Цели урока:
Образовательные:
1. Учащиеся должны усвоить следующие понятия: ядерная реакция, ядерное превращение, ?-распад, ?-распад, g -распад..
2. Учащиеся должны уметь: различать понятия "Ядерная реакция и ядерные превращения", выделять и определять ключевые ситуации по теме, писать ядерные реакции и ядерные превращения, составлять задачи по теме.
Развивающие:
Продолжать развивать навыки работы с информацией, делать выводы.
2. Развитие коммуникативных способностей учащихся по теме;
3. Развитие умений выделять главное;
4. Сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее по проблеме урока.
Воспитательные:
1. Развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;
2. Воспитывать уважение, понимание и толерантность;
3.Воспитывать нравственное отношение к любым явлениям в любой среде.
Обеспечение урока:
- Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация (приложение ), компьютер.
- Программное обеспечение установленное на компьютере: офисный пакет Microsoft Office 2007 (Power Point,), или свободный офисный пакет Open Office 3.3.
Подготовка учителя к уроку:
Урок проводится в кабинете физике с мультимедийным проектором. Учитель готовит презентацию и мультимедийное пособие для проведения урока, устанавливает необходимое программное обеспечение, проверяет его работу.
Ход урока
№ слайда | Действие учителя | Действие ученика |
2 | Как вы знаете, через морские порты Приморского края завозится большое количество различных грузов из стран АТР. Одним из самым популярных товаров из Японии являются японские машины. Ежедневно завозится сотни машин. Каждый автомобиль проходит таможенный досмотр, в том числе и радиационный контроль. | Слушают и дополняют речь учителя. |
3 | На некоторых автомобилях
обнаруживается повышенный уровень
радиационного фона. Об этом средства массовой информации сообщают постоянно. |
Слушают и дополняют речь учителя |
4 | А раньше были сообщения о радиоактивных
машинах ? После каких событий в Японии в Россию стали привозить радиоактивные машины ? |
Нет, раньше все машины привозимые из
Японии не были радиоактивными. После аварии в Японии на атомной станции Фукусима I |
5 | 11 марта 2011 года в момент землетрясения три работающих энергоблока были остановлены действием системы аварийной защиты. Однако землетрясение и удар цунами вывели из строя средства электроснабжения, что явилось причиной неработоспособности всех систем охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов. | Слушают и дополняют учителя |
Сегодня на уроке я предлагаю выяснить, какие процессы происходят в атомном реакторе электростанции и почему японские машины стали радиоактивными ? | Слушают учителя | |
6 | Для изучения новой темы нам необходимо
повторить ранее изученный материал: 1. Расскажите строение атома |
Рассказывает строение атома (модель атома Резерфорда), как определить количество электронов в атоме, почему атом в целом нетрален. |
7 | 2. Расскажите строение ядра атома. | Рассказывает строение ядра атома, как определить количество нуклонов, протонов, нейтронов в атоме. |
8 | Задача: Определите количество электронов в атоме, количество нуклонов, протонов, нейтронов в ядре. | Определяют количество электронов в атоме, количество нуклонов, нейтронов, протонов в ядре. |
9 | Работа с учебником (С.В. Громов, Н.А. Родина Физика 9 класс).Класс делится на две группы. | Группа №1 выясняет, что такое радиоактивность, радиоактивные излучения. Группа №2 - что такое ядерные реакции, их практическое применение. |
10-11 | Работа с таблицей "Радиоактивные распады и ядерные реакции" | Учащиеся делают записи в тетради, разбирают теоритический материал. |
12 | Учитель рассматривает пример решения задач по теме | Учащиеся применяют теоритические знания по теме к решению задач, закрепляют полученные знание |
13 | Возвращаемся к вопросу поставленному в начале урока. Что произошло на атомной станции и почему машины радиоактивны. | На атомной электростанции в реакторе происходят ядерные реакции, в результате которых образуются радиоактивные элементы. Радиоактивные элементы подвержены радиоактивному распаду, в результате которого образуются радиоактивные излучения. Во время взрыва радиоактивные вещества были разбросаны на большой территории, по этому машины и другие предметы являются источником радиоактивных излучений. |
14 | Запись домашнего задания, подведение итогов урока. | Записывают домашнюю работу, делают рефлексию урока. |
Рефлексия урока
- Необходимо ответить на вопросы и вернуть листочки преподавателю.
- Каковы мои главные результаты на уроке ? Что я понял и чему научился ?
- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему ?
- Каковы основные трудности при выполнении задания ?
- Необходимо ли проводить такие уроки ?
Список литературы
1. http://supercook.ru/forces/forces-19.html
2. http://zdravomisliye.wordpress.com
3. С.В. Громов, Н.А. Родина Физика: учеб. для 9 класса
4. А.П. Рымкевич Сборник задач по физике