Совместная работа школы полного дня с УДО и культуры по воспитанию младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа


Федеральным законом «Об образовании», Указом Президента РФ, постановлением Правительства перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 98» – школа полного дня. Первая половина – уроки. Вторая половина дня – это «школа после уроков» или согласно новым ФГОС – внеурочная деятельность. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено пространство и время в образовательном процессе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Для реализации этой цели и необходима помощь социальных партнеров. Мы считаем, что социальное партнёрство позволяет интегрировать имеющиеся в районе и городе культурно-образовательные, социально-экономические, общественные ресурсы, и является благоприятной средой для развития личности ребёнка.

В нашем образовательном учреждении действует Центр дополнительного образования, одной из функций которого является координация сотрудничества с учреждениями дополнительного образования и культуры для организации внеурочной деятельности обучающихся. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в 2010-2011 учебном году осуществлялась кадрами школы: учитель физкультуры проводила занятия по детскому фитнесу, учитель технологии-занятия по декоративному творчеству, учителя начальных классов (классные руководители) проводили занятия по народоведению, информатики, этики, обж, риторике и театру. А организация внеурочной деятельности для первоклассников (в группах внеурочного присмотра) и для обучающихсяся 2-4 классов организовывалась через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и культуры.

Сотрудничество с УДО и культуры осуществляется на добровольной основе через договора о совместной деятельности, расписанием занятий и планом совместной работы.

Так, в 2010-2011 учебном году были заключены договора о совместной деятельности с:

  1. МОУ ДОД «ДШИ – 45».
  2. МУК «Детская ЦБС».
  3. МОУ ДОД «Городской центр детского технического творчества» (учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества).
  4. МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов».
  5. МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района».
  6. МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа№4».

Также на базе школы работали спортивные секции: «Ушу», «Карате», «Карате до» и вокальный ансамбль «Дети Солнца».

Большое место в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования занимает МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», занятия в студиях центра помогают погрузить ребёнка в различные виды творческой деятельности. Большим уважением, у наших педагогов, родителей и ребят пользуется программа «Наш дом». На данных занятиях, в помощь учителям, ребята узнают много дополнительного материала по таким предметам, как «окружающий мир», «трудовое обучение», «изо», «литература».

В работе с педагогами школы ДЮЦ оказывает большую помощь в организации семинаров для классных руководителей «Организация досуга обучающихся», «Роль ДЮЦ в формировании здорового образа жизни младшего школьника»; организация и проведение мастер-класса для воспитателей групп внеурочного присмотра и руководителей занятий по интересам; помощь в организации и проведении конкурса профессионального мастерства «Самый классный»; организация и проведения Дня здоровья для учителей и их семей.

На протяжении уже пяти лет традиционными стали совместно проводимые праздники, как «Посвящении в серебряные рыбки», «Посвящение в ученики», «Весенняя капель».

Ребята нашей школы, которые также являются воспитанниками ДЮЦ принимают активное участие в городских выставках по декоративно – прикладному творчеству «Мир твоих увлечений» и «Частица детство моего» в рамках городского фестиваля «Успех». В номинациях макраме, изонить и тканевая аппликация занимают призовые места. Юные пловцы защищают честь ДЮЦ на городских и областных соревнованиях «Юный пловец Кузбасса». Достижениями обучающихся гордится не только ДЮЦ, но и вся школа. Так как все достижения обучающихся нашего образовательного учреждения вывешиваются на Галерее звёзд.

Тесное сотрудничество с МОУ ДОД «Городской центр детского технического творчества» (учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества) началось с открытия площадки. Педагоги центра проводят уроки безопасности, привлекают обучающихся школы для участия в городских конкурсах и мероприятиях.

Спортивный зал школы каждый день принимает ребят на занятия по художественной гимнастике, которые проводятся на базе школы тренером ДЮСШ №4. Ребята активные участники школьных спортивных состязаний и мероприятий и всегда готовы продемонстрировать показательные выступления.

Детская библиотека, являясь центром культуры, информации, досуга и поддержки образования, призвана содействовать просвещению и формированию информированных граждан, способных поддержать процветание России в будущем.

Следовательно, совместная работа школы и детской библиотеки не только оправдана, но и закономерна.

На время школьных каникул библиотекой разрабатываются и проводятся отдельные циклы досуговых мероприятий, в том числе и летняя программа отдыха детей. В то же время, коллектив детской библиотеки – филиала №1 работает по своим программам. Это программа курса «Информационная культура личности» для младших школьников, которая называется «Волшебная школа книжных премудростей». Игровая программа «Почитай – ка», познавательно – краеведческая программа «О тех и для тех, кто любит край родной». Одним из направлений в работе детской библиотеки является информационно – библиотечное сопровождение профессиональной деятельности педагогического коллектива школы.

Более 130 обучающихся нашего образовательного учреждения ежегодно получают музыкальное образование в МОУ ДОД «ДШИ – 45». Нашим ребятам очень повезло, что филиал этого учреждения расположен в здании школы. Центр дополнительного образования совместно с администрацией МОУ ДОД «ДШИ – 45» продумал план совместных мероприятий по музыкальному образованию. Музыкальные лектории «В мире музыки», которые организуются силами преподавателей и обучающихся музыкальной школы являются очень познавательными для наших детей и в тоже время вызывают, интерес и желание научиться играть на одном из музыкальных инструментов. На каждом школьном празднике ребята показывают своё мастерство в вокале, игре на музыкальном инструменте.

Дополнительное образование является востребованным, как для самих детей общеобразовательных учреждений, так и для их родителей.

В школе стало традицией проводить совместные мероприятия учреждений дополнительного образования культуры для родителей:

  1. День Знаний.
  2. Родительское собрание «Мир увлечений вашего ребёнка».
  3. «Папа, мама, я – читающая семья».
  4. «Весенняя капель».
  5. «Папа, мама, я – творческая семья».

Основными формами работы школьного Центра дополнительного образования с учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования являются:

  • организация занятий по интересам;
  • организация экскурсионных программ для обучающихся и их родителей;
  • организация концертных программ;
  • организация и проведение совместных традиционных праздников.

Благодаря тесному сотрудничеству охват обучающихся дополнительным образованием в нашем образовательном учреждении составляет 100%. Этому способствует и работа школы в режиме полного дня, составление единого расписания учебных занятий и занятий по интересам.

Информация о посещении кружков в учреждениях ДО и культуры.

Учреждения 2008 – 2009 учебный год 2009-2010 учебный год 2010 -2011 учебный год
МОУ ДОД «ДЮЦ» 346 354 360
МОУ ДОД «Городской центр детского технического творчества» (учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества); 100 156 200
МОУ ДОД «ДЮСШ- 4» - 28 30
МОУ ДОД «ДШИ – 45» 94 125 130
МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов»; - 25 60
  540 678 780

Совместная деятельность строится на принципах:

  1. Поддержки – забота о потенциальных партнёрах, которая выражается в информировании работы любого учреждения через школьные информационные стенды, родительские собрания, рекламные акции.
  2. Продуктивности – в этом случае потенциальные партнёры должны увидеть конечный результат своих усилий (вкладов). В школе ведется летопись достижений обучающихся, результаты помещаются на школьном сайте, на 1 этаже, фото победителей на школьной галерее звезд.

На всех этапах построения взаимодействия огромную роль играет мониторинг (обратная связь). На протяжении учебного года Центр дополнительного образования проводит анкетирование, социологический опрос среди обучающихся и родителей по следующим критериям: удовлетворенность социальным партнерством и активность уч-ся в школе (мониторинг участия в конкурсах различного уровня).

Итогом социального партнёрства в школе является повышение процента детей, активно участвующих в общественной деятельности образовательного учреждения, района и области.

Результаты работы центра.

Школьные занятия по интересам
Уровень Направление Результат
2009-2010гг.
Результат
2010-2011гг.
Всероссийский Декоративно-прикладное творчество   4 призовых места
Область Декоративно-прикладное творчество   11 участников
Город Хореография
(ансамбля народно – сценического танца «Золотаюшка» – рук. Сальхова Т.А.)
3 место 3 место
Отряд ЮИД (рук. Муратова Я.В.) 1, 2 место Участие
Дружина юных пожарных (рук. Муратова Я.В.) 2 место 1 место
Декоративно-прикладное творчество 22 призовых места 16 призовых мест
Видеотворчество   7 призовых мест
Вокальная группа «Дети Солнца»   3 место
Район Театральное творчество   3 место
Хореография
(ансамбля народно-сценического танца «Золотаюшка» – рук. Сальхова Т.А.)
1 место 2 место
Вокал (рук. Скрибченко Н.А.) 3 место 2 место
Вокальная группа «Дети Солнца»   3 место
Отряд ЮИД (рук. Муратова Я.В.) 1 место 1 место
Декоративно-прикладное творчество 5 призовых мест 13 призовых мест
Театральное творчество   2 место
Итоги занятий в учреждениях дополнительного образования и культуры
Уровень Направление Результат
2009-2010гг.
Результат
2020-2011гг.
Россия Вокал - 1 место
Конкурсы юных музыкантов
(МОУ ДОД «ДШИ – 45»)
- 4 призовых места
Область Конкурсы юных музыкантов
(МОУ ДОД «ДШИ – 45»)
- 2 места
Город Конкурсы юных музыкантов
(МОУ ДОД «ДШИ – 45»)
6 призовых мест 5 призовых мест
Вокал 1 призовое место 1 призовое место
Конкурс чтецов 1 призовое место Участие
Район Вокал 2 призовых места -
Итоги занятий по спортивному направлению
Уровень Направление Результат
2009-2010гг.
Результат
2020-2011гг.
Россия Спортивные танцы 3 призовых места 5 призовых места
Область Спортивные танцы 6 призовых мест 3 призовых мест
УШУ 1 призовое место 3 призовых места
Плавание 2 призовых места 1 призовое место
Фигурное катание - 1 призовое место
Авиамоделирование 2 призовых места 3 призовых места
Стрельба - 1 призовое место
Город Спортивные танцы 2 призовых места 2 призовых места
КАРАТЕ 8 призовых мест 11 призовых мест
Тхеквондо - 2 призовых места
Спортивное ориентирование - 6 участников

и 1 призовое место

Стрельба - 1 призовое место
Хоккей 1 призовое место 3 призовых места
Фигурное катание   1 призовое место
Легкая атлетика 3 призовых места 1 призовое место
Борьба (дзюдо) 2 призовых места 1 призовое место
Плавание 3 призовых места 2 призовых места
Шахматы 1 призовое место -
Район Плавание 3 призовых мест 5 призовых мест
Волейбол - 1 призовое место
Футбол 2 призовых места 2 призовых места

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования позволяет воспитательному Центру дополнительного образования использовать многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения.

Вовлечение общественных институтов в процесс развития образования нашей школы – необходимое условие для дальнейшего совершенствования социально-культурного партнёрства. Поэтому наше образовательное учреждение дорожит уже установленными связями и планирует дальнейшее расширение сети социальных партнёров.