Цели урока:
- Познакомиться с письменными приемами сложения и вычитания.
- Продолжить работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел: построение натурального ряда, состав чисел и их сравнение.
- Развивать умения решать текстовые задачи.
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения
- Развивать организационные общеучебные умения, контролировать себя, самостоятельно оценивать результат своих действий
- Развивать метапредметные умения.
Ход урока
1.Организационный этап.
Я рада снова вас видеть на уроке математики. Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с гостями.
Слайд №1.
Будем мы внимательны,
А еще старательны.
Сегодня мы будем задачи решать,
А еще складывать и вычитать.
А мы тоже с вами приглашены в гости, а к кому узнаем позже.
Но по дороге нам предстоит справиться с некоторыми трудностями.
2.Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам. (уч-ся работают самостоятельно по карточкам.) Приложение 1.
2. Чтобы отправиться в путешествие мы составим маршрут.
(на доске записаны числа)
- точкой отсчета будет число, указывающее на сегодняшнюю дату. (23)
- от него продолжим путь к числу, в котором 2 десятка и 1 единица. (21)
- далее число, в котором одинаковое количество единиц и десятков. (44)
- потом число, в котором единиц больше на 7, чем количество десятков. (29)
- последний пункт - число, сумма цифр которого равна 5.(50)
- Запишите эти числа в порядке возрастания. (21, 23, 29, 44, 50)
- Давайте проверим. Слайд №2.
- Назовите общий признак этих чисел.
- Найдите лишнее число.
- Увеличьте каждое число на одну единицу.
- Запишите этот ряд чисел. (22, 24, 30, 45, 51)
Слайд №3.
- Увеличьте числа последнего ряда на 3 десятка.(52,54,80,75,81)
Слайд №4.
- Подчеркните зеленым карандашом кол-во единиц в разряде единиц, а синим карандашом количество единиц в разряде десятков .
- Разложите на разрядные слагаемые некруглые двузначные числа. Запишите суммы в тетрадь.
- Какое число не разложили. (80)
- Почему? (это число круглое)
Итак, первую часть пути мы прошли. Дальше нам нужно найти неизвестное число, выполнив программу действий.
3) Выполнить программу действий: (запись на доске)
- Какие операции надо выполнить, чтобы найти неизвестное число? Обратные операции)
- Назовите обратную операцию действия сложения, вычитания.
(Учащиеся по одному выходят к доске, записывают под стрелкой действие и записывают число в кружок)
- Какое же число было зашифровано? (15)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Продолжим наш путь.
Слайд №5.
Перед нами препятствие в виде реки. Чтобы попасть в гости нам надо перебраться на другой берег, а моста нет. Если мы, верно, решим задачи - появиться мост.
Слайд №6.
4) Решение задач. (устно )
Миша нарисовал 4 картинки, а Саша столько же, полстолька и еще 1.
Сколько картинок нарисовал Саша?
Катя и Лена собрали по 1 стакану ягод. Катя пересыпала свои ягоды в маленькую баночку, а Лена в большую корзину. Где ягод больше?
Настя читает за минуту семь десятков слов. Никита на один десяток меньше. Сколько слов за минуту читает Никита?
Артем вылепил 9 объемных фигур. Семен вырезал десять плоских фигур. Сколько ребятам надо еще добавить фигур, чтобы их стало 20?
-И с этим заданием вы справились успешно. Молодцы! Перед нами появился мост, и мы можем перейти на другой берег реки, где нас уже ждут с нетерпением. Поторопимся. Последнее задание и мы у цели.
5) Решение математических выражений в виде игры "Кто быстрее?" (по вариантам)
30+20 40+10 16-6 18-8 27+3 35+5 96-90 84-80 30+5 70+8 23-20 48-8 64+4 53+3
- на какие группы можно разложить?
- решение выражений ( результаты в строчку через запятую)
- взаимопроверка.
Слайд №7.
- Каким правилом пользовались при вычислении? (группировали единицы с единицами, десятки с десятками)
- Вот мы и пришли в гости. Кто нас ждет?
- На этот вопрос мы найдем ответ у "шифровальщиков". Приложение 2.
(Мальвина и Буратино)
- У них тоже урок математики.
3. Изучение нового материала.
- Мальвина просит помочь ей обучить Буратино новому способу записи и решению сложения и вычитания двузначных чисел.
1) Комментированное решение у доски выражений
- 23+46
- 76-45
- Прочитайте разными способами эти математические выражения.
- Найдите результат. (учащиеся у доски находят результат развернутой записью- группировка единиц с единицами, десятков с десятками)
Слайд №8.
- Каким правилом пользовались?
- Какое свойство применяли?
- Что группировали?
- Какой недостаток при таком вычислении? (занимает много времени)
- А можно результаты этих выражения найти другим способом, более рациональным? (предположения детей)
Слайд №9.
- Прочитайте тему урока.
- Что нам известно из этой темы?
- Что не известно?
- Чему будем учиться?
- Кто может записать эти выражения в столбик?
- Кто-нибудь может объяснить нам, что обозначает каждое из чисел?
2) Работа по учебнику.
№1.(стр.76)
- Поработайте в парах - рассмотрите запись в столбик, обсудите)
- Расскажите и покажите где записано 1-е слагаемое, 2 слагаемое.
- Как обозначается знак равно?
- Где записывается знак действия?
- Прочитайте текст со знаком .
- Подчеркните ключевые слова. Назовите их.
(проверка)
Слайд №10.
- Какое главное правило при записи чисел в столбик? (единицы записываем под единицами, десятки под десятками)
- Где записываем результат?
- Как вычисляем? Составим план.
(проверка)
Слайд №11.
№2.(стр.76)
- Что общего у выражений 1 и 2 столбика?
(взаимосвязь действий сложения и вычитания, проверка сложения вычитанием и наоборот)
- Составьте алгоритм действия вычитания в столбик.
- Что изменилось в алгоритме в сравнении алгоритма действия сложения?
- Назовите и покажите друг другу компоненты действия вычитания.
(проверка по учебнику - текст со знаком ! ).
4. Первичное закрепление.
(фронтальная работа с комментированием.)
1) Задание №3 стр.77.
(обсудить, что вычисления проводятся по разрядам, обсудить возможные ошибки в записи, способы и необходимость проверки).
2) Самостоятельная работа в парах.
Задание №4 стр.77
(самопроверка )
Слайд №12.
5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что узнали нового ?
- Каким вычислениям помогли обучить Мальвине Буратино?
6. Самооценка.
Выберите кружок соответствующего цвета и покажите.