вспомните величины, которые вы использовали для составления “паспорта” тигру. Уберите лишнее слово (длина, температура, масса, площадь, время).
  • Замените данные здесь слова общим для них названием (килограмм, грамм, центнер, тонна – единицы массы или меры массы)
  • Какие ещё единицы измерения мы сегодня повторяли? (единицы площади, длины и времени)

V Домашнее задание

Математика: Повторить единицы объема

Биология: параграф 36