Цель: правовое просвещение учащихся, закрепление основных прав и обязанностей гражданина РФ посредством игры.
Оборудование: Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, уголовный кодекс РФ, административный кодекс РФ.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, участники и гости нашей игры!
Сегодня мы собрались, чтобы проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - господство законов. Приложение 1. (слайд 2) Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, "законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели".
Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет судить нашу игру.
А теперь, команды представьте себя, пожалуйста.
"Представление команд"
Название команды, девиз, эмблема..
Команда "Фемида" Девиз: "Закон суров, но он закон!" (команда учеников)
Команда "Уголовный кодекс" Девиз: "Безнаказанных не будет, невиновных не осудят!" (команда родителей)
I Конкурс "Разминка" Приложение 1. (слайд 3)
Ведущий: любой закон начинается с объяснения терминологии. Давайте вспомним некоторые правовые термины. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Что такое правонарушение?
- Какие виды правонарушений вы знаете?
- Назовите признаки преступлений.
- Назовите признаки проступков.
- Назовите виды юридической ответственности. (уголовная, административная)
- Какое наказание предусматривается законом за совершенное преступление?
- Какое наказание предусматривается законом за совершенный проступок?
- Назвать возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
- За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста?
II Конкурс "Знаете ли вы закон?" Приложение 1. (слайд 4)
Командам по порядку называются различные ситуации, надо определить, какие виды юридической ответственности наступают: уголовная или административная. За каждый верный ответ по одному баллу.
- Ученик разбил стекло. (администр)
- Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголов)
- Браконьер выловил трёх осетров. (уголов)
- Гражданин из мести поджёг дом соседа? (угол)
- Мальчик случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)
- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)
- Женщина украла чужого ребёнка (угол)
- Школьник появился в нетрезвом виде на дискотеке в Доме культуры (адм)
- Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)
- Юноши нецензурно выражались, приставали к прохожим на улице. (администр)
- Молодцы, вы хорошо справились
III Конкурс-поединок "Преступление и наказание". Команды обращаются друг к другу с заданиями, приготовленными заранее. Участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов и объяснить свой выбор. За верно решённое задание команда получает по 5 баллов.
Задание №1 Приложение 1. (слайд 5)
Команде "Уголовный Кодекс"
Группа юношей 16 лет гуляли вечером по улице. Навстречу им шел Федя, ученик 5 класса. Ребята стали приставать к мальчику, избили его, отобрали телефон и деньги. На суде юноши признали свою вину, раскаялись в содеянном.
Какое преступление совершили юноши? Какое наказание им грозит?
Варианты ответов:
Преступление:
- Кража
- Грабёж
- Вымогательство
- Разбой.
Наказание:
- Штраф
- лишение свободы.
- условное осуждение
- отсрочка исполнения наказания
Задание №2 Приложение 1. (слайд 6) Команде "Фемида":
15-летний Денис хочет стать полноправным членом компании взрослых (совершеннолетних) ребят. Зная это, парни предложили ему обеспечить их компанию автомобилем на сегодняшний вечер. У родителей Дениса нет своей машины, поэтому мальчик решился на угон чужой иномарки, оставленной беспечным хозяином ненадолго.
На суде Денис говорил, что хотел вернуть машину хозяину, после того, как они с ребятами покатаются.
Какое преступление совершил подросток? Какое наказание ему грозит?
Варианты ответов:
Преступление:
- Кража.
- Грабёж.
- Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения.
- Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
Наказание:
- Штраф
- лишение свободы.
- условное осуждение
- отсрочка исполнения наказания.
IV Конкурс "Всегда ли правы старшие?" Приложение 1. (слайд 7)
Ведущий: этот конкурс последний и решающий. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации. Ваша задача - прокомментировать её, ответив на мои вопросы.
Ситуация №1 Команде "Фемида":
Мать: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мать: да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын: Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию? Может ли самообслуживание стать препятствием в получении образования? Обратите внимание на ст.32 (В статье 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.)
Ситуация №2 Команде "Уголовный кодекс"
Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и придираетесь Вы к нам, двойки ставите. Пусть нам другого учителя истории найдут, посправедливее.
Учитель: Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? Обратите внимание на статью 13 Конвенции о правах ребёнка (закон здесь на стороне учителя, так как пострадала её репутация Статья 13.)
Ведущий: Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду- победительницу. Слово жюри.
Итог.
Поздравляем команду-победительницу. Мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра напомнила вам о том, что у детей и взрослых есть не только права, но и обязанности.