Цель: формирование представлений учащихся о малой родине – местечко Данки.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения: малая родина;
- способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма , формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся, любви к своей стране и малой родине.; экологическое воспитание;
- развивать у детей речь, артистические умения и навыки, желание у детей больше узнавать о своем крае.
Ход занятия
I. Организационный момент. Настрой на занятие.
Начинается занятие с включенного видеоролика и чтения одного из учеников стихотворения З. Александровой «Родина»:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
II. Сообщение темы занятия.
Вступительное слово ведущего: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. А как называется наша страна? Правильно, Россия или Российская федерация. Это первое и главное значение этого слова. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о местечке Данки Серпуховского района Московской области.
К этому занятию мы с вами долго готовились. Одним из заданий было выразить с помощью рисунков свое отношение к малой родине.
Звучит песня Марка Бернеса « С чего начинается Родина?» и идет видеоролик с рисунками детей.
III. Введение в тему.
Ведущий: Видите, какая разная в вашем представлении Родина! Послушайте стихотворение М. Пляцковского «Родина» Стихотворение читает ученица.
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя.
Видишь звёздочки Кремля?
Это Родина моя!
Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина
Это тоже – Родина.
IV. Эсторический экскурс.
Ведущий: Ребята! А вы любите путешествовать? Мы предлагаем вам отправиться в необычное путешествие – в далёкое время, когда наша малая родина – местечко Данки только родилось. Ребята из 3 класса провели исследование об истории Данков. Сейчас они перенесут вас во время, когда на месте Данков был непроходимый лес. Итак, отправляемся.
(Несколько ребят третьеклассников рассказывают и показывают презентацию)
1 слайд
Моя малая Родина – местечко Данки.
2 слайд
Трудно себе представить, что когда-то на месте нашего местечка бурлила очень насыщенная жизнь и население равнялось маленькому городу. Итак, начнем наше путешествие во времени…
3 слайд
Первоначально наша малая родина называлась ДОНКИ. В 20-е годы ХХ века по неизвестной причине поменялось на ДАНКИ.
4 слайд
Есть 2 версии происхождения названия нашего местечка:
- От болгарского слова «данк» – подать, налог, дань.
- От украинского «данок» – даяние, дар, пожалование.
5 слайд
Местечко Данки , как населенныйпункт образовалось в ХIХ веке. В конце 1850-х годов купец Мараев покупает у разорившихся купцов Ереминых пустующие земли и прилегающие к ним леса. Прежде здесь стояла лишь сторожка лесника.
6 слайд
Ставит плотину на реке Сушка. Образуется пруд, в котором сейчас вы купаетесь летом.
7 слайд
На его берегу строится большое фабричное здание. Мараевы выпускали дешевые ситцы, которые быстро раскупались рабочими. Помимо фабрики работал лесопильный завод и кузница. Для своих рабочих Мараевы построили спальни (жилые дома) и фельдшерский пункт.
8 слайд
Через 25 лет после основания поселка на фабрике в Данках было три отделения ситценабивное, отбельное и красильное. Работало у Мараевых в то время 170 человек.
9 слайд
В 1887 году Мефодий Васильевич Мараев женится на купеческой дочери из Медынского уезда Анне Васильевне, ставшей впоследствии полной хозяйкой всех богатств. Мараева очень любила детей. Она открыла в Данках приют для детей сирот, где была попечительницей.
10 слайд
Мараевы связали Данки с Серпуховом двенадцативерстной дорогой мощеной булыжником. В таком виде дорога Просуществовала до 60 годов ХХ века. После установления советской власти производство пришло в упадок и фабрика была закрыта. На восточной окраине Данков в 1919 году была создана коммуна с 20 десятинами земли, 19 трудоспособными и 46 едоками.
В 1930 году был организован колхоз “Рассвет”.
11 слайд
В 1924 году на базе мараевских зданий в Данках открыли дом инвалидов на 1700-2000 человек. Данки стали по численности населения малым городом, каких много в России. При доме имелись 2 электростанции на 30 киловатт каждая, моторное хозяйство, водонапорная станция, канализационная сеть, прачечная, сушилка, гараж, мельница, кирпичный завод, производительностью 50 тысяч штук за сезон. Бани, ткацкий цех, сапожная мастерская,
12 слайд
швейный цех, трикотажное производство на отходах и местном сырье, библиотека с 5000 томов книг, читальня, радиоузел на 250 точек, киностационар, СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА, детский сад, детские ясли, потребкооперация, почтовое отделение со сберкассой. Имелась пасека на 100 пчелосемей, теплица и парники, огородная плантация на 10 га, с которой снимали ежегодно 50 тонн картофеля, 70 тонн капусты, 40 тонн свеклы и других овощей.
13 слайд
В период Великой Отечественнойвойны был создан Промысловый Комбинат, который делал теплые носки, варежки телогрейки и другие вещи для армии.С 40-х по 60– годы Данковская школабыла семилетней. В 1960 году на придорожной поляне рядом с существовавшим до войны кирпичным производством была построена новая школа.
14 слайд
В этом году исполнилось 50 лет со дня постройки новой школы, в которой мы сейчас с вами учимся.
V. Краеведческий музей.
Ведущий: Для расширения ваших знаний об истории малой Родины была проведена экскурсия в наш школьный краеведческий музей. (кадры презентации о посещении музея) Там вы тоже узнали много интересного о наших Данках.
VI. Рассказ о достопримечательности Данков – Приокско-террасного биосферного заповедника.
Ведущий: А сейчас мы хотим вам предложить… В это время из шкафа, замаскированного под дерево, вылезает Лесовичок (наряженный под Лесовичка старшеклассник)
Лесовичок. Лес заповедника – мой родной дом. Вы заботитесь о своей родине и я хочу, чтобы в моём лесу все, кто приходит туда соблюдали правила поведения, не нарушали наш покой. Я хочу проверить, как вы знаете эти правила.
Если вы согласны с тем, что я произношу, то вы встаете и поднимаете руки вверх, если нет – топаете ногами, сидя на месте.
Игра «Да – нет»
- Наконец-то мы выбрались на машине в лес. Можно пошуметь, покричать, включить на всю громкость музыку, ведь людей вокруг нет, никому не помешаем.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной лесной тайны.
- Не рвите цветы на лесных полянках, не ломайте веток, не гните деревья.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки наплести, огромные букеты нарвать, подумаешь, травы в лесу много!
- Страшную жабу, противную улитку, гусеницу, злую гадюку нужно выгнать из леса, они здесь не нужны.
- Все животные нужны, все животные важны!
- Пришёл в лес, увидел гнездо с птенцами, не подходи близко, не пугай птиц.
- Не ловите бабочек – они так нужны цветам!
Спасибо, ребята. Я вижу, вы знаете хорошо свой родной край и его природу. Приходите ко мне в гости почаще, я буду ждать вас. Уходит.
VII. Рассказ о Данковском поселении Серпуховского района Московской области.
Ведущий: Наше местечко Данки является центром большого Данковского поселения Серпуховского района Московской области. Почему оно так называется и когда было образовано нам сейчас расскажет помощник главы Данковского поселения Андрей Андреевич Агеев.
VIII. Представление гимна Данков. Данковский хор.
Ведущий: У каждого государства есть свои символы. Какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
А знаете, что в местечке Данки недавно появился свой гимн? Сейчас ваши мамы и бабушки исполнят вам его.
В исполнении Данковского хора звучит гимн Данков.
IX. Исполнение танца «Светит месяц» хореографического коллектива районной школы искусств.
Ведущий: В Данковском хоре поют ваши мамы, бабушки, а иногда с ними выступают и наши ученики. Наш край богат талантами.
Стихотворение читает ученица.
Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты.
Нами край наш славится!
(Дети РШИ исполняют танец «Светит месяц»)
X. Исполнение частушек.
Стих читает ученица:
Каблучки у нас стучат,
Крепко все подкованы,
А частушки, что поём мы,
Все запатентованы!
Мы Данковские просторы
Малой родиной зовем.
Чистым воздухом здесь дышим,
Песни звонкие поём.
Припев:
Раз, два, мужики
Любим мы свои Данки
Три, четыре девочки
Начинай припевочки
Дружно мы в Данках живём,
Блины, пряники жуём.
Пасху отмечаем,
И весну встречаем.
Как на родине у нас
Заповедник – Высший класс.
Зубры размножаются,
По миру расселяются.
Талисман олимпиады -
Леопард, дельфин, медведь.
Мы б с тобой зубра послали,
Чтоб на Сочи посмотреть.
В нашей школе год за годом
Детки славные растут.
За экологию болеют,
Мир в обиду не дадут.
Мы данковские ребята
И не хуже москвичей
Мы природу очень любим
Малой родины своей.
Дорогой любимой школе
Недавно было 50.
Школа наша молодеет
От улыбок всех ребят.
XI. Представление фильма о Данковской школе. Фильм «Зубрик Ньюс»
Ведущий: Для многих людей образ Родины неотъемлемо связан с большим домом, в котором человек получает путёвку в большую жизнь. Это, конечно, школа. В этом году наша родная школа отметила свой 50 – летний юбилей. Хотите посмотреть фильм о ней? Смотрите внимательно, может, кто-то и себя увидит.
(Просмотр фильма) (Приложение у автора)
XII. Представление символа района – Зубренка.
После просмотра фильма в зал приходит Зубрёнок (наряженный в костюм Зубра старшеклассник)
Зубрёнок: Я услышал, что вы здесь говорите о своей малой родине. А я родился и вырос в Зубропитомнике Приокско-террасного заповедника. Вы были у меня в гостях? Наш заповедник является жемчужиной Подмосковья. Я привел к вам человека, который знает о моем родном доме очень много.
Рассказывает об истории заповедника экскурсовод Аблеева Л.М.
XIII. Подведение итогов занятия.
Ведущий: Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, наш родной Данковский край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Стихи читают ученики 3 класса.
А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок .
Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,
Может, у океана, на дикой скале,
Человек, своей жизни, фундамент заложит
И свой выстроит дом, лучший дом на земле.
И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,
И ребенок родится, как положено, в срок
На большой своей Родине, с именем Русь,
Назовет малой Родиной, тот уголок.
И куда бы он не был заброшен судьбой ,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать, у него за спиной,
Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина
Исполнение песни «Моя Россия»