Метод проектов в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности, как минимум, одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы является основной задачей учителя этого предмета. Чтобы добиться этого, необходимо процесс овладения иноязычной речью сделать не только посильным, но и увлекательным. С этой целью учителя иностранного языка стремятся разнообразить учебный процесс путём использования современных образовательных технологий. Так, многие педагоги обращаются к методу проектов. Работа над проектом заставляет учеников самостоятельно искать дополнительные источники информации. Они ощущают необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей.

В нашей школе, наряду с другими современными технологиями, также используется метод проектов. Проект - это коллективное творческое дело, которое завершает изучение той или иной учебной темы. Это может быть выставка творческих работ по изученной теме, конкурс сочинений, коллаж, книжка-раскладушка, альбом-путеводитель и, наконец, компьютерная презентация. Кроме перечисленных творческих дел, проектную методику можно использовать на завершающих уроках по той или иной теме, проводимых в нестандартной форме. Это может быть урок-экскурсия, урок-пресс-конференция, круглый стол и т.д.

Работа над проектами возможна на всех этапах обучения. Однако опыт показывает, что оптимальный эффект она имеет в среднем звене. Это связано, вероятно, с психолого-педагогическими особенностями ребят. В этом возрасте им ещё всё интересно, они с удовольствием откликаются на всё необычное. Уже с 5 класса мы начинаем заниматься проектной деятельностью. Так, при изучении темы "Wie sieht Gabis Stadt zu verschiedenen Jahreszeiten aus?" ("Как выглядит город Габи в разные времена года") ребятам предлагается выполнить следующий проект: к заключительному уроку по теме нужно создать коллаж из рисунков и сочинений на немецком языке. Каждый ученик выбирает время года и место, о котором он будет рассказывать: это может быть его родное село или город, понравившийся ученику. Сочинение пишется на альбомном листе, украшается рисунками, фотографиями или вырезанными из журналов картинками. Затем все работы ребят объединяются: помещаются на лист ватмана (или несколько листов, если класс большой) под общим заголовком "Alle Jahreszeiten sind schon" ("Все времена года прекрасны"). Ученикам даётся установка: собрать как можно больше материала для своего рассказа, чтобы сочинение получилось интересным и содержательным. Они должны рассказать о том, как выглядит природа в то или иное время года, какая бывает погода, что делают люди и какие бывают праздники. В процессе изучения темы ребята накапливают необходимый речевой материал.

На заключительном уроке оформляется коллаж, и школьники представляют выполненные работы: рассказывают о своём любимом времени года.

  • Работа над проектом проходит в несколько этапов:
  • Объявление вида проекта.
  • Накопление фактического и языкового материала. Выполнение проекта.
  • Представление выполненной работы.

Остановимся подробнее на каждом из данных пунктов на примере проекта к теме "Bundeslander, was Neues?" ("Федеральные земли. Что нового?") в 10 классе по учебнику Ворониной Г.И., Карелиной И.В. "Немецкий язык, контакты".

Объявление вида проекта

В начале изучения темы учитель объясняет структуру работы над темой учебника и предлагает выполнить компьютерную презентацию о странах, в которых немецкий язык является государственным, и представить её на заключительном уроке. Ребятам предлагается разделиться на группы с учётом того, чтобы в каждой из них был хотя бы один ученик, имеющий дома компьютер. Количество групп соответствует количеству стран. Каждая группа должна подготовить несколько слайдов о стране по примерному плану:

  • Общие сведения о стране.
  • Столица.
  • Крупнейшие города.
  • Природа.
  • Население.
  • Культура.

Кроме того, ребятам нужно придумать небольшую викторину по материалам своей презентации. Оговариваются примерные сроки выполнения работы, а также сроки промежуточных отчётов.

Накопление фактического и языкового материала. Выполнение проекта.

Ученики распределяют обязанности внутри группы. Затем они начинают подбирать необходимый материал, источниками которого являются учебник; литература, имеющаяся в кабинете иностранного языка; литература сельской и районной библиотек; Интернет. Время от времени группы отчитываются перед учителем о проделанной работе.

Представление выполненной работы

Проект представляется на заключительном уроке темы. Каждая группа демонстрирует и комментирует свою презентацию. Остальные ученики внимательно слушают. Затем все учащиеся отвечают на вопросы викторины, которая предлагается в напечатанном варианте.

Метод проектов может быть использован не только на уроках, но и во внеклассной работе. Как известно, внеклассная работа является не только продолжением урочной деятельности, но и важным средством мотивации в обучении иностранному языку. Замечено, что авторитет предмета находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы. Материал её интересен школьникам и вызывает у них желание узнать ещё больше о стране и лучше овладеть языком.

Одним из видов проектной деятельности во внеклассной работе является выпуск стенгазеты на немецком языке. В нашей школе традиционно выпускаются стенгазеты к новогодним праздникам. Перед учениками ставится цель, обсуждается план работы: выбираются ответственные за этот проект учащиеся, согласовываются рубрики будущей стенгазеты, её форма, источники материала, сроки изготовления. Подготовкой и оформлением газеты занимаются ученики, имеющие высокий уровень обученности немецкому языку. Источниками материала служат различные печатные издания: журналы "Der Weg", "ИЯШ", книги Г.И. Мокроусовой и Н.Е. Кузовлевой "Организация внеклассной работы по немецкому языку" и О.Ф. Серёгиной "Denk nach - los fix". Учащиеся собирают нужную информацию, придумывают кроссворды, загадки, ребусы. Вместе с учителем они решают, какие рубрики будут в стенгазете, как она будет называться. Выпускаемая газета должна иметь интересную форму: она может быть в виде ёлки, снежинки, варежки, символа года и т.д. Стенгазета вывешивается в кабинете иностранного языка. Ученики могут рассмотреть и прочитать её во время перемен. Материалы газеты используются по мере возможности на уроках: стихи и загадки помогают проводить речевую зарядку, тексты из рубрики "Это интересно" можно использовать для аудирования. Разнообразие форм использования материалов газеты в образовательном процессе включает в себя и индивидуальные задания, и конкурсы на лучшего чтеца, знатока немецкого языка, и т.п.

Таким образом, мы видим, что проектная деятельность может широко применяться как на уроках иностранного языка, так и во внеклассной работе. Использование метода проектов позволяет поддерживать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, стимулирует познавательный интерес, делает процесс обучения увлекательным, у школьников появляется стимул совершенствовать свои знания, применяя их в нестандартной обстановке.