Урок ИЗО в 5-м классе по теме "Жанры в изобразительном искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Активизация познавательного интереса к искусству.
  2. В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств.
  3. К концу урока дети должны.

Знать: виды искусств и "язык" (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.

Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному жанру искусства.

2. Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
  2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
  3. Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем

3. Воспитательная:

  1. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, проектор, экран, указка, сетка кроссворда (на доске или ватмане), электронный учебник "Изобразительное искусство для младших школьников";
  • для учеников: ручка или карандаш, тетрадь.

Путь входа в диск: диск "Изобразительное искусство для младших школьников", фирма "1С", раздел "Жанры изобразительного искусства", темы "Портрет", "Натюрморт", "Пейзаж".

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

2. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя: Что мы имеем в виду, когда говорим "искусство"?

Ответы детей.

Учитель: Живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др. – это всё – искусство.

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

И сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, пространственные, визуальные, видимые, изящные... Они

  • воспринимаются зрением;
  • существуют в пространстве;
  • не изменяются во времени...;
  • говорят на своём языке... (пояснить).

Это всё – изобразительные искусства.

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусств:

  1. Скульптура – когда высекали из камня и лепили фигурки из глины.
  2. Живопись – когда украшали скалы росписями.
  3. Графика – когда на стенах пещер рисовали сажей или углем.
  4. Декоративное искусство – когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали ирасписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим:

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:

  1. Живопись – цветом на плоскости.
  2. Графика – линией и пятном на плоскости.
  3. Скульптура – на языке объёмов и форм.
  4. Архитектура – конструкции и пространства.
  5. ДПИ – и объёма, и цвета, и линий, и пространства.

Помимо видов существуют также жанры в изобразительном искусстве:

  1. Портрет.
  2. Пейзаж.
  3. Натюрморт.

Сегодня мы более подробно с ними познакомимся:

Замечательный поэт Г. Остер в своих стихах дал определение каждому жанру. Давайте с ними познакомимся (демонстрация из ЭИ):

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это... (Натюрморт.)

Давайте посмотрим на натюрморты:

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется... (Пейзаж.)

Познакомимся с пейзажами:


Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется... (Портрет.)

Посмотрите на портреты:

Помните, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку – и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким жанром искусства познакомился Буратино?

Учитель: Итак, вы научились отличать друг от друга разные жанры искусства.

3. Первичное освоение новых знаний:

Индивидуальная работа.

На карточке – соединить репродукции и соответствующее им название жанра искусства стрелками

- Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками – по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.

4. Закрепление новых знаний: решение кроссворда.

Вопросы к кроссворду:

По вертикали:

  1. Вид изобразительного искусства, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок, нанесённых на плоскость.
  2. Один из видов изобразительного искусства, "говорящий" на языке линий и сочетании черных и белых пятен.
  3. Вид искусства, который по-другому называют пластикой или ваянием, а изображения создаются из глины, пластилина, мрамора, дерева и др.
  4. Как мы называем человека, которого в старину называли "главный строитель", "зодчий"?
  5. Красиво оформленные предметы, которые люди используют в быту (посуда, мебель, одежда, ювелирные украшения и др.).
  6. Художник, пишущий картины красками.
  7. Пластичный материал, для изготовления посуды, игрушек, скульптурных работ.
  8. На чем живописец смешивает краски?

По горизонтали:

  1. Легко размазывающийся материал для рисования, набросков в виде стержней или палочек
  2. Основа для картины, на которой рисуете и вы.
  3. Разновидность красок, которые разводятся водой.
  4. Работа над мягким, податливым материалом.

Ученикам даётся время на решение кроссворда, затем правильность вместе проверяется на доске.

По предложенному учителем критерию даётся самооценка.

5. Подведение итогов.

Мы с вами сказали, что страна пластических искусств имеет свой особый язык.

Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:

  1. Живопись – ? (цветом на плоскости).
  2. Графика – ? (линией и пятном на плоскости).
  3. Скульптура – ? (на языке объёмов и форм).
  4. Архитектура – ? (конструкции и пространства).
  5. ДПИ – ? (и объёма, и цвета, и линий, и пространства).

Художники, работая в разных направлениях создают:

  1. Портрет – рисуют (людей).
  2. Натюрморт – рисуют (предметы, овощи, фрукты…).
  3. Пейзаж – рисуют (природу).

Две полученных за урок оценки выставляются в дневник.

6. Итог урока.