Интегрированное занятие "Общие традиции России и Великобритании"

Разделы: Химия, Иностранные языки


Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма проведения: урок - практикум.

Образовательные технология, реализуемые на уроке:

- проблемно-диалоговая.

Цель урока: Совместно с обучающимися проанализировать особенности химического состава чая, связанные с использование, в ходе выполнения практической работы, показать прикладной характер, мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное изучение традиций народов связанных с употреблением чая .

Задачи урока:

  • рассмотреть историю появления чая в России и Англии;
  • познакомить обучающихся с химическим составом чая, научить определять качества чая, молока;
  • приобщить обучающихся к культуре русского и иноязычного народа;
  • продолжить формирование умений выполнять практическую работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать;
  • формирование умения правильно заваривать и пить чай;
  • продолжить формирование умения: приобретать лингвострановедческие знания, самооценки, взаимооценки;
  • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, практическая работа, работа с информацией, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с информацией, выполнение практической работы);
  • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока).

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, искусство, технология.

Ход урока

Актуализация знаний. Введение в тему.

Учитель химии

Здравствуйте уважаемые гости, ребята позвольте начать наше сегодняшнее занятие с фрагмента детской песенки - про чай.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока (ответы учащихся)

Действительно речь пойдет о чае и традициях чаепития на Руси и Англии.

Напишите ваши ассоциации, возникшие со словом чай. (3-5 минут)

Назовите их (ответы учащихся)

Как вы думаете, почему, после того как выпьешь чашечку чая, вы просыпаетесь, и начинаете действовать осознано?

О каких свойствах чая говорится в этом высказывании? (ответы учащихся)

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы

  • Почему чай самый распространенный напиток?
  • Как правильно приготовить чай?
  • Каков состав чая?
  • Как определить качества чая?
  • Как можно применять чай

Для того чтобы ответить на эти вопросы работать будем в группах, время работы в группах по заданию 5-7 мину.

English teacher - учитель английского языка

Здравствуйте ребята во время изучения материала, вам будет предложена презентация "Чаепитие на Руси" и видеофильм "Англия".

Изучение нового материала

Учитель английского языкаr: Good aft noon every body! Welcome to our creative workshop Today we are going to talk about tea. You are sitting at tables which have been laid according to Russian and English tradition. Let me introduce our assistants, two charming cooks. And now look at the screen.

Первый ученик: Когда русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов с богатыми подарками к монгольскому Алтан - хану тот, встретив их с почестями и за званым обедом, поил их терпким горьковатым напитком, называемым чаем. Провожая русских посланников, хан подарил русскому царю 200 пакетиков с надписью "бах- ча". Возвратившись в Москву, послы вручили царю пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал отвар на больном придворном, который подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить питьем царя и его приближенных этим отваром, а потом настолько отвар пришелся по вкусу, что его пристрастились пить в царских хоромах и богатых домах каждый день. В XVII столетии чай стал продаваться в московских лавках наравне с другими товарами. С той поры и стали на Руси "чай гонять" с блюдечка, да с сахарком - вприкуску или внакладку, на худой конец - вприглядку, но непременно до седьмого пота!

English teacher: England. The English like tea with biscuits, cakes and sweets. Traditionally they drink tea six or seven times a day: in bed, at breakfast, at lunch between lunch and breakfast, during the day and at 5 o, clock. As you know, the English have tea with milk/ first they pour some milk into the cup and then tea. It ,s difficult to say where this English tradition came from. Maybe it came from the 17 oh century, when the English poured tea into cups made of fragile Chinese china which was very expensive. And in order not to break the expensive cups they poured warm milk into them and only then hot tea. And now we call tea with milk English.

Учащиеся получают информационные карты, тексты на английском языке (изучение истории чая) - (приложение1) 10 - 15 минут

  • Из какой страны появился чай?
  • Как пили чай в Англии до того как он появился в Европе?
  • Сколько чашек чая выпивают англичане?

(ответы учащихся)

Второй ученик: В России во всех городах элита общества (дворяне, аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую традицию чаепития. Чай был не столько потребляемым напитком, сколько поводом для общения. Существовала культура чаепития например - самовар и большое количество сладкой еды; сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, булочки. В городах были десятки чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. В советский период в стране сформировалась мощная чайная индустрия, которая на тот момент была наиболее развита в мире. Начато собственное производство чая в Грузии и Краснодарском крае.

Известно много видов чая: черный, зеленый, красный, желтый, белый, даже фиолетовый.

Про чай слагали стихи поэты, художники писали картины.

Учитель химии: Подводя итог можно добавить, что по большому счету, совершенно не важно, какой чай вы предпочитаете.

Второй ученик:

Ведь чашечка чая - это повод для встречи, чашечка чая - это уют в доме и мир в душе.

На Востоке говорят: когда встречаются друзья, им чай без сахара сладок.

Для употребления чая нужно уметь оценить качество чая.

Учитель химии: Качество чая можно определить по следующим показателям:

цвет, блеск, типсы, однородность, включения, скрученность чаинок, сухость, запах.

Работа в группах

Предлагаем вам определить качество отдельных видов чая. Заполните таблицу

Сводная таблица определение качества чая

Возьмите чайную ложку чая и проведите анализ качества. Данные запишите в таблицу, сделайте вывод о качестве чая и сравните его с информацией на упаковке (по пятибалльной системе)

Показатели Требования к чаю Название
Качество (первого чая) Качество (второго чая) Качество (третьего чая)
Цвет Черный чай - черный, зеленый чай - зеленый, красный чай (оолонг) - коричневый      
Блеск Высокого качества чай - с "икринкой", неярким отблеском, переливом, чай среднего качества - тусклый      
Однородность сырья Высококачественный чай - чаинки одной величины, чай среднего качества - чаинки более мелкие, есть труха, пыль, обломки листьев (чем больше, тем ниже качество)      
Посторонние выключения Чай низкого качества - наличие кусков дерева, бумаги, фольги и другие      
Скрученность чаинок Высококачественный чай - чаинки скручены сильно, чай среднего качества - чаинки скручены резко.      
Запах Черный чай - смолисто-цветочный (сладкий), зеленый чай - травяной (горький), оолонг - земляной (дымчатый)      
Вывод о качестве исследуемого чая.        

Учитель химии: Сделаем вывод о свойствах выданных вам образцов чая. Какой чай лучшего качества и почему? (ответы учащихся)

Каков же химический состав чая?

Чай состоит на 30-40% из экстрагированных веществ, то есть растворенных в воде веществ. В черном чае 30-45 % растворенных веществ, а в зеленом больше 40-50%. Кроме того чем чай моложе тем богаче лист растворенными веществами. Тем выше качества сухого чая, полученного из них, тем вкуснее чай.

Чайный лист имеет уникальный состав. Точное содержание компонентов до сих пор неизвестно, но в только что сорванном листе 75 % воды, после сушки в чае остается ее лишь 3-4 % и растворимые и нерастворимые вещества и витамины.

Познакомиться с химическим составом чая предлагаю следующим образом. Прочитайте информацию (приложение2) и заполните таблицу, сделав анализ положительно и отрицательно действующих веществ.

Работа в группах (5-7 минут) Заполните таблицу, распределяя вещества по их значению для человека.

Сводная таблица "Химический состав чая"

Вещество чайного листа Положительное Отрицательное
     
     
     

Попробуем определить, самое вредное вещество в чае для этого выполни практическую работу. Определение выделение кофеина их чайных листьев, витамина "С" по инструктивной карте (приложение 3)

Учитель химии: Созревший чайный лист весьма сложен по своему химическому составу, но среди них "три кита", определяющие основные качества сырья - кофеи, танин, эфирные масла. От этих трех слагаемых и идут главные достоинства чайного напитка - бодрость, вкус, аромат.

Учитель английского языкa: We in you for a cup of English tea. But I am not sure the milk I have is fresh and undiluted. As far as I know, if vou want to get rid of sour taste of milk you should add some soda into it. And sometimes people add some starch to hide the fact that the milk has been diluted.

Учитель химии: перед вами три стана с молоком. Докажите с помощью качественных реакций наличие добавленных веществ, ухудшающих качество и вкус чая, (приложение 3)

English teacher: Proverbs are the wisdom of people whether they are English, French or Russian. Proverbs teach us life, they explain how to choose friends, what is right and wrong in people's behavior and so on. Give Russian equivalents to English proverbs and idioms. Look up some Russian tea - proverbs.

Not for all the tea in China пригубить чашку
Storm in a tea - cup буря в стакане
The cup that cheers, but does not inebriate напиток веселящий, но не пьянящий
Kiss the cup переполнить чашу терпения
Make the cup run over испить чашу терпения

Установите соответствие (пословицы на английском языке и переводом на русском языке) приложение 4

Учитель химии: Чай имеет еще полезные свойства, которые можно использовать в косметических целях. Познакомиться с данными свойствами чая, предлагаем вам, прочитав наш буклет.

  • Как же правильно заваривать и пить чай?
  • Мы ответили на все вопросы о чае?
  • Остались интересующие Вас вопросы?

Домашнее задание: Найти информацию интересующую вас.

А теперь я предаю слова Нине и Виктории учащихся ОГУ НПО ПУ - 66. (рассказ о правильном заваривании чая разных сортов, правила наливания чая)

Чаепитие (Разных сортов чая по вкусу с печеньем, конфетами, сахаром, печеньем, баранками. Обслуживают учащихся и гостей учащиеся)

Благодарю Вас за плодотворную работу на уроке и предлагаю провести рефлексию

Игра "5 пальцев"

  • Информация была интересна
  • Я знаю особенности химический состав чая и его свойства
  • Мне понравилось, как я работал на уроке
  • Я удовлетворен работой своей группы
  • Я готов к выполнению домашней работы
  1. Если вы загнули все 5 пальцев - материал усвоен успешно
  2. Если 4 пальца - вы хорошо поработали на уроке
  3. Если 3 и меньше - возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы

Спасибо всем за сотрудничество. Желаем Вам дальнейших успехов и хорошего настроения!

Приложения