Цель:
- Помочь ученикам актуализировать знания в области профессионального самоопределения.
- Познакомить обучающихся с формулой выбора профессии.
- Систематизировать имеющие знания старшеклассников в правильном выборе профессиональной деятельности.
- Повышать личностную заинтересованность школьников в рамках самопознания, саморазвития в профессиональном выборе.
Ход урока
Приветствие.
Добрый день! Я рада вас видеть.
Вступительная часть.
Тема нашего урока «Мой профессиональный выбор».
Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба.
Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.
Основная часть.
Определиться в этом поможет нам анкета. Какие трудности у вас есть в этом вопросе, в каком направлении строить нашу дальнейшую работу и для того, чтобы мы систематизировали и наглядно представили ваши интересы, способности, знания.
Анкета «Незаконченные предложения».
Предлагаю, вам заполнить анкету, которая называется «Незаконченные предложения». Данные предложения касаются вашей конкретной профессии, которую вы выбрали, если кто-то не определился, подумайте о той профессии, которую вы хотели бы получить и закончите, пожалуйста, данные предложения.
Отложите анкеты в сторону.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».
А я предлагаю вам поиграть в игру «Поменяйтесь местами те, кто…»:
- У кого хорошее настроение.
- Выбрал свою будущую профессию.
- Кто собирается поступать в ВУЗ.
- Кто не сориентировался в выборе профессии.
- Кто хочет уехать в другой город получать образование.
- Кто знает, как определить пути получения профессии.
Ребята, скажите, пожалуйста, что мы изучаем в процессе профориентационного курса? (Свои интересы, склонности, способности, психические процессы, темперамент и т.д.)
А как вы думаете, для чего нужно изучать интересы, склонности, способности, психические процессы? (Чтобы сделать правильный профессиональный выбор в соответствии со своими возможностями.)
Что нужно для правильного выбора профессии? (Знание профессий, знание своих интересов, способностей, склонностей и качеств, знание рынка труда.)
Итак, что же необходимо учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и к тому же получая, от этого удовлетворение?
Формула «Хочу», «Могу», «Надо».
Чтобы правильно выбрать профессию нужно учесть 3 важных фактора: «Хочу», «Могу», «Надо».
Все это можно изобразить в виде схемы.
Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.
Как вы думаете, что включает в себя фактор «Хочу»?
Желания, интересы, склонности человека, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но, и к самому процессу того, что человек делает. Чем я хочу заниматься? Кем я хочу быть? т.е. он отражает словесно-образное мышление «хочу».
Что включает в себя фактор «Могу»?
Любая профессия предъявляет определенные требования к человеку, к его способностям, возможностям и личностным качествам, что относится к профессионально важным качествам и определяет в конечном итоге профессиональную пригодность.
О профессиональной пригодности к профессии говорят тогда, когда человек усваивает профессиональные навыки без особого труда, испытывает удовлетворение от своей работы и в дальнейшем легко совершенствуется в ней. В таком случае считают, что у человека есть соответствующие способности.
Что включает в себя фактор «Надо»?
Это знание потребностей современного рынка труда и возможностей трудоустройства. Это те специальности, которые сегодня требуются в городе, регионе. Реальность рынка труда, потребность в выбранной профессии, относятся знания профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели, основывающихся на самооценке собственных достоинств и недостатков.
Таким образом, сделать обоснованный, правильный выбор профессии – это выбрать работу, которая
- во-первых, вызывает интерес и удовлетворение,
- во-вторых, может быть доступной и посильной,
- в-третьих, перспектива в плане трудоустройства.
Следовательно, рациональное соотношение факторов «Хочу», «Могу», «Надо» обуславливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешное выполнение профессионального плана.
Результаты анкеты «Незаконченные предложения».
Рассмотрев подробно формулу «Хочу», «Могу», «Надо», проанализируйте свои ответы.
Обсуждение. Кто желает поделиться своими результатами?
Упражнение «Профессиональный выбор».
Рассчитайтесь на 1, 2, 3-й и присаживайтесь за столы. Итак, 3 команды.
Подумайте и напишите, как вы понимаете:
- Для чего нужна работа?
- Какие возможности для человека дает работа разных профессий?
По окончании упражнения представитель команды расскажет: для чего человеку нужна работа? Каждая команда представляет свой список характеристик. Обсуждение.
Заключительная часть.
Притча «Руанский собор».
В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и
тот же вопрос: «Что ты делаешь?»
Один ответил: «Я кладу кирпичи».
Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб».
Третий: «Я строю Руанский собор».
В чём смысл этой притчи?
Итак, ответы каменщиков демонстрируют три позиции:
- Выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно.
- Задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении.
- Видеть общую цель деятельности, свой вклад в её достижении.
Поделитесь своими впечатлениями о нашей встрече.
Спасибо всем!