Цель: закрепление знаний об основных правилах поведения в природных условиях, развитие навыков определения сторон горизонта разными способами, вырабатывание представлений о способах обеспечения водой и питанием в условиях автономного существования, формирование умений о способах подачи сигналов бедствий.
Форма работы: групповая
Оборудование: полоски яркой самоклеящейся бумаги, разрезные картинки со способами ориентирования, кроссворд, слайдовая презентация с вопросами кроссворда.
Ход урока
Обучающиеся работают в группах по 4–5 человека.
1-е задание. Шестиклассникам предлагаются загадки, которые нужно не только отгадать, но и объяснить, как это связано с темой “Автономное существование человека в природе”.
2-е задание. Обучающимся выдаются разрезанные карточки по теме “Ориентирование”. Детям необходимо собрать карточки и рассказать, что за способ ориентирования изображен и как определить стороны горизонта, используя этот способ.
3-е задание. Отгадайте кроссворд “Съедобные и ядовитые растения и грибы”.
- В пищу используются ягоды, листьями и “звездочками” можно заваривать чай (земляника).
- У этого растения ядовиты ягоды, особенно незрелые. На первый взгляд, напоминает черемуху (бузина).
- Сок этого растения при попадании на кожу вызывает воспаление и ожог (борщевик).
- Ягоды можно употреблять пищу. В медицине используется при расстройстве кишечника (черемуха).
- Ягоды съедобны после заморозков (калина).
- Это растение распространено в хвойных и смешанных лесах. Ягоды съедобны (костяника).
- Растет небольшими плантациями с августа по сентябрь на пнях деревьев. При сборе необходимо быть внимательным, так как наряду со съедобными встречаются ложные (опенок).
- Съедобный гриб (лисичка).
- Листья и молодые стебли этого растения можно употреблять в пищу в свежем и вареном видах (клевер).
- Листья и молодые побеги этого растения пригодны для салатов в свежем виде, также можно использовать их в пищу вареными. В медицине используется как кровоостанавливающее средство (крапива).
Вопрос, какие еще ядовитые и съедобные растения и грибы вы можете назвать.
4-е задание. При помощи полосок из самоклеющейся бумаги составить специальные знаки для спасателей.
1- группа – нужен врач, серьезная травма;
следую в этом направлении
2-я группа – нужны медикаменты;
укажите направление следования
3-я группа – не имеем возможности к передвижению;
здесь можно безопасно совершить посадку
4-я группа – нужны пища и вода;
укажите направление следования.
5-я группа – требуются карта и компас;
да, нет
Вопрос, какие еще существуют способы подачи сигналов бедствия?
В заключение урока учащиеся каждой группы отвечают на вопросы:
- Как вы думаете, какие правила избегания попадания в экстремальную ситуацию существуют?
- Как вы считаете, почему к походу нужно тщательно готовиться?
- Если человек попал в экстремальную ситуацию в природе, какими правилами оно должен руководствоваться?
- Считаете ли вы, что знания о том, как вести себя в природе, могут пригодиться каждому человеку. Обоснуйте ответ.
Подведение итогов урока.
Список литературы:
- Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н., Кузнецов М.И. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для общеобразовательных учреждений 6 класс / А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 220 с.