- Образовательные цели: сформировать у учащихся понятие об основных тенденциях развития семьи в современной России. Определить факторы, влияющие на общие демографические процессы. Раскрыть специфику неполных семей. Привлечь внимание учащихся к проблеме Депопуляции.
- Развивающие цели: способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы.
- Воспитательные цели: содействовать гражданскому и нравственному воспитанию учащихся. Продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.
Оборудование урока:
- Компьютер, проектор, экран.
- Компьютерная презентация по теме урока.
- Учебник “Обществознание”, для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., 2009, стр. 193 – 202.
- Рабочий лист.
- Проверочный тест.
Форма урока: лекция-визуализация с применением проектной деятельности.
Этапы урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки. Знакомство учащихся с планом работы на уроке. Разъяснение порядка работы учащихся в группах (5 минут).
2. Лекция-визуализация (35 минут).
План изучения нового материала:
1) Тенденции развития семьи в современной России.
Актуализация знаний учащихся. Сообщение учащимся целей и задач урока:
Проанализировать демографическую ситуацию в современной России на основе имеющихся статистических данных.
Выявить негативные тенденции демографической ситуации в России, оценить ситуацию.
Определить, как Правительство РФ решает демографические проблемы. (Слайды 1-2)
Самые популярные СМИ бьют тревогу из-за кризиса семьи и семейных ценностей. Выходит огромное количество различных передач, пишется масса статей о количестве населения РФ, о высокой смертности, низкой рождаемости, о детях-сиротах. Всё это не случайно. (Слайд 3)
Ещё раз напоминаю тему нашего урока: “Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи”. Что такое демография? Демография — это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. (Слайд 4)
По данным Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, население Земли 31 октября 2011года достигло 7 миллиардов человек. "Юбилейным" новорожденным стал россиянин – Петр Николаев весом 3,6 кг и ростом 50 см, родившийся в 00:02 в городе Калининграде. (Слайд 5)
Демографическая ситуация в обществе тесно взаимосвязана с деятельностью института семьи. Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. (Слайд 6)
Данные статистики и социологических опросов дают довольно противоречивую картину состояния семьи в современной России. Отмечается: рост регистрируемых браков, увеличение возраста вступающих в брак, увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребёнка в семье, увеличение числа разводов, сокращение среднего размера семьи, снижение экономической роли мужчины в семье. Усиливаются проблемы, препятствующие браку: отсутствие жилья, достойного заработка; недостаточная социально - психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров. Снижается эффективность взаимодействия между поколениями в семье. (Слайды 7-8)
Демографы считают, что для обеспечения стабильности численности населения необходимо, чтобы рождаемость составляла в среднем 2,5 – 3 ребёнка на одну женщину. Во многом демографическая ситуация обусловлена преобладанием в стране сложившегося типа семьи. По мнению социологов, модель типичной семьи в современном индустриальном обществе – это семья полная, нуклеарная, состоящая из одной пары супругов с детьми и находящаяся в зарегистрированном браке, работающих в семье двое. Среднее число членов - семьи – 3,6 человека. (Слайд 9)
2) Проблема неполных семей.
Разговор о современной семье не может быть ограничен моделью идеальной семьи. Отклонениями от идеальной модели являются:
- неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов семьи;
- распавшаяся семья, из-за намеренного ухода одного из супругов, аннулирование брака, развод; (Слайд 10)
- семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и пр.;
- семья как “пустая оболочка”, когда супруги живут вместе по принуждению или фиктивный брак. (Слайд 11)
Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и незарегистрированных фактических семейных союзов – с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Однако очевидно, что распад или ослабление семейных связей, приводят к росту неполных семей. Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. (Слайд 12).
Выделяют следующие типы неполных семей: материнская, отцовская, осиротевшая, небрачная, распавшаяся. (Слайд 13).
Среди причин, способствующих увеличению неполных семей, демографы называют: неподготовленность молодежи к браку; распространение добрачных связей; изменение моральных норм во взаимоотношениях полов; утрата семьей своей производственной функции; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания одного из партнёров; изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины. (Слайд 14).
Растет число детей, родившихся вне брака, за период 1994 - 2000 гг. их доля возросла с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака. В любой неполной семье возникает множество проблем: материальные проблемы; дефицит полноценных семейных отношений; ребёнок лишён положительного образца для подражания в освоении роли семьянина; неполные семьи не могут полноценно выполнять репродуктивную функцию. (Слайд 15).
3) Современная демографическая ситуация в РФ.
Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени. (Слайд 16)
Первая Всероссийская Перепись населения была проведена в 1897 г., её инициатором стал П.П.Семёнов-Тян-Шанский, русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель. (Слайд 17)
Всероссийская перепись населения является
основным источником формирования федеральных
информационных ресурсов, касающихся численности
и структуры населения,
его распределения по территории России в
сочетании с социально-экономическими
характеристиками, национальным и языковым
составом населения, его образовательным уровнем.
(Слайд 18)
Учёные с тревогой констатируют, что в демографическом положении России наблюдается достаточно сложные тенденции. Назовём наиболее существенные из них. Число Россиян убывает. По предварительным данным переписи 2010 года население России в 2010 г. по сравнению с 2002 г. сократилось на 2,2 млн человек (1,6%). Численность населения России с 145 млн 167 тыс. человек сократилась до 142 млн 905 тыс. человек. Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире. В Удмуртии проживет 1 млн 522 700 человек. (Слайд 19).
Перепись 2010 г. показала, что численность женщин на 10 млн превышает мужчин. По данным последней переписи, в России зарегистрировано 76 млн 700 тысяч женщин и 66 млн 205 тысяч мужчин. В процентном соотношении это составит 53,8% и 46,2%. По 2002 году данные похожие: 53,4% и 46,6%, так что положение осталось прежним. (Слайд 20)
Учащимся предлагается проанализировать диаграмму. (Слайд 21) После обсуждения учащиеся должны прийти к следующим выводам: Преобладание численности женщин над мужчинами начинается с 33-летнего возраста. После 60 летнего рубежа, численность женщин, по отношению к мужчинам этой же возрастной группы, увеличивается в два раза.
В большинстве российских регионов зафиксировано сокращение числа жителей, но в некоторых отмечен прирост. По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 % населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Российской Федерации. (Слайд 22)
Население России не воспроизводится с середины 60-х гг. прошлого века. Об этом свидетельствуют данные таблицы “Динамика численности населения России”. (Слайд 23)
Основными критериями оценки демографической ситуации являются смертность и рождаемость. Всего в период с 1992 по 2010 гг. в РФ умерло 40 674 тыс. человек, родилось 27 564 тыс. человек (Слайд 24)
Ситуация, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивается специалистами как депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения. Последствия депопуляции:
1. Сокращение трудового потенциала.
2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.
3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.
4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.
В демографии существует так же понятие демографический “взрыв”. (Слайд 25)
Причинами неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ) являются: бедность населения (44%), снижение значения ценности семьи (22%), результат государственной социальной политики (21%), состояние здоровья женщин (13%). (Слайд 26)
За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был “суженным” прирост населения. Это - Первая мировая война, Вторая мировая война, период массовых репрессий и 90-е годы - резкое падение рождаемости из-за трудностей перехода к рыночной экономике. (Слайд 27)
Несмотря на отрицательную динамику роста населения в целом, в отдельных регионах РФ наметился прирост населения, в процентном соотношении к 2002 г.: Республика Дагестан – 115,6%; Чеченская Республика – 115%; Карачаево-Черкесская Республика – 108,9%; г.Москва – 110%; Московская область – 107%; Ханты-Мансийский АО – 106%; г.Санкт-Петербург, Тюменская область – 104%; Ямало-Ненецкий АО, Ленинградская область, Краснодарский край – 102% . (Слайд 28) Что касается ситуации, сложившейся в нашем районе, то за последние годы, по данным отдела ЗАГС Игринского района, показатели рождаемости превысили смертность. Эти показатели совпадают с данными по УР. (Слайд 29)
Есть ли выход из сложившейся в нашей стране демографической ситуации? Этот вопрос поможет разрешить демографическая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. (Слайд 30)
3. Рефлексия: Проверочный тест (Приложение 1) (5 минут).
4. Работа над мини - проектом (20 минут).
Учащиеся делятся на три группы. В учебнике, на стр. 200 – после параграфа 17 приведен документ – отрывок из Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция была одобрена Правительством РФ в сентябре 2001 года. Цель Концепции – показать задачи для достижения положительной динамики демографического развития. Работа с рабочим листом (Приложение 2).
- Первая группа – задача в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни.
- Вторая группа – задача в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
- Третья группа – задача в области миграции и расселения.
5. Обсуждение мини-проектов (15 минут).
6. Взаимооценка работы в группе (2 минуты).
7. Общий вывод по теме (3 минуты)
Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию – сниженное воспроизводство и сокращение численности населения. Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, падения экономической активности населения, его старения. (Слайд 31)
8. Домашнее задание: параграф 17. В качестве творческого задания учащимся предлагается раскрыть смысл высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра: “Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности” (Слайд 32) (2 минуты)
9. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке. (Слайды 33 – 34) (3 минуты).