Тип урока:
Изучение нового материала.Задачи урока:
- Обучающие: научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
- Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
- Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель:
С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?Дети:
С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.Приложение 1 Слайд 1
На экране - портрет С.С.Прокофьева.
У:
Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?Д:
"Вальс" из балета "Золушка", песня "Болтунья". С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу "Великан" написал в 9 лет.Проверка домашних заданий.
Рисунки к балету "Золушка" (оформляется выставка на доске).3. Содержание и организация учебного занятия
Приложение 1 Слайд 2
У:
Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.Д:
"Петя и волк".Слайд 3 (На экране - название сказки)
Приложение 1 Слайд 4
У:
Как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"?Д:
Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.У:
Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.Приложение 1 Слайд 5
Тема урока: "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева "Петя и волк".
Приложение 1 Слайд 6
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным "голосом".
У:
На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.Приложение 1 Слайд 7
Чему будем учиться на уроке?
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
Приложение 1 Слайд 8
У:
Петя - главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.Полина Б.:
"Я сочинила бы мелодию радостную, веселую" (Исполняет мелодию).Данил М.:
"Мне кажется Петя - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:" (Поет мелодию).Никита Б.:
"Я сочинил бы для него серьезную мелодию" (Исполняет мелодию).У:
Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?Дети:
Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда "скачущая", как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.У:
В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).Приложение 1 Слайд 9
У:
Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).У:
Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.Приложение 1 Слайд 10
У:
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?Д:
Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.У:
Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.:
"Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.У:
Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. ":Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?"Приложение 1 Слайд 11
У:
Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой "голос" у фагота: низкий или высокий?Д:
Сердитый, ворчливый, низкийФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Приложение 1 Слайд 12
На экране - Кошка, Утка, Птичка.
У:
Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).Д:
Это - птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.У:
Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.Приложение 1 Слайд 13
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).
Приложение 1 Слайд 14
У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)
Приложение 1 Слайд 14
У: Инструмент, исполняющий тему птички - флейта. Как играют на флейте?
(Ответы)
У: Флейта - деревянный духовой инструмент.
У:
Какое настроение у Птички?Д:
Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.Приложение 1 Слайд 15
На экране - Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
У:
Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.
Приложение 1 Слайд 16
У:
Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой "голос" у кларнета?Д:
Низкий, мягкий, спокойный.У: Кларнет - деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.
Приложение 1 Слайд 17
На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У:
Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).Д:
Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.Приложение 1 Слайд 18
У:
Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой "голос" у гобоя?Д: Спокойный, тихий, крякающий.
У:
Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки4. Обобщение
Приложение 1 Слайд 19
(гиперссылка - Игра "Узнай инструмент")
У:
Проведем игру "Узнай музыкальный инструмент". На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.5.
Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).Приложение 2 (на компьютерах).
У:
Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева "Петя и волк". Пришло время проверить себя. Выполните тест "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева "Петя и волк" (Работа в парах за компьютерами).6. Итог урока.
Приложение 1 Слайд 20
На экране появляются все герои сказки.
У:
Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.Д:
Волк, Охотники.Приложение 1 Слайд 21
На экране остаются Волк, Охотники.
У:
На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.Приложение 1 Слайд 22
У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?
7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).
Подпишите свои приглашения и выполните задание.
(Приложение 3 Песня "Сказка гуляет по свету")
8. Музыкальное прощание.