Особенности профессий типа "Человек–человек"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (777 кБ)


Цели:

  • Проверить коммуникативные навыки учащихся;
  • Обратить их внимание на особенности профессий типа “человек–человек”;
  • На основные – требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми, и на те действия, которые наиболее характерны для профессий данного типа.

Ход занятия

1. Вводное слово учителя.

2. Беседа.

Вместе с учащимися он вспоминает сказки, рассказы из детских книжек или мультфильмы, в которых герои имеют “профессию” типа “человек–человек” (Дядя Степа, Баба-яга, почтальон Печкин, Доживем до понедельника, Мойдодыр). Учитель задает учащимся следующие вопросы: “Какие ПВК этих героев вы можете назвать? Хорошо ли они справлялись со своей работой, подходит ли она им?” происходит обсуждение, подводятся итоги.

3. Упражнение “Угадай профессию”.

Каждый учащийся получает карточку с названием профессии типа “человек–человек”. Задача - без слов изобразить человека этой профессии так, чтобы остальные догадались, что было написано на вашей карточке. После проигрывания пантомим учащиеся ищут общие черты, присущие людям этого типа профессий. Учитель записывает их на доске:

Предполагают частое общение с людьми.

  • Предполагают наличие у человека понятие о культуре поведения, соблюдение им норм и правил вежливости, морали и хорошего тона.
  • В профессиях этого типа более вероятно возникновение конфликтных ситуаций.
  • Человек должен уметь не допускать возникновения конфликта. А если он все-таки возник, то уметь грамотно из него выйти, найти компромиссное решение.
  • Человек должен быть гибким, должен уметь со всеми договориться и т.д.

Обсуждение и подведение итогов.

Презентация: Особенности профессий типа “человек–человек”.

1 слайд - Процесс трудовой деятельности человека

2 слайд – определение типа человек - человек

3 слайд – ведущие предметы труда

4 слайд - Подтипы профессий типы - “человек-человек”

5 слайд - ПВК профессий типа “человек-человек”

6 слайд – перечень профессий

7 слайд - Требования к качествам работника

4. Упражнение “4 стороны света”.

Учащиеся делятся на 4 команды; 1-я – “Север”, 2-я –“Юг”, 3-я – “Запад”, и 4-я – “Восток”.

Учитель (рассказывает древнюю притчу). Давным- давно жило-было одно древнее племя. Поселение располагалось на берегу большой реки, которую люди племени считали святой. Но однажды случилась беда: река изменила свое русло. Тогда племя разделилось на 4 группы: одни никогда не уйдут с насиженных мест, так как это их родина и они уже слишком стары, чтобы куда-то идти; другие пошли ба, да не могут бросить своих старых родителей, бабушек и дедушек, которые не могут уйти; третьи решили пойти и вернуть реку в старое русло, а четвертые собрали все свои пожитки и ушли жить на новое русло реки. Плохо жилось племени из-за этого разделения. Но однажды прилетел волшебник и сказал: “Я выполню любое ваше желание, если вы объединитесь в одно племя”.

Задача учащихся – решить ситуацию придумать желание, которое загадает все племя. По итогам игры делаются выводы об умении учащихся договариваться, объединяться для решения проблем

5. Определение понятия “конфликт”, обсуждение конфликтных ситуаций.

Учитель. В процессе прошедшей игры вы пытались договориться друг с другом. У кого-то это получилось быстро и легко, у кого-то вызвало определенные трудности. Согласитесь, в повседневной жизни нам не всегда удается договориться, тогда возникает конфликт. Давайте попробуем дать определение понятию “конфликт”.

Учащиеся дают свое определение понятию, после чего учитель дает его научное определение.

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Учащимся поочередно предъявляются картинки, изображающие конфликтную ситуацию, каждую из которых учитель комментирует. Представьте себе что:

  • Вы библиотекарь. К вам в библиотеку пришла женщина и требует, чтобы вы выдали ей 3 книги, но по правилам внутреннего распорядка вы имеете право выдавать только по 1 книге.

Ваши действия.

  • Вы часовщик к вам приходит одна из клиенток и сообщает, что уже не первый раз приносит к вам в ремонт эти часы. Когда она их забирает из мастерской, они идут, но как только она приносит их домой, они останавливаются. В связи с этим она требует починить их бесплатно , так как считает, что вы “схалтурили” при ремонте ее часов.
  • Вы маркетолог. Начальство поручило вам короткие сроки изучить ситуацию на рынке и представить полный отчет к четвергу. Три дня вы работали над отчетом, забыв про еду и сон. К четвергу отчет был готов, но перед самым совещанием ваш коллега случайно его порвал (испортил). Ваша реакция.
  • Вы водитель собственной газели. Чтобы выйти на маршрут, вам необходимо получить разрешение и утвердить маршрут у начальника автоколонны. Вы приходите к нему по этому вопросу уже четвертый раз, выстаиваете длинные очереди с самого утра, но у него все нет на вас времени. И вот, наконец, вы попадаете к нему в кабинет, а он говорит, что сегодня не приемный день. Ваша реакция.
  • Вы горничная в дорогом отеле. Один из постояльцев разбил вазу в одном из номеров и отказывается оплатить ее стоимость. Ваши действия.
  • Вы официант в дорогом ресторане. Один из клиентов заказал дорогое блюдо, а когда его принесли и он его попробовал, отказался оплатить это блюдо, аргументируя это тем, что оно было невкусным. Ваши действия.

Обсуждение каждой ситуации

Учитель. К. Томас выделил следующие типы реагирования в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, приспособление, уклонение, противоборство. Давайте выясним какой тип реагирования в конфликтной ситуации характерен для вас.

6. Тестирование типа реагирования в конфликтных ситуациях.

Проводится тестирование.

7. Подведение итогов занятия.

  • Обсуждаются результаты тестирования, даются рекомендации учащимся с деструктивным типом реакции
  • Легка ли работа, связанная с общением?
  • Интересна ли она?
  • Что для вас было бы самым сложным в ней?

8. Задание на дом.

Написать эссе на тему – “станет ли общение моей профессией”.