Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (428 кБ)


Образовательные цели и задачи урока - сформировать знания о процессе оплодотворения, объяснить главную суть этого процесса, его биологическое значение;

- дать представление об особенностях оплодотворения у цветковых растений;

- развить: а) навыки работы с источниками информации и раздаточным материалом; б) умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Личностная значимость изучаемого материала для школьников - воспитывать трепетное отношение ко всему живому на планете и к рождению ребенка как к уникальным сущностям, возникшим в результате комбинации генов обоих родителей;

- настроить юношей и девушек на сознательное отношение к своему здоровью и ответственности за здоровье будущего поколения ;

- дать профессиональное направление;

- навыки работы в группах, коммуникативного общения;

- умение выходить за рамки стандартного мышления.

План урока Организация урока: проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

Проверка знаний по темам “Типы размножения организмов”, “Мейоз”, слайды № 2 -11

- тестирование;

- взаимопроверка и оценивание знаний друг друга.

- комментарии вопросов и ответы на экране, обобщение.

Переход к новой теме: тема урока и постановка цели урока:

учащиеся делятся на группы, каждая группа получает карточки с познавательными заданиями, все варианты ответов обсуждаются и корректируются по плану:

- сущность и биологическое значение оплодотворения;

- двойное оплодотворение у покрытосеменных растений (рассказ учителя с элементами беседы с использованием знаний учащихся по разделу “Растения”, видиофильм (фрагменты),

слайды № 12 - 18

- изучение строения проросших семян, нахождение эндосперма и зародыша семени у однодольных растений и семядоли и зародыш семени двудольных растений;

- оплодотворение у животных, типы оплодотворения у животных (беседа с использованием мультимедиа – слайды № 19 – 23)

- просмотр видиофильма “Как зарождается жизнь”.

- планирование семьи и рождения ребенка - важный фактор духовного и физического здоровья потомков;

- цитирование из книги В. Мегре “Родовая книга”.

4. Выводы:

- оплодотворение – это процесс восстановления   диплоидного набора хромосом:

- к рождению детей нужно относиться сознательно, здоровье ребенка зависит того как юноши и девушки берегут свое здоровье, девушкам и юношам, не желающим иметь детей, необходимо применять противозачаточные средства;

- аборты после 12 недель запрещены - это расценивается как убийство человека;

- рождению ребенка роженице помогает врач – акушер, эти специальности можно получить в медицинском институте или медицинском колледже.

5. Закрепление, рефлексия :

А) учебник , стр. 87, ответить на вопросы 4,5;

Б) ответить на тест (задания на экране, слайды № 24 - 30).

6. Подведение итогов урока.

Методы обучения Словесный, наглядный, самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности учащихся. Фронтальные, индивидуальные, групповые, дифференцированная (разноуровневая ).
Приемы деятельности учителя. Проблемная беседа с применением мультимедиа , проведение эксперимента, тестирование.
Средства обучения. Набор тестовых заданий (2варианта).

Карточки с разноуровневыми познавательными заданиями.

Видeофильмы: “Двойное оплодотворение у растений”,

“Как зарождается жизнь”.

Мультимедиа.

Таблица :Размножение лягушки”.

Лупы.

Наклюнувшиеся семена фасоли, пшеницы в фарфоровых чашечках.

Компьютер, мультимедийная приставка , интерактивная доска.

Живые цветы.

Познавательные задания. Объясните механизм восстановления диплоидного набора хромосом у организмов в результате полового размножения. (репродуктивный уровень).

Являются ли дети точной копией своих родителей?

Чем можно объяснить различия между родительскими организмами и их потомками? (репродуктивный уровень) .

Какие факторы нашей жизни могут влиять на здоровье будущих детей? (творческий уровень ).

Как вы можете объяснить выражение “осознанное материнство и отцовство” или что такое планированная беременность ? Как оно способствует рождению здорового ребенка? (творческий уровень)

Клонирование . Ваше отношение к клонированию человека. (творческий уровень )

Организация деятельности учащихся Решение проблемных задач, анализ полученной информации и формирование вывода . Просмотр мультимедиа. Самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом.
Развитие умений и навыков. Закрепление навыков работы с натуральными объектами и наглядным материалом; сравнение, установление причинно-следственных связей,,внутрипредметных и межпредметных связей; поиск необходимой информации с использованием разных источников информации; развитие навыки коммуникативного общения .
Основные понятия и термины урока. Гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, зигота, двойное оплодотворение у растений, центральная клетка, эндосперм.
Источники информации. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. учебник “Общая биология”, 10 класс, мультимедийное сопровождение урока.
Домашнее задание. Задание на дом: стр. 85-87, вопросы, рисунок 33.

Источники информации

  1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Методическое пособие к учебнику. Дрофа 2005 г.
  2. В. Мегре Родовая книга - Москва – Санкт – Петербург, Диля, 2008 г.
  3. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Цветок
  4. Двойное оплодотворение у растений http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/0005134e.htm
  5. Видеофильм http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/0005134e.htm//www.youtube.com/watch?v=j2l1qTyCdQ8
  6. Оплодотворение у животных http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/0005134e.htm
  7. Видeофильм “Как зарождается жизнь” http://www.youtube.com/watch?v=lZZcZfwjt-E&feature=related