Цель: ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.
Задачи:
1. Образовательные:
- Активизация познавательного интереса к искусству.
- В течение урока учащиеся должны усвоить названия видов искусств.
- К концу урока дети должны.
Знать: виды искусств и "язык" (или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся художественный образ в каждом виде искусства), понять, что объединяет виды искусства, а чем они существенно отличаются друг от друга.
Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному жанру искусства.
2. Развивающие:
- Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
- Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
- Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем
3. Воспитательная:
- Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
Оборудование:
- для учителя: компьютер, проектор, экран, указка, сетка кроссворда (на доске или ватмане), электронный учебник "Изобразительное искусство для младших школьников";
- для учеников: ручка или карандаш, тетрадь.
Путь входа в диск: диск "Изобразительное искусство для младших школьников", фирма "1С", раздел "Жанры изобразительного искусства", темы "Портрет", "Натюрморт", "Пейзаж".
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)
2. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя: Что мы имеем в виду, когда говорим "искусство"?
Ответы детей.
Учитель: Живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др. – это всё – искусство.
Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.
И сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, пространственные, визуальные, видимые, изящные... Они
- воспринимаются зрением;
- существуют в пространстве;
- не изменяются во времени...;
- говорят на своём языке... (пояснить).
Это всё – изобразительные искусства.
Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусств:
- Скульптура – когда высекали из камня и лепили фигурки из глины.
- Живопись – когда украшали скалы росписями.
- Графика – когда на стенах пещер рисовали сажей или углем.
- Декоративное искусство – когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали ирасписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.
Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим:
Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:
- Живопись – цветом на плоскости.
- Графика – линией и пятном на плоскости.
- Скульптура – на языке объёмов и форм.
- Архитектура – конструкции и пространства.
- ДПИ – и объёма, и цвета, и линий, и пространства.
Помимо видов существуют также жанры в изобразительном искусстве:
- Портрет.
- Пейзаж.
- Натюрморт.
Сегодня мы более подробно с ними познакомимся:
Замечательный поэт Г. Остер в своих стихах дал определение каждому жанру. Давайте с ними познакомимся (демонстрация из ЭИ):
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это... (Натюрморт.)
Давайте посмотрим на натюрморты:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется... (Пейзаж.)
Познакомимся с пейзажами:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется... (Портрет.)
Посмотрите на портреты:
Помните, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку – и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким жанром искусства познакомился Буратино?
Учитель: Итак, вы научились отличать друг от друга разные жанры искусства.
3. Первичное освоение новых знаний:
Индивидуальная работа.
На карточке – соединить репродукции и соответствующее им название жанра искусства стрелками
- Работа в парах – взаимопроверка (поменяться карточками – по показу на экране проверить работу соседа). Оценка по предложенному учителем критерию. Выставить на карточке полученную оценку.
4. Закрепление новых знаний: решение кроссворда.
Вопросы к кроссворду:
По вертикали:
- Вид изобразительного искусства, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок, нанесённых на плоскость.
- Один из видов изобразительного искусства, "говорящий" на языке линий и сочетании черных и белых пятен.
- Вид искусства, который по-другому называют пластикой или ваянием, а изображения создаются из глины, пластилина, мрамора, дерева и др.
- Как мы называем человека, которого в старину называли "главный строитель", "зодчий"?
- Красиво оформленные предметы, которые люди используют в быту (посуда, мебель, одежда, ювелирные украшения и др.).
- Художник, пишущий картины красками.
- Пластичный материал, для изготовления посуды, игрушек, скульптурных работ.
- На чем живописец смешивает краски?
По горизонтали:
- Легко размазывающийся материал для рисования, набросков в виде стержней или палочек
- Основа для картины, на которой рисуете и вы.
- Разновидность красок, которые разводятся водой.
- Работа над мягким, податливым материалом.
Ученикам даётся время на решение кроссворда, затем правильность вместе проверяется на доске.
По предложенному учителем критерию даётся самооценка.
5. Подведение итогов.
Мы с вами сказали, что страна пластических искусств имеет свой особый язык.
Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:
- Живопись – ? (цветом на плоскости).
- Графика – ? (линией и пятном на плоскости).
- Скульптура – ? (на языке объёмов и форм).
- Архитектура – ? (конструкции и пространства).
- ДПИ – ? (и объёма, и цвета, и линий, и пространства).
Художники, работая в разных направлениях создают:
- Портрет – рисуют (людей).
- Натюрморт – рисуют (предметы, овощи, фрукты…).
- Пейзаж – рисуют (природу).
Две полученных за урок оценки выставляются в дневник.
6. Итог урока.