Введение.
Работа учителя начальных классов многогранна. В процессе учебной деятельности педагогу приходиться применять различные по характеру и содержанию методы обучения для достижения стабильных результатов в знаниях учащихся.
Не секрет, что русский язык, не всегда стоит в списке любимых предметов у школьников на первом месте, а это порой осложняет усвоение базовых знаний. Сделать работу на уроке увлекательной, вызывающей познавательный интерес детей - одна из первостепенных задач педагога. В этом заключена актуальность данной работы.
Разнообразие методической литературы дает учителю массу возможностей в построении своего рабочего плана к каждому уроку, но и требует многочасовой подготовки демонстрационного и дидактического материала. С развитием новых технологий, введением компьютеризации в образовательный процесс, многое упростилось. Представилась возможность использовать на уроках информацию сети Интернет, делиться опытом, работать с детьми в рамках учебного проекта, самосовершенствоваться.
Вашему вниманию представлена работа, в которой речь пойдет об организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-3 классах начальной школы. Используя в своей работе методическое пособие С.Ю. Кремневой "Словарные диктанты" к учебнику Т.Г. Рамзаевой, я добилась разнообразия ежеурочной деятельности в организации работы над словарными словами. Эти пособия позволяют увеличить словарно-лексический запас слов каждого ученика, увеличить концентрацию внимания учащихся, работают над формированием произвольного внимания у ребят, над увеличением объема памяти и повышением интереса к изучаемому материалу. Однако, я попыталась сделать процесс изучения еще более увлекательным через применение компьютерной программы "Презентация Power Point". Теперь картинки и словарные слова словно "ожили" - научились появляться и исчезать по одному только велению учителя, а составленные в этой программе кроссворды можно использовать многократно.
В данной работе представлены лишь некоторые виды словарной работы - комбинированные, буквенные, зрительные, этимологические и некоторые виды игровых форм ("Словарные квадраты", "Кроссворды", "Ребусы"). Все они направлены на изучение новых слов на этапе первичного знакомства, но возможно их применение и при закреплении. Материал разбит по годам обучения. Тем не менее, изученный ранее материал (например, в 1-2 классе) может применяться в следующем классе для закрепления навыка грамотного письма слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Для проведения данных видов работ необходимо минимум - наличие компьютера в классе, максимум - компьютера и мультимедийного проектора, а также умение учителя работать в программе "Презентация PowerPoint".
Организация словрно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-3 классах начальной школы.
Данная работа поможет учителю интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, затрачивая минимум времени на ее проведение. Также предоставлен большой объем слов для повторения и расширения словарного запаса.
Материал подобран таким образом, чтобы словарные слова повторялись много раз в разных заданиях, это позволяет учащемуся прочно запомнить правильное написание слова. Включены занимательные и увлекательные задания, которые повышают интерес к родному языку, обеспечивают наилучший развивающий эффект и мотивацию обучения.
Виды диктантов
Выборочный диктант - развивает умение выделять необходимые слова на слух.
Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такую же работу можно проводить, используя текст. Учитель читает весь текст целиком, а учащимся предлагается сосчитать количество словарных слов, которые встретились в тексте и записать количество слов в тетрадь. Во время проверки ученики устно называют эти слова. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, разнообразит виды работ со словарными словами, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро и точно выбирать слова.
Комбинированный диктант - позволяет учителю увеличить материал для работы со словарными словами, поможет повторить ранее пройденные, закрепить вновь изученные орфограммы.
Цифровой диктант - развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу разнообразной, интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить написание словарных слов. Например, учитель диктует слова: ученик, учитель, медведь, пенал, ветер, весело. Ученик шифрует буквы: 1, 1, 1, 1, 1. В этих словах пишется буква е, поэтому цифры одинаковые. Когда работа будет проделываться многократно, ученики, путем сравнений и анализа, запоминают группы слов с безударными гласным е, а в остальных случаях надо писать и.
Буквенный диктант - так же позволяет разнообразить виды работ, развивает орфографическую зоркость, вызывает интерес у учащихся к предмету, позволяет экономить время на уроке. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову.
Зрительный диктант - нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов (например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работы заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.
Письмо по памяти. Цель - "впитать" новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимися работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям даётся возможность проверить написанное.
Слуховой диктант (контрольный) - проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.
Этимологический диктант - содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.
Диктант с однокоренными словами - позволяет провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.
Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты - предполагают образование у учащихся некоторых лексических представлений, формируют понятия, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к русскому языку.
1 - 2 год обучения.
В него вошли иллюстрации к изучаемым словарным словам. При необходимости их можно использовать для демонстрации при изучении лексического значения слова. В последствии, возможна организация иллюстративного диктанта, при котором учащиеся самостоятельно подбирают подходящее словарное слово на ту или иную картинку. Последовательность и количество необходимого материала определяет сам учитель.
Диктант в ребусах. Данный вид работы представлен в виде картинных ребусов, сменяющих друг друга. К каждому ребусу прилагается слово-отгадка, которое появляется по щелчку левой кнопки компьютерной мыши. Количество материала и последовательность определяет сам учитель.
Подбери рифму. Данный вид работы предполагает отсутствие в строчках отдельных рифмующихся словарных слов, которые вставляют сами учащиеся. Проверка правильности выполнения работы проводится после каждого записанного слова.
Отгадай загадку. Данная работа содержит в себе материал, который направлен на изучение народного фольклора, развитие мышления, памяти и внимания, формирование навыка детального анализа по описательным характеристикам, подкрепленного иллюстративным материалом.
Замени предложение. Пословицы. Данный вид работы содержит информацию о лексическом значении словарного слова, формирует понятия, способствует расширению словарного запаса учащихся, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в речи, расширяют интерес к родному языку.
Кто. Что. Данный вид работы направлен на формирование у учащихся знаний об одушевленных и неодушевленных предметах, навыка лексического анализа слова.
Сквозной кроссворд. В игровой форме проходит этот вид работы. Учитель предлагает учащимся вторую и последнюю букву заданных слов. Учащиеся, опираясь на свои знания словарных слов, восстанавливают запись в таблице с опорой на подсказку.
3 год обучения.
В него вошли иллюстрации к изучаемым словарным словам. При необходимости их можно использовать для демонстрации при изучении лексического значения слова. В последствии, возможна организация иллюстративного диктанта, при котором учащиеся самостоятельно подбирают подходящее словарное слово на ту или иную картинку. Последовательность и количество необходимого материала определяет сам учитель.
Диктант в ребусах. Данный вид работы представлен в виде картинных ребусов, сменяющих друг друга. К каждому ребусу прилагается слово-отгадка, которое появляется по щелчку левой кнопки компьютерной мыши. Количество материала и последовательность определяет сам учитель.
Отгадай загадку. Данная работа содержит в себе материал, который направлен на изучение народного фольклора, развитие мышления, памяти и внимания, формирование навыка детального анализа по описательным характеристикам, подкрепленного иллюстративным материалом.
Лексический диктант. Данный вид работы содержит информацию о лексическом значении словарного слова, формирует понятия, способствует расширению словарного запаса учащихся, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в речи, расширяют интерес к родному языку.
Кроссворды. Данный вид работы может применяться только при закреплении пройденного материала. Причем сам кроссворд может быть распечатан для каждого учащегося в отдельности или продемонстрирован только у доски.
Все эти виды работ могут использовать как самостоятельно, так и в комбинации с письменной работой учащихся у доски и в тетради.
Для проведения работы по вариантам можно увеличить количество слов путем совмещения двух презентаций, где каждое нечетное слово записывает первый вариант, каждое четное - второй.
Заключение.
Если говорить о результативности моей работы в выбранном направлении, то хочется отметить, что с применением разных видов работы при организации словарно-орфографической работы улучшился качественный показатель работ учащихся, даже дети с ослабленным здоровьем справляются с данной работой, правда с переменным успехом, но у нас все еще впереди. Благодаря же информационным технологиям мне удается поддерживать интерес детей к урокам русского языка и их любознательность.
Думаю, учителя начальных классов по достоинству оценят данный практический материал. Желаю Вам творческих успехов и ученических побед!