Формы проведения урока: лекционно-практический метод, демонстрация.
Цели урока: Помочь учащимся осознать практическую значимость систематизации информации с помощью папок и файлов.
Задачи урока:
Образовательные:
- получить представление об иерархической структуре компьютера;
- изучить основные понятия: файл, папка, расширение и имя файла;
- рассмотреть на практике операции с файлами и папками.
Развивающие:
- развить умение ориентироваться в дереве каталогов;
- развить навык выполнения операций над файлами: копирование, переименование, вставка, удаление;
- развить интерес к изучению информатики.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности за программное обеспечение (системные каталоги) размещённое на диске.
В результате освоения материала урока:
Учащиеся должны знать:
- об основных способах организации информации;
- владеть понятиями: файл, папка (каталог, директория), имя файла;
- уметь оперировать этими понятиями;
- знать основные правила в описании файлов и папок;
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять операции с файлами и папками.
Материалы и оборудование:
ПК учителя, проектор, ПК ученика, учебник 3 класса "Мой инструмент компьютер", карточки с названиями операций (Приложение 1), карточки для записи алгоритма (Приложение 2).
Основополагающий вопрос:
Что такое файл? Как создавать и перемещать файлы?
План урока
№ | Этап | Время | Примечания |
1 | Орг. момент | 5 мин | Организационный момент урока. Повторение правил ТБ. |
2 | Повторение изученного материала | 7 мин | Работа с учебником (с. 34) Повторить понятия "Файл", "Имя файла", "Папки. Создание папок", операции с файлами и папками. Постановка задачи практической работы. Работа с раздаточным материалом – составление алгоритма для выполнения задания. |
3 | Физкультминутка | 2 мин | Разминка для рук |
4 | Практическая работа | 15 мин | Практическое задание (разместить файлы
в папках и переименовать). Выставление оценок. |
5 | Физкультминутка | 4 мин | Двигательная гимнастика |
6 | Закрепление изученного материала | 7 мин | Анимация "Файлы и папки" Единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов. Фронтальный опрос. |
7 | Подведение итогов | 5 мин | Подведение итогов занятия. |
1. Организационный момент урока 5 мин
(Презентация 1, Слайд 1,2)
Сегодня вам ребята предстоит выполнить практическую работу. А инструмент, который мы будем использовать для этой работы - компьютер. Прежде чем приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности.
2. Повторение изученного материала 7 мин
(Презентация 1, Слайд 3)
Что такое файл? (часть память компьютера, у которой есть имя)
Для чего нужны папки? (для сортировки файлов)
Вы уже знаете, что меню, которое можно вызвать щёлкнув правой кнопкой мыши, называется контекстным. А как с помощью этого меню создать папку? (ПКМ по свободному полю и выбрать пункт создать).
А какие операции можно выполнять с файлами и папками? (создать, сохранить, копировать, вырезать, вставить, открыть, переименовать, переместить, удалить) Ученик, назвавший операцию прикрепляет карточку на доску, карточки будут находиться на доске на протяжении всего урока (Приложение 1).
(Презентация 1, Слайд 4)
Вам предстоит выполнить практическую работу. Перед вами папка, в которой находится 9 файлов. Эти файлы уже имеют имена, но давайте посмотрим, соответствуют ли они содержимому файлов? (Нет, файл с изображением пчелы лучше назвать "пчела") Эти файлы нужно переименовать.
А на какие три группы можно разделить эти файлы? (Насекомые, техника, пейзажи). Для каждой группы лучше создать отдельную папку и поместить туда файлы. Например, создадим папку "Насекомые" и разместим в ней файлы "пчела", "муха" и "жук".
Для того чтобы навести порядок в этой папке вам нужно переименовать файлы и разместить их по папкам.
(Презентация 1, Слайд 5)
А теперь давайте составим план выполнения работы. Перед вами карточки с командами (Приложение 2). Как вы считаете, какая команда должна быть первой?
Мы составили план действий и записали команды по-порядку. Как называется план действий записанный по порядку? (алгоритм) А как называется такая запись алгоритма, когда каждая строчка нумеруется? (построчная запись)
3. Физкультминутка для рук 2 мин
Перед тем, как выполнить работу на компьютере, нужно размять ручки и пальчики. Монитор - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), которое выводит зрительную информацию (закрыть/открыть глаза ладошками).
Колонки - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать два прямоугольника), которое выводит звуковую информацию (закрыть/открыть ушки ладошками).
Клавиатура - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), которое позволяет вводить символы (изобразить руками процесс набора текста) и команды (погрозить пальцем).
Компьютерная мышь - это устройство компьютера (изобразить движения мыши по коврику), которое позволяет вводить команды (погрозить пальцем).
Системный блок - это корпус (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), внутри которого находятся устройства, которые позволяют хранить (обнять себя руками) и обрабатывать информацию (в воздухе водить руками по кругу).
Повторить несколько раз в различном порядке.
4. Практическая работа 15 мин.
Теперь приступим к работе. Скопируйте файл с заданием в свою папку.
Теперь выполните все действия составленного алгоритма по порядку.
Учитель проверяет задание у каждого ученика и выставляет оценку.
5. Динамическая физкультминутка 4 мин (Приложение 3)
(Презентация 1, Слайд 6)
6. Закрепление изученного материала 7 мин
(Презентация 1, Слайд 7)
На уроке мы обсуждали тему “Файлы и папки” и выполнили практическую работу. Мы выяснили, что файл – это часть памяти компьютера, у которой есть имя. Сейчас давайте посмотрим – зачем нужны папки и как их по другому называют. В конце просмотра вас ждут несколько вопросов – слушайте внимательно! Просмотр видеофрагмента "Анимация "Файлы и папки" единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
(Презентация 1, Слайд 8)
Вопросы по фильму:
- Как по-другому называют папки? (директории)
- Что такое файл?
- Для чего нужны папки?
- По какому принципу файлы собирают в папке?
- Может ли в папке находиться другая папка?
- Можно ли в одной папке создавать файлы с одинаковыми названиями?
7. Подведение итогов урока 5 мин
(Презентация 1, Слайд 9)
- С каким настроением вы работали на уроке?
- Скажите, а что нового вы для себя открыли сегодня?
- Какое задание у вас вызвало затруднение?
- Какое задание показалось вам наиболее интересным?
Ребята, сегодня мы выяснили, как лучше называть файлы и папки, чтобы их было легко найти. Таким образом, файлы и папки будут в порядке!
Приложения:
- Приложение 1 - текстовый файл, карточки - операции с файлами и папками;
- Приложение 2 - текстовый файл, раздаточный материал (алгоритм);
- Приложение 3 - физкультминутка в формате SWF;
- Приложение 4 - файлы для выполнения задания;
- Видеофрагмент ресурса "Анимация "Файлы и папки" Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/114401/?interface=pupil&class=44&subject=19).