Образовательные цели и задачи урока | - сформировать знания о процессе
оплодотворения, объяснить главную суть этого
процесса, его биологическое значение; - дать представление об особенностях оплодотворения у цветковых растений; - развить: а) навыки работы с источниками информации и раздаточным материалом; б) умение анализировать, обобщать, делать выводы. |
Личностная значимость изучаемого материала для школьников | - воспитывать трепетное отношение ко
всему живому на планете и к рождению ребенка как
к уникальным сущностям, возникшим в результате
комбинации генов обоих родителей; - настроить юношей и девушек на сознательное отношение к своему здоровью и ответственности за здоровье будущего поколения ; - дать профессиональное направление; - навыки работы в группах, коммуникативного общения; - умение выходить за рамки стандартного мышления. |
План урока | Организация урока: проверка готовности
к уроку, отметка отсутствующих. Проверка знаний по темам “Типы размножения организмов”, “Мейоз”, слайды № 2 -11 - тестирование; - взаимопроверка и оценивание знаний друг друга. - комментарии вопросов и ответы на экране, обобщение. Переход к новой теме: тема урока и постановка цели урока: учащиеся делятся на группы, каждая группа получает карточки с познавательными заданиями, все варианты ответов обсуждаются и корректируются по плану: - сущность и биологическое значение оплодотворения; - двойное оплодотворение у покрытосеменных растений (рассказ учителя с элементами беседы с использованием знаний учащихся по разделу “Растения”, видиофильм (фрагменты), слайды № 12 - 18 - изучение строения проросших семян, нахождение эндосперма и зародыша семени у однодольных растений и семядоли и зародыш семени двудольных растений; - оплодотворение у животных, типы оплодотворения у животных (беседа с использованием мультимедиа – слайды № 19 – 23) - просмотр видиофильма “Как зарождается жизнь”. - планирование семьи и рождения ребенка - важный фактор духовного и физического здоровья потомков; - цитирование из книги В. Мегре “Родовая книга”. 4. Выводы: - оплодотворение – это процесс восстановления диплоидного набора хромосом: - к рождению детей нужно относиться сознательно, здоровье ребенка зависит того как юноши и девушки берегут свое здоровье, девушкам и юношам, не желающим иметь детей, необходимо применять противозачаточные средства; - аборты после 12 недель запрещены - это расценивается как убийство человека; - рождению ребенка роженице помогает врач – акушер, эти специальности можно получить в медицинском институте или медицинском колледже. 5. Закрепление, рефлексия : А) учебник , стр. 87, ответить на вопросы 4,5; Б) ответить на тест (задания на экране, слайды № 24 - 30). 6. Подведение итогов урока. |
Методы обучения | Словесный, наглядный, самостоятельная работа. |
Формы организации учебной деятельности учащихся. | Фронтальные, индивидуальные, групповые, дифференцированная (разноуровневая ). |
Приемы деятельности учителя. | Проблемная беседа с применением мультимедиа , проведение эксперимента, тестирование. |
Средства обучения. | Набор тестовых заданий (2варианта). Карточки с разноуровневыми познавательными заданиями. Видeофильмы: “Двойное оплодотворение у растений”, “Как зарождается жизнь”. Мультимедиа. Таблица :Размножение лягушки”. Лупы. Наклюнувшиеся семена фасоли, пшеницы в фарфоровых чашечках. Компьютер, мультимедийная приставка , интерактивная доска. Живые цветы. |
Познавательные задания. | Объясните механизм восстановления
диплоидного набора хромосом у организмов в
результате полового размножения.
(репродуктивный уровень). Являются ли дети точной копией своих родителей? Чем можно объяснить различия между родительскими организмами и их потомками? (репродуктивный уровень) . Какие факторы нашей жизни могут влиять на здоровье будущих детей? (творческий уровень ). Как вы можете объяснить выражение “осознанное материнство и отцовство” или что такое планированная беременность ? Как оно способствует рождению здорового ребенка? (творческий уровень) Клонирование . Ваше отношение к клонированию человека. (творческий уровень ) |
Организация деятельности учащихся | Решение проблемных задач, анализ полученной информации и формирование вывода . Просмотр мультимедиа. Самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом. |
Развитие умений и навыков. | Закрепление навыков работы с натуральными объектами и наглядным материалом; сравнение, установление причинно-следственных связей,,внутрипредметных и межпредметных связей; поиск необходимой информации с использованием разных источников информации; развитие навыки коммуникативного общения . |
Основные понятия и термины урока. | Гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, зигота, двойное оплодотворение у растений, центральная клетка, эндосперм. |
Источники информации. | В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. учебник “Общая биология”, 10 класс, мультимедийное сопровождение урока. |
Домашнее задание. | Задание на дом: стр. 85-87, вопросы, рисунок 33. |
Источники информации
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Методическое пособие к учебнику. Дрофа 2005 г.
- В. Мегре Родовая книга - Москва – Санкт – Петербург, Диля, 2008 г.
- Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Цветок
- Двойное оплодотворение у растений http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/0005134e.htm
- Видеофильм http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/0005134e.htm//www.youtube.com/watch?v=j2l1qTyCdQ8
- Оплодотворение у животных http://medbiol.ru/medbiol/biology_sk/0005134e.htm
- Видeофильм “Как зарождается жизнь” http://www.youtube.com/watch?v=lZZcZfwjt-E&feature=related