Урок решения задач "На маленьком плоту…"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Класс 7 класс
Автор урока (ФИО, должность) Алферова Ольга Евгеньевна, учитель физики
Образовательное учреждение МОУ СОШ № 156
Республика/край, город/поселение Российская Федерация, г.о. Самара

Методическая информация

Тип урока Урок-обобщение с элементами лабораторной работы
Цели урока Повторение темы "Условия плавания тел. Подъемная сила" путем решения занимательных задач с использованием компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft Word PowerPoin изготовление модели плота.
Задачи урока Образовательная:

Повторить понятия: силы тяжести, силы Архимеда, подъемной силы; условия плавания тел;

Формировать умение рассчитывать и по данным расчетам изготавливать плот;

Отрабатывать методы решения качественных и расчетных задач.

Развивающая:

Развивать мотивацию к изучению физики;

Расширить кругозор учащихся.

Воспитательная:

Способствовать формированию ответственного отношения к учебе

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока В ходе урока учащиеся актуализируют понятия:силы тяжести, силы Архимеда, подъемной силы, плотности; приобретут умение изготавливать плот, решать качественные и расчетные задачи по теме "Условия плавания тел. Подъемная сила".
Необходимое оборудование и материалы Ноутбук, мультимедийный проектор, доска, стакан с водой, картофель, соль, спички, нить, линейка.

Ход урока

Орг. момент. Сообщение темы урока, его целей.

Мотивация. Вводное слово учителя

Вводное слово учителя: Сегодня мы с вами повторяем тему "Плавание тел". Нам предстоит решить ряд задач, а самое главное вам сегодня просто будет необходимо построить плот. Для этого вам понадобятся спички, нитки. Проверили готовность, в путь!

В синем небе облака,
А под ними мчит река.
По реке несется плотик,
На плоту мурлычет котик.

По реке плыть на плоту
Очень нравится коту.
В тростнике, вдруг плот застрял.
Кот полсуток размышлял:

Мимо уточка плыла,
Лапками гребла, гребла.
Плот рябой волной снесло,
Кот схватился за весло.

Скажите, пожалуйста, какие законы или явления физики в этом стихотворении вы встретили?

Конечно же, в нем идет речь о плавании тел.

Актуализация знаний: Повторение основных понятий темы. Презентация

(слайд 2)

Тело находится под водой. Какие силы действуют на него? Каково должно быть соотношение этих сил?

(слайд 3)

На все ли тела действуют сила Архимеда и сила тяжести? Объясните, почему монета утонула, свеча всплыла, а лед плавает в воде?

(слайд 4)

Найдите ошибки на этом слайде?

(слайд 5)

У каждого на столах есть стакан с водой и картофелина. Опустите ее в стакан с водой, что произошло? А теперь сделайте так, чтобы картофелина всплыла.

(слайд 6)

Вспомните мультфильм про козленка, который умел считать до десяти. В заключительной сцене капитан судна попросил посчитать всех находящихся на борту. Он сказал, что судно его выдержит только десятерых. Скажите, с точки зрения физики этого достаточно?

(слайд 7)

Самым большим из современных представителей является императорский пингвин (рост - 110-120 см, вес до 46 кг), самые мелкие - малый пингвин (рост 30-45 см, вес 1-2,5 кг). Определите объем льдины, которая переправит представителя от каждой группы.

(слайд 8)

Постановка проблемы (отрывок из мультфильма "Случай на плоту")

Небольшое сообщение. (слайд 9,10)

Плот - конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30-50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км. Древнейшее несамоходное плавучее сооружение (плавсредство). Появился, вероятно, раньше лодки, так как для постройки простейшего плота не требуется специальных инструментов, а материалы общедоступны. Из бальсового дерева был построен знаменитый плот Кон-Тики, на котором норвежский путешественник Тур Хейердал со своей командой совершил путешествие через Тихий океан к островам Полинезии.

В наше время надувной спасательный плот широко используются как спасательное средство наряду со шлюпками. Применяется для транспортировки леса (брёвен) по реками и водного туризма. Также в водном туризме применяется особая разновидность плота - честер. Его основными отличиями от плота являются способ гребли - для управления используются не греби, а обычные вёсла, которые гребцы держат в руках, - а также посадка гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна.

Для переправы через реку строят небольшой плот - салик для переправ. Такой салик для одного-двух человек может состоять всего из двух бревен.

Плоты также применяются для лесосплава.

Что нужно знать, для того, чтобы построить плот?

Рассчитываем и строим плот, который выдержал бы 10 рублевую монету (Диаметр спичек считаем, используя метод рядов).

Домашнее задание: повторить определения и формулы; придумать три занимательные задачи на данную тему.

Используемая литература и источники.

А.В. Перышкин Физика 7 класс. Москва "Дрофа" 2000 г.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Плот

5. http://live.1001chudo.ru/japan_940.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пингвиновые