Урок информатики по теме "Файлы и папки (каталоги)". 3-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Формы проведения урока: лекционно-практический метод, демонстрация.

Цели урока: Помочь учащимся осознать практическую значимость систематизации информации с помощью папок и файлов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • получить представление об иерархической структуре компьютера;
  • изучить основные понятия: файл, папка, расширение и имя файла;
  • рассмотреть на практике операции с файлами и папками.

Развивающие:

  • развить умение ориентироваться в дереве каталогов;
  • развить навык выполнения операций над файлами: копирование, переименование, вставка, удаление;
  • развить интерес к изучению информатики.

Воспитательные:

  • воспитать чувство ответственности  за программное обеспечение (системные каталоги) размещённое на диске.

В результате освоения материала урока:

Учащиеся должны знать:

  • об основных способах организации информации;
  • владеть понятиями: файл, папка (каталог, директория), имя файла;
  • уметь оперировать этими понятиями;
  • знать основные правила в описании файлов и папок;

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять операции с файлами и папками.

 

Материалы и оборудование:

ПК учителя, проектор, ПК ученика, учебник 3 класса "Мой инструмент компьютер", карточки с названиями операций (Приложение 1), карточки для записи алгоритма (Приложение 2).

Основополагающий вопрос:

Что такое файл? Как создавать и перемещать файлы?

План урока

Этап Время Примечания
1 Орг. момент 5 мин Организационный момент урока. Повторение правил ТБ.
2 Повторение изученного материала 7 мин Работа с учебником (с. 34)

Повторить понятия "Файл", "Имя файла",

"Папки. Создание папок", операции с файлами и папками.

Постановка задачи практической работы. Работа с раздаточным материалом – составление алгоритма для выполнения задания.

3 Физкультминутка 2 мин Разминка для рук
4 Практическая работа 15 мин Практическое задание (разместить файлы в папках и переименовать).

Выставление оценок.

5 Физкультминутка 4 мин Двигательная гимнастика
6 Закрепление изученного материала 7 мин Анимация "Файлы и папки" Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Фронтальный опрос.

7 Подведение итогов 5 мин Подведение итогов занятия.

1. Организационный момент урока 5 мин

(Презентация 1, Слайд 1,2)

Сегодня вам ребята предстоит выполнить практическую работу. А инструмент, который мы будем использовать для этой работы - компьютер. Прежде чем приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности.

2. Повторение изученного материала 7 мин

(Презентация 1, Слайд 3)

Что такое файл? (часть память компьютера, у которой есть имя)

Для чего нужны папки? (для сортировки файлов)

Вы уже знаете, что меню, которое можно вызвать щёлкнув правой кнопкой мыши, называется контекстным. А как с помощью этого меню создать папку? (ПКМ по свободному полю и выбрать пункт создать).

А какие операции можно выполнять с файлами и папками? (создать, сохранить, копировать, вырезать, вставить, открыть, переименовать, переместить, удалить) Ученик, назвавший операцию прикрепляет карточку на доску, карточки будут находиться на доске на протяжении всего урока (Приложение 1).

(Презентация 1, Слайд 4)

Вам предстоит выполнить практическую работу. Перед вами папка, в которой находится 9 файлов. Эти файлы уже имеют имена, но давайте посмотрим, соответствуют ли они содержимому файлов? (Нет, файл с изображением пчелы лучше назвать "пчела") Эти файлы нужно переименовать.

А на какие три группы можно разделить эти файлы? (Насекомые, техника, пейзажи). Для каждой группы лучше создать отдельную папку и поместить туда файлы. Например, создадим папку "Насекомые" и разместим в ней файлы "пчела", "муха" и "жук".

Для того чтобы навести порядок в этой папке вам нужно переименовать файлы и разместить их по папкам.

(Презентация 1, Слайд 5)

А теперь давайте составим план выполнения работы. Перед вами карточки с командами (Приложение 2). Как вы считаете, какая команда должна быть первой?

Мы составили план действий и записали команды по-порядку. Как называется план действий записанный по порядку? (алгоритм) А как называется такая запись алгоритма, когда каждая строчка нумеруется? (построчная запись)

3. Физкультминутка для рук 2 мин

Перед тем, как выполнить работу на компьютере, нужно размять ручки и пальчики. Монитор - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), которое выводит зрительную информацию (закрыть/открыть глаза ладошками).

Колонки - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать два прямоугольника), которое выводит звуковую информацию (закрыть/открыть ушки ладошками).

Клавиатура - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), которое позволяет вводить символы (изобразить руками процесс набора текста) и команды (погрозить пальцем).

Компьютерная мышь - это устройство компьютера (изобразить движения мыши по коврику), которое позволяет вводить команды (погрозить пальцем).

Системный блок - это корпус (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), внутри которого находятся устройства, которые позволяют хранить (обнять себя руками) и обрабатывать информацию (в воздухе водить руками по кругу).

Повторить несколько раз в различном порядке.

4. Практическая работа 15 мин.

Теперь приступим к работе. Скопируйте файл с заданием в свою папку.

Теперь выполните все действия составленного алгоритма по порядку.

Учитель проверяет задание у каждого ученика и выставляет оценку.

5. Динамическая физкультминутка 4 мин (Приложение 3)

(Презентация 1, Слайд 6)

6. Закрепление изученного материала 7 мин

(Презентация 1, Слайд 7)

На уроке мы обсуждали тему “Файлы и папки” и выполнили практическую работу. Мы выяснили, что файл – это часть памяти компьютера, у которой есть имя. Сейчас давайте посмотрим – зачем нужны папки и как их по другому называют. В конце просмотра вас ждут несколько вопросов – слушайте внимательно! Просмотр видеофрагмента "Анимация "Файлы и папки" единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

(Презентация 1, Слайд 8)

Вопросы по фильму:

  • Как по-другому называют папки? (директории)
  • Что такое файл?
  • Для чего нужны папки?
  • По какому принципу файлы собирают в папке?
  • Может ли в папке находиться другая папка?
  • Можно ли в одной папке создавать файлы с одинаковыми названиями?

7. Подведение итогов урока 5 мин

(Презентация 1, Слайд 9)

  • С каким настроением вы работали на уроке?
  • Скажите, а что нового вы для себя открыли сегодня?
  • Какое задание у вас вызвало затруднение?
  • Какое задание показалось вам наиболее интересным?

Ребята, сегодня мы выяснили, как лучше называть файлы и папки, чтобы их было легко найти. Таким образом, файлы и папки будут в порядке!

Приложения: