Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"

Разделы: Музыка


Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие: научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

Приложение 1 Слайд 1

На экране - портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: "Вальс" из балета "Золушка", песня "Болтунья". С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу "Великан" написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий. Рисунки к балету "Золушка" (оформляется выставка на доске).

3. Содержание и организация учебного занятия

Приложение 1  Слайд 2

У: Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: "Петя и волк".

Слайд 3  (На экране - название сказки)

Приложение 1  Слайд 4

У:  Как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"?

Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение 1  Слайд 5

Тема урока: "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева "Петя и волк".

Приложение 1  Слайд 6

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным "голосом".

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1  Слайд 7

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1  Слайд 8

У:  Петя - главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: "Я сочинила бы мелодию радостную, веселую" (Исполняет мелодию).

Данил М.: "Мне кажется Петя - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:" (Поет мелодию).

Никита Б.:  "Я сочинил бы для него серьезную мелодию" (Исполняет мелодию).

У:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда "скачущая", как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1  Слайд 9

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Приложение 1  Слайд 10

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.

У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.: "Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. ":Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?"

Приложение 1  Слайд 11

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой "голос" у фагота: низкий или высокий?

Д: Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приложение 1  Слайд 12

На экране - Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это - птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1  Слайд 13

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

Приложение 1 Слайд 14

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

Приложение 1  Слайд 14

У: Инструмент, исполняющий тему птички - флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта - деревянный духовой инструмент.

У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Приложение 1 Слайд 15

На экране - Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

Приложение 1 Слайд 16

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой "голос" у кларнета?

Д: Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет - деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.

Приложение 1  Слайд 17

На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1  Слайд 18

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой "голос" у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки

4. Обобщение

Приложение 1  Слайд 19

(гиперссылка - Игра "Узнай инструмент")

У: Проведем игру "Узнай музыкальный инструмент". На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).

Приложение 2 (на компьютерах).

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева "Петя и волк". Пришло время проверить себя. Выполните тест "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева "Петя и волк" (Работа в парах за компьютерами).

6. Итог урока.

Приложение 1  Слайд 20

На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Д: Волк, Охотники.

Приложение 1  Слайд 21

На экране остаются  Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

Приложение 1 Слайд 22

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.

(Приложение 3 Песня "Сказка гуляет по свету")

8. Музыкальное прощание.

Приложение 4

Музыкальное сопровождение к уроку